Комплексная оценка функций внимания у детей младшего школьного возраста с СДВГ
Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Психофизиология
XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Комплексная оценка функций внимания у детей младшего школьного возраста с СДВГ
Comprehensive Assessment of Attention Functions in Primary School Children with ADHD
Ramilay Kanbekova
Assistant, Tyumen State Medical University, Russia, Tyumen
Аннотация. В статье представлены данные сравнительной оценки функций внимания 185 младших школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в возрасте 6–10 лет.
Abstract. The article presents the comparative attention characteristics of 185 children either healthy or suffering from attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) at the age of 6-10.
Ключевые слова: школьники; первое детство; второе детство; СДВГ; внимание; гиперактивность.
Keywords: schoolchildren; first childhood; second childhood; ADHD; attention; hyperactivity.
Синдром дефицита внимания чаще всего характеризуется повышенной отвлекаемостью и снижением концентрации внимания (Монина Г.Б., 2007).
Внимание характеризует динамику любого психического процесса: это тот фактор, который обеспечивает селективность, избирательность протекания любой психической деятельности, как простой, так и сложной. Основными свойствами внимания являются переключаемость, объем, концентрация, устойчивость, избирательность. Расстройства внимания у детей с СДВГ отражаются в ряде типичных жалоб: трудности сосредоточения на каком-либо вопросе или задании, ошибки в счете, письме, «механическое» чтение без проникновения в смысл прочитанного (Хасанова Л.Б., 2004).
Для выявления особенностей нарушения внимания у детей с СДВГ нами были изучены функции внимания у 120 младших школьников в возрасте 6-10 лет, а также 65 детей аналогичного возраста без проявлений СДВГ.
На первом этапе нами были выявлены особенности объема внимания у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Таблица 1.
Возрастно-половая динамика объема внимания у детей с СДВГ (M±m, усл.б)
Возраст, лет |
Мальчики |
Девочки |
6 |
2,8±0,3 |
2,8±0,1 |
7 |
3,1±1,1 |
2,9±1,5 |
8 |
3,3±0,8 |
3,0±0,3 |
9 |
3,6±0,7 |
3,6±1,1* |
10 |
4,3 ±1,2* |
4,8±0,6*º |
Примечание: * - p<0,01 – достоверность различий по сравнению с предыдущим годом; º-p< 0,05 – достоверность различий между по полу.
Анализ показателей объема внимания у детей с СДВГ позволил выявить тенденцию к возрастанию данного показателя с возрастом. Так, прирост объема внимания за четыре года у мальчиков с СДВГ составил 1,5 усл.б., в то время как у девочек этот показатель увеличился на 2 усл.б. Кроме того, необходимо отметить, что достоверное (p<0,01) увеличение объема внимания у девочек с СДВГ установлено в девяти и десятилетнем возрасте. В то же время у мальчиков достоверное (p<0,05) увеличение внимания отмечено лишь в возрасте 10 лет.
Половые различия выявлены также в десятилетнем возрасте. Так, объем внимания десятилетних девочек достоверно (p<0,05) выше аналогичного показателя у мальчиков с СДВГ.
Таблица 2.
Сравнительный анализ объема внимания у детей экспериментальной и контрольной групп (M±m, усл.б.)
Возраст, лет |
СДВГ |
Контроль |
6 |
2,8±0,2 |
4,1±1,1*º |
7 |
3,0±1,3 |
4,9±2,1*º |
8 |
3,2±0,6 |
5,3±1,4*º |
9 |
3,6±0,9 |
6,2±1,8*º |
10 |
4,6 ±1,9* |
6,8±1,3*º |
Примечание: * - p<0,01 – достоверность различий по сравнению с предыдущим годом; º-p< 0,01 – достоверность различий между Э и К группами.
Сравнительный анализ показателей объема внимания детей с СДВГ и здоровых детей позволил выявить следующие особенности. Так, у детей экспериментальной группы объем внимания достоверно (p<0,01) ниже этих показателей в контрольной группе во всех возрастах. Кроме того, необходимо отметить, что показатели объема внимания десятилетних детей с СДВГ соответствуют объему внимания шести-семилетних здоровых детей.
В контрольной группе отмечалось достоверное (p<0,01) увеличение показателей объема внимания с возрастом. В экспериментальной же группе достоверное (p<0,01) увеличение установлено только в возрасте 10 лет, не смотря на то, что в целом отмечается тенденция к увеличению объема внимания с возрастом.
Данные, полученные нами в результате сравнения показателей объема внимания у детей с СДВГ и здоровых детей совпадают с данными Н.Н. Заваденко (1999, 2001), Е.Д. Хомской (2003).
К наиболее типичным нарушениям внимания у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью относятся неспособность поддерживать внимание и настойчиво выполнять начатое задание, запоминать инструкции и правила, а также последовательно их удерживать, сопротивляться влиянию отвлекающих факторов.
Для исследования концентрации внимания и его переключаемости нами была использована «Корректурная проба». Все исследуемые дети выполняли «корректурную пробу» в течение 5 минут (300 секунд). За время выполнения нами были получены следующие результаты:
Количество просмотренных знаков достоверно (p<0,01) увеличивалось с возрастом как в группе мальчиков, так и у девочек с СДВГ. Вероятно, это связано с возрастным увеличением объема внимания. Кроме того, нами установлено, что девочки с СДВГ за отведенное время успевали просмотреть достоверно (p<0,01) большее количество знаков независимо от возраста.
Количество строк, которые успевали просмотреть дети с СДВГ (мальчики и девочки) также с возрастом возрастали. Так, у девочек с СДВГ отмечался достоверный (p<0,01) прирост данного показателя в семь, девять, десять и лет. В восемь лет данный показатель также достоверно (p<0,05) увеличился. Однако достоверное (p<0,01) увеличение данного показателя в группе мальчиков с СДВГ выявлено только в возрасте девяти и десяти лет.
При этом, в целом, количество просмотренных строк у мальчиков и девочек с СДВГ не различалось.
Большое количество просмотренных знаков при относительно небольшой скорости выполнения задания объяснялось количеством допущенных при выполнении задания ошибок. Так, количество ошибок, увеличивалось с возрастом пропорционально количеству просмотренных знаков. В связи с этим в группе мальчиков с СДВГ отмечалось достоверное (p<0,01) увеличение числа ошибок в возрасте восьми, девяти и десяти лет. У девочек с СДВГ достоверное (p<0,01) возрастание числа ошибок отмечено в семь и восемь лет. Однако в возрасте 9 и 10 лет также отмечено достоверное (p<0,05) увеличение числа ошибок.
Достоверные (p<0,01) различия в количестве ошибок выявлено между группами мальчиков и девочек с СДВГ в девятилетнем возрасте. Так, установлено, что в восемь лет девочки с СДВГ допустили больше ошибок при выполнении корректурной пробы по сравнению со сверстниками.
Скорость выполнения задания оставалась практически неизменной независимо от возраста и пола испытуемых, и в среднем составила 1,3±0,5зн/сек. Показатель скорости выполнения включал в себя определение особенностей нейродинамики, оперативной памяти, визуального мышления и личностных установок. Детям экспериментальной группы свойственно делать работу быстро вначале с постепенным снижением скорости к окончанию выполнения задания.
Сравнительный анализ особенностей выполнения корректурной пробы здоровыми детьми и детьми с СДВГ позволил установить следующие особенности.
Как у здоровых, так и у детей с СДВГ отмечалось постепенное увеличение количество просмотренных знаков с возрастом. Так, в экспериментальной и контрольной группах установлено достоверное (p<0,01) увеличение проработанных знаков с возрастом. Однако, не смотря на данное явление, в группе детей с СДВГ результаты были достоверно (p<0,01) ниже, чем в группе здоровых детей. Кроме того, результаты десятилетних детей с СДВГ приближались по своим значениям к результатам восьмилетних детей контрольной группы.
Поскольку, по мере взросления детей увеличивалось количество просмотренных знаков, возрастало и количество просмотренных детьми строк при выполнении корректурной пробы. Так, в группе детей с СДВГ выявлена тенденция к увеличению количества строк с возрастом. При этом, достоверное (p<0,01) увеличение количества строк, просмотренных детьми с СДВГ, отмечено в семь, девять и десять лет. В то время, как в контрольной группе количество строк достоверно (p<0,01) увеличивалось в каждом возрасте.
Увеличение количества просмотренных строк и знаков не всегда свидетельствует о качестве выполнения задания. В связи с этим нами рассмотрено количество ошибок при выполнении корректурной пробы. Так, в экспериментальной группе количество ошибок в среднем составило 43,6±1,6. У детей с СДВГ количество достоверно (p<0,01) увеличивалось с возрастом. Однако в девять лет количество ошибок по сравнению с предыдущим возрастом не изменилось. В группе здоровых детей мы наблюдали тенденцию к увеличению числа ошибок с возрастом. Однако с восьми до десяти лет установлено достоверное (p<0,01) увеличение их числа. Кроме того, выявлено, что дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью допускали достоверно (p<0,01) больше ошибок при выполнении задания по сравнению со здоровыми детьми независимо от возраста.
Таким образом, количество ошибок увеличивалось в обеих группах с возрастом пропорционально количеству просмотренных знаков и строк.
Различия в предыдущих показателях выполнения корректурной пробы были обусловлены также скоростью выполнения задания. Так, средняя скорость работы детей экспериментальной группы составила 1,4±0,3 зн/сек, в то время, как здоровые дети выполняли аналогичное задание со средней скоростью 1,8±0,2 зн/сек. Возрастные закономерности изменения скорости выполнения задания не установлены. Однако, в девять лет скорость выполнения пробы здоровыми детьми достоверно (p<0,05) выше аналогичного показателя у сверстников. В десять лет достоверно (p<0,01) преобладали показатели скорости детей контрольной группы.
Таким образом, выявлено возрастное увеличение количества просмотренных знаков и строк в обеих исследуемых группах. Установлено также, что у детей с СДВГ пропорционально количеству просмотренных знаков увеличивается с возрастом и количество допущенных ошибок. Кроме того, выявлено, что скорость выполнения задания не зависит от возраста.
Для понимания особенностей нарушения внимания у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью нами проведен анализ основных свойств внимания исследуемых детей.
Концентрация внимания – представляет собой умение волевым усилием фокусировать все внимание и удерживать его на нужном объекте или процессе достаточно продолжительное время. У детей с СДВГ отмечается невысокий уровень концентрации внимания. У мальчиков экспериментальной группы наименьший уровень концентрации внимания приходилась на возраст 8 лет (1,7±0,5). Аналогичная ситуация наблюдалась и у девочек в восьмилетнем возрасте. Концентрация внимания составила 1,7±0,4. Наивысший уровень концентрации внимания отмечен нами у девочек в 6 лет (2,2±0,4). Достоверных различий в уровне концентрации внимания между мальчиками и девочками с СДВГ не выявлено. Зависимость уровня концентрации внимания от возраста у детей с СДВГ нами также не установлена.
Устойчивость внимания понимается нами как это способность ребенка не отклоняться от направленности психической активности и сохранять сосредоточенность на объекте внимания. У мальчиков с СДВГ наименьший уровень устойчивость внимания приходился на шестилетний возраст (0,8±0,1), в то время как наивысший уровень устойчивости внимания отмечены в восьмилетнем (1,4±0,4) и десятилетнем (1,4±0,3) возрастах. У девочек же с СДВГ самый низкий уровень устойчивости внимания установлен в возрасте семи лет и составил 1,0±0,3, а наивысший - в девять лет (1,3±0,4). У мальчиков с СДВГ отмечалась тенденция к улучшению устойчивости внимания с возрастом. Достоверных различий между уровнем устойчивости внимания у мальчиков и девочек с СДВГ не выявлены.
Продуктивность внимания рассматривалась нами как качественная характеристика выполнения ребенком задания. Наименьшая продуктивность внимания характеризовала восьмилетних мальчиков с СДВГ (1,4±0,3). Наивысшие же результаты в группе мальчиков с СДВГ отмечены нами в восьми (1,8±0,4) и девятилетнем (1,8±0,5) возрастах. При этом отмечалось достоверное (p<0,05) улучшение продуктивности внимания в возрасте 8-9 лет. У девочек с СДВГ наименьшая продуктивность внимания была выявлена также в восемь лет (1,4±0,1). Однако наивысший уровень продуктивности приходился на возраст шести (1,7±0,3) и десяти (1,7±0,3) лет. Достоверных различий уровня продуктивности внимания между группами мальчиков и девочек с СДВГ не установлено.
Таким образом, было выявлено, что развитие и показатели основных свойств внимания, таких как концентрация, продуктивность и устойчивость у детей с СДВГ не зависели от возраста и пола.
Нами было выявлено, что у детей с СДВГ в возрасте с семи до десяти лет показатели концентрации внимания достоверно (p<0,01) ниже концентрации внимания здоровых детей. При этом показатели концентрации внимания десятилетних детей с СДВГ достоверно (p<0,05) ниже аналогичного показателя шестилетних детей контрольной группы. У детей с СДВГ отмечались суженое поле внимания, малый его объем повышенная переключаемость внимания. Все это способствовало тому, что дети с СДВГ затруднялись в выполнении необходимого задания. Показатели устойчивости внимания в контрольной группе имели тенденцию к увеличению с возрастом. При этом в возрасте девяти и десяти лет они были достоверно (p<0,01) выше по сравнению с показателями устойчивости внимания детей с СДВГ. Поскольку дети с СДВГ отличались импульсивностью и нетерпеливостью при выполнении данного задания, устойчивость их внимания снижалась со временем.
Продуктивность внимания детей с СДВГ на всех возрастах была достоверно (p<0,01) ниже продуктивности здоровых детей. Это объяснялось тем, что дети с СДВГ допускали достоверно большее количество ошибок при выполнении корректурной пробы. При этом количество ошибок объяснялось не только пропуском отдельных знаков, но и пропусками целых строк.
Таким образом, нами было выявлено, что показатели основных свойств внимания у детей с СДВГ ниже по сравнению со здоровыми детьми. Так, установлено, что дети с СДВГ отличаются низкими показателями концентрации, устойчивости и продуктивности внимания.