Статья:

Духовно-нравственное развитие студентов, средствами адаптивной физической культуры

Конференция: XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Назаренко А.В., Кульчицкий В.Е. Духовно-нравственное развитие студентов, средствами адаптивной физической культуры // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(36). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 32-37.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Духовно-нравственное развитие студентов, средствами адаптивной физической культуры

Назаренко Анна Васильевна
студент, Ставропольский Государственный Педагогический Институт, РФ, г. Ставрополь
Кульчицкий Владимир Емельянович
доцент, Ставропольский Государственный Педагогический Институт, РФ, г. Ставрополь

 

SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF STUDENTS BY MEANS OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE

 

Anna Nazarenko

Student, Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol

Vladimir Kulchitsky

Assistant professor, Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol

 

Аннотация. На данном этапе общественного развития глобальные изменения, в значительной мере затрагивают образование. В статье рассмотрено, на сколько активно в современном обществе осуществляется потребность общественного и личностного развития подростков. Большими возможностями в формировании нравственного воспитания и культуры подростков располагает совокупность специальных видов физкультурно-спортивной деятельности. Рассмотрен актуальный вопрос о том, что средства адаптивной физической культуры являются наиболее, влияющими на духовно-нравственное развитие студентов.

Abstract. At this stage of social development, global changes affect education to a large extent. The article considers how actively the need for social and personal development of adolescents is implemented in modern society. Great opportunities in the formation of moral education and culture of adolescents have a combination of special types of physical culture and sports activities. The current issue of the fact that the means of adaptive physical education are the most affecting the spiritual and moral development of students is considered.

 

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; студенты; физкультурное образование; средства физической культуры; адаптивная физическая культура.

Keywords: spiritual and moral education; students; physical education; means of physical education; adaptive physical education.

 

На сегодняшний день, особо остро стоит вопрос перестроения ценностей, мировоззрений и социальных ориентаций молодого поколения. Снижения духовности общества в целом, приводит к актуальной проблеме формирования нравственной культуры подростков. Общество отказалось от морали, сформировавшейся в советский период, но не выработало новых моральных требований, адекватных настоящему этапу его развития [5; 7; 12]. В связи с этим подрастающее поколение нередко развивается в нравственной нищете и бездуховности, на идеалах навязанных модой. Это обусловливает необходимость особого контроля развития подрастающего поколения социальными институтами общества, так как объективное воздействие на личность оказывает система общественных отношений − образовательных, политических, идеологических, моральных, бытовых, семейных и др. [9, с. 5-6].

Традиционно, со сферой высшего образования, соотносят нравственное воспитание студентов, средствами физической культуры.

Однако, как показывают исследования О. С. Богдановой [1], Н. М. Борытко[2] В. В. Белоусовой [3], А. А. Гусейнова [5], О. Г. Дробниикого [6] и других ученых, можно констатировать, что образовательные организации в настоящее время не способны в рамках воспитательного процесса в полной мере разрешить проблему формирования нравственности подростков.

Важным упущением образования в становлении нравственности является недооценка ценностного потенциала физической культуры учащегося, в том числе и нравственной. Названный потенциал преимущественно сводится лишь к обучению двигательным действиям и воспитанию физических качеств [8, с.173-176]. В то же время полноценное и целенаправленное использование ценностей физической культуры в формировании нравственности учащегося может быть успешно применено в практике организации и реализации физкультурного образования. Это уже доказано многими исследователями [5; 6; 7; 12].

В связи с этим, как верно отмечает известный специалист по психолого-физкультурному образованию Е. П. Ильин, — возникает необходимость конструирования процесса физкультурного образования с использованием инновационных технологий, программ, методик по реализации традиционных и нетрадиционных видов  физкультурно-спортивной деятельности, направленных на формирование культуры личности и нравственной культуры [7, с. 96-97].

Разговор о нравственном воспитании студентов средствами физической культуры сводится сегодня в основном к отсутствию средств для улучшения материально-технического обеспечения учебных заведений для сооружения спортивной базы, для приобретения спецоборудования и специального инвентаря.

Конечно, денег действительно не хватает, но подчас мы и то, что имеем, используем неэффективно. И это одна из острых проблем [3, с. 152-166].

Адаптивная физическая культура (далее АФК) является новой для России, развивающейся областью образования, науки, культуры, социальной практики, орудием улучшения состояния здоровья, а также оказывает содействие самосовершенствованию человека. АФК – разностороннее понятие, имеющее много трактовок.

АФК представляет деятельность не только для оздоровления, но и формирования интересов, нужд, привычек, развития высших психических функций, воспитания и самовоспитания личности, самореализации индивидуальных способностей. Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, определенные аномальным развитием физической и психической сферы [14].

Физическая культура – один из видов культуры человека и общества. В соответствии с определением Л. П. Матвеева – «Физическая культура – органическая часть культуры общества и самого человека; основу ее специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития. Физическая культура является одним из эффективных средств всестороннего гармонического развития личности, действенным социальным фактором продвижения каждого человека по пути физического совершенствования» [15].

АФК – это социальный феномен, самой значимой целью которого является социализация личности, человека с отклонениями в состоянии здоровья. Что конечно, наиболее значимо влияет на формирование духовно-нравственного развития личности.

Духовное и физическое здоровье – неотъемлемые части человеческого здоровья, которые должны постоянно находиться в гармоническом единстве, обеспечивая высокий уровень здоровья [16]. Духовное здоровье воссоздает здоровье нашего разума, а физическое – здоровье тела.

Упражнения же, в свою очередь, повышают работоспособность организма, его здоровые функциональные возможности в целом. Комплексы разработаны с учетом медицинских требований, зачастую, проводятся на открытом воздухе. Отсюда, высокая эффективность оздоровительного влияния АФК.

Учебные дисциплины АФК имеют большое воспитательное значение. Они способствуют формированию силы воли, характера, разрабатывают устойчивую привычку к  режиму и здоровому образу жизни.

Важное значение отводится нововведению современных форм и методов физического воспитания людей. На сегодняшний день в системе Министерства народного образования работает более 23 тыс. преподавателей физкультуры. Значительное внимание уделяется вопросам повышения их квалификации и переподготовки в ведущих научных центрах и институтах страны. Созданы и внедряются в практику разработанные на основе современных требований государственные образовательные стандарты и в соответствии с учебными планами — учебные пособия по АФК [7].

Очевидно то, что для достижения поставленных целей духовно-нравственного развития студентов дисциплинами физической культуры, необходимы огромные совместные усилия, и немалые материальные вложения.

Подводя итоги можно отметить, что основными психолого-педагогическими рекомендациями к формированию нравственного воспитания студентов средствами физической культуры могут являться: комплекс осознанных знаний о ценностях физической культуры и ее роли в нравственном воспитании учащихся; осуществление системного взаимодействия педагога и студентов в формировании нравственной культуры молодых людей; соблюдение и приумножение всех видов физкультурно-спортивной деятельности нравственной направленности [1 с. 95].

Как было сказано выше, в России понятие АФК новое, развивающееся. Проблем на пути к благополучному развитию АФК достаточно, но с поддержкой государства, что уже является половиной успеха, с терпением и добротой квалифицированных педагогов и медицинского персонала можно добиться успехов.

Главное помнить, что комплексные занятия по АФК являются наиболее важным «механизмом» реализации целей и задач по профилактике и лечению заболеваний, укреплению здоровья, поддержанию верной работоспособности человека, а так же формированию потребностей личности в физическом и духовно-нравственном совершенствовании.

 

Список литературы:
1. Богданова О. С. О нравственном воспитании подростков: в помощь классным руководителям / О. С. Богданова, Л.И. Катаева, А.И. Шемшурина.- М. : Просвещение, 1979. − 11 с.
2. Борытко Н. М. Пространство воспитания: образ бытия: монография /
Н.М Борьтко. − Волгоград: ВГПУ, 2000. − 225 с.
3. Белоусова В. В. Воспитание в процессе спортивной деятельности. Нравственное формирование личности человека в условиях спортивной деятельности / В. В. Белоусова / Спорт и личность сб. статей. − М.: Физкультура и спорт, 2009. − С. 152-166.
4. Былеева Л. В. Подвижные игры / Л. В. Былеева, И. М. Коротков. − М.: Физкультура и спорт, 1982. − 224 с.
5. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности / А. А. Гусейнов. − 3-е изд. доп. и перераб. − М.: Молодая гвардия, 1988. − 271 с.
6. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственного воспитания / О. Г. Дробницкий. − М: Наука, 1997. − 333 с.
7. Ильин Е.П.  Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. − М.: Просвещение, 1987. − 287 с.
8. Кабирова, О. Р. Физическая культура и нравственное воспитание / О.Р. Кабирова // Известия Магнитогорского (Южно-Уральского) регионального отделения АПСН. − Магнитогорск: Магнитогорский Лицей РАН, 2001. − 176с.
9. Козлов, Н. В. Формирование нравственной культуры школьника в физкультурном образовании: учебно-метод. пособие / Н. В. Козлов. − Оренбург: ОГПУ, 2006. − 64 с.
10. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры н спорта в Российской Федерации». − М: Минспорттуризм, 2008. − 39 с.
11. Логинов В. В. Формирование у школьников потребностно- мотивационной установки на занятиях физической культурой: учебно-метод. пособие / В. В. Логинов. − Челябинск: УралГУФК, 2012. − 68 с.
12. Нравственное воспитание: проблемы теории и практики / Под ред. А.К Уледова; Акад. общ. наук при ЦК КПСС, каф. идеол. работы и каф. соц. психологии и педагогики. − М: Мысль, 1979. − 303 с.
13. Педагогическая наука и образование: тематич. сб. науч. тр. / Отв. ред. А. Я. Найн. − Вып. 13. − Челябинск: Уральская академия, 2014. − 480 с.
14. Евсеев С. П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: Учебное пособие / С.П. Евсеев С.Ф. Курдыбайло В.Г. Сусляев. − М.: Советский спорт, 2016. − С. 107-124.
15. Матвеев Л. П. Всеобщая история физической культуры / JI. Матвеева. — М.: Радуга, 2012. − С. 25-35, C. 86-91.
16. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости / Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. − М., 1992. − С. 260-420.