Статья:

Комплексная оценка функций внимания у детей младшего школьного возраста с СДВГ

Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Психофизиология

Выходные данные
Канбекова Р.И. Комплексная оценка функций внимания у детей младшего школьного возраста с СДВГ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(28). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 41-47.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Комплексная оценка функций внимания у детей младшего школьного возраста с СДВГ

Канбекова Рамиля Илдусовна
ассистент, Тюменский государственный медицинский университет, РФ, г. Тюмень

 

Comprehensive Assessment of Attention Functions in Primary School Children with ADHD

 

Ramilay Kanbekova

Assistant, Tyumen State Medical University, Russia, Tyumen

 

Аннотация. В статье представлены данные сравнительной оценки функций внимания 185 младших школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в возрасте 6–10 лет.

Abstract. The article presents the comparative attention characteristics of 185 children either healthy or suffering from attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) at the age of 6-10.

 

Ключевые слова: школьники; первое детство; второе детство; СДВГ; внимание; гиперактивность.

Keywords: schoolchildren; first childhood; second childhood; ADHD; attention; hyperactivity.

 

Синдром дефицита внимания чаще всего характеризуется повышенной отвлекаемостью и снижением концентрации внимания (Монина Г.Б., 2007).

Внимание характеризует динамику любого психического процесса: это тот фактор, который обеспечивает селективность, избирательность протекания любой психической деятельности, как простой, так и сложной. Основными свойствами внимания являются переключаемость, объем, концентрация, устойчивость, избирательность. Расстройства внимания у детей с СДВГ отражаются в ряде типичных жалоб: трудности сосредоточения на каком-либо вопросе или задании, ошибки в счете, письме, «механическое» чтение без проникновения в смысл прочитан­ного (Хасанова Л.Б., 2004).

Для выявления особенностей нарушения внимания у детей с СДВГ нами были изучены функции внимания у 120 младших школьников в возрасте 6-10 лет, а также 65 детей аналогичного возраста без проявлений СДВГ.

На первом этапе нами были выявлены особенности объема вни­мания у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Таблица 1.

Возрастно-половая динамика объема внимания у детей с СДВГ (M±m, усл.б)

Возраст, лет

Мальчики

Девочки

6

2,8±0,3

2,8±0,1

7

3,1±1,1

2,9±1,5

8

3,3±0,8

3,0±0,3

9

3,6±0,7

3,6±1,1*

10

4,3 ±1,2*

4,8±0,6*º

Примечание: * - p<0,01 – достоверность различий по сравнению с предыдущим годом; º-p< 0,05 – достоверность различий между по полу.

 

Анализ показателей объема внимания у детей с СДВГ позволил выявить тенденцию к возрастанию данного показателя с возрастом. Так, прирост объема внимания за четыре года у мальчиков с СДВГ составил 1,5 усл.б., в то время как у девочек этот показатель увеличился на 2 усл.б. Кроме того, необходимо отметить, что достоверное (p<0,01) увеличение объема внимания у девочек с СДВГ установлено в девяти и десятилетнем возрасте. В то же время у мальчиков достоверное (p<0,05) увеличение внимания отмечено лишь в возрасте 10 лет.

Половые различия выявлены также в десятилетнем возрасте. Так, объем внимания десятилетних девочек достоверно (p<0,05) выше аналогичного показателя у мальчиков с СДВГ.

Таблица 2.

Сравнительный анализ объема внимания у детей экспериментальной и контрольной групп (M±m, усл.б.)

Возраст, лет

СДВГ

Контроль

6

2,8±0,2

4,1±1,1*º

7

3,0±1,3

4,9±2,1*º

8

3,2±0,6

5,3±1,4*º

9

3,6±0,9

6,2±1,8*º

10

4,6 ±1,9*

6,8±1,3*º

Примечание: * - p<0,01 – достоверность различий по сравнению с предыдущим годом; º-p< 0,01 – достоверность различий между Э и К группами.

 

Сравнительный анализ показателей объема внимания детей с СДВГ и здоровых детей позволил выявить следующие особенности. Так, у детей экспериментальной группы объем внимания достоверно (p<0,01) ниже этих показателей в контрольной группе во всех возрастах. Кроме того, необходимо отметить, что показатели объема внимания десятилетних детей с СДВГ соответствуют объему внимания шести-семилетних здоровых детей.

В контрольной группе отмечалось достоверное (p<0,01) увеличение показателей объема внимания с возрастом. В экспериментальной же группе достоверное (p<0,01) увеличение установлено только в возрасте 10 лет, не смотря на то, что в целом отмечается тенденция к увели­чению объема внимания с возрастом.

Данные, полученные нами в результате сравнения показателей объема внимания у детей с СДВГ и здоровых детей совпадают с данными Н.Н. Заваденко (1999, 2001), Е.Д. Хомской (2003).

К наиболее типичным нарушениям внимания у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью относятся неспособность поддерживать внимание и настойчиво выполнять начатое задание, запоминать инструкции и правила, а также последовательно их удерживать, сопротивляться влиянию отвлекающих факторов.

Для исследования концентрации внимания и его переключаемости нами была использована «Корректурная проба». Все исследуемые дети выполняли «корректурную пробу» в течение 5 минут (300 секунд). За время выполнения нами были получены следующие результаты:

Количество просмотренных знаков достоверно (p<0,01) увеличи­валось с возрастом как в группе мальчиков, так и у девочек с СДВГ. Вероятно, это связано с возрастным увеличением объема внимания. Кроме того, нами установлено, что девочки с СДВГ за отведенное время успевали просмотреть достоверно (p<0,01) большее количество знаков независимо от возраста.

Количество строк, которые успевали просмотреть дети с СДВГ (мальчики и девочки) также с возрастом возрастали. Так, у девочек с СДВГ отмечался достоверный (p<0,01) прирост данного показателя в семь, девять, десять и лет. В восемь лет данный показатель также достоверно (p<0,05) увеличился. Однако достоверное (p<0,01) увели­чение данного показателя в группе мальчиков с СДВГ выявлено только в возрасте девяти и десяти лет.

При этом, в целом, количество просмотренных строк у мальчиков и девочек с СДВГ не различалось.

Большое количество просмотренных знаков при относительно небольшой скорости выполнения задания объяснялось количеством допущенных при выполнении задания ошибок. Так, количество ошибок, увеличивалось с возрастом пропорционально количеству просмотренных знаков. В связи с этим в группе мальчиков с СДВГ отмечалось достоверное (p<0,01) увеличение числа ошибок в возрасте восьми, девяти и десяти лет. У девочек с СДВГ достоверное (p<0,01) возрастание числа ошибок отмечено в семь и восемь лет. Однако в возрасте 9 и 10 лет также отмечено достоверное (p<0,05) увеличение числа ошибок.

Достоверные (p<0,01) различия в количестве ошибок выявлено между группами мальчиков и девочек с СДВГ в девятилетнем возрасте. Так, установлено, что в восемь лет девочки с СДВГ допустили больше ошибок при выполнении корректурной пробы по сравнению со сверстни­ками.

Скорость выполнения задания оставалась практически неизменной независимо от возраста и пола испытуемых, и в среднем составила 1,3±0,5зн/сек. Показатель скорости выполнения включал в себя опре­деление особенностей нейродинамики, оперативной памяти, визуального мышления и личностных установок. Детям экспериментальной группы свойственно делать работу быстро вначале с постепенным снижением скорости к окончанию выполнения задания.

Сравнительный анализ особенностей выполнения корректурной пробы здоровыми детьми и детьми с СДВГ позволил установить следующие особенности.

Как у здоровых, так и у детей с СДВГ отмечалось постепенное увеличение количество просмотренных знаков с возрастом. Так, в экспериментальной и контрольной группах установлено достоверное (p<0,01) увеличение проработанных знаков с возрастом. Однако, не смотря на данное явление, в группе детей с СДВГ результаты были достоверно (p<0,01) ниже, чем в группе здоровых детей. Кроме того, результаты десятилетних детей с СДВГ приближались по своим значениям к результатам восьмилетних детей контрольной группы.

Поскольку, по мере взросления детей увеличивалось количество просмотренных знаков, возрастало и количество просмотренных детьми строк при выполнении корректурной пробы. Так, в группе детей с СДВГ выявлена тенденция к увеличению количества строк с возрастом. При этом, достоверное (p<0,01) увеличение количества строк, про­смотренных детьми с СДВГ, отмечено в семь, девять и десять лет. В то время, как в контрольной группе количество строк достоверно (p<0,01) увеличивалось в каждом возрасте.

Увеличение количества просмотренных строк и знаков не всегда свидетельствует о качестве выполнения задания. В связи с этим нами рассмотрено количество ошибок при выполнении корректурной пробы. Так, в экспериментальной группе количество ошибок в среднем составило 43,6±1,6. У детей с СДВГ количество достоверно (p<0,01) увеличивалось с возрастом. Однако в девять лет количество ошибок по сравнению с предыдущим возрастом не изменилось. В группе здоровых детей мы наблюдали тенденцию к увеличению числа ошибок с возрастом. Однако с восьми до десяти лет установлено достоверное (p<0,01) увеличение их числа. Кроме того, выявлено, что дети с син­дромом дефицита внимания с гиперактивностью допускали достоверно (p<0,01) больше ошибок при выполнении задания по сравнению со здоровыми детьми независимо от возраста.

Таким образом, количество ошибок увеличивалось в обеих группах с возрастом пропорционально количеству просмотренных знаков и строк.

Различия в предыдущих показателях выполнения корректурной пробы были обусловлены также скоростью выполнения задания. Так, средняя скорость работы детей экспериментальной группы составила 1,4±0,3 зн/сек, в то время, как здоровые дети выполняли аналогичное задание со средней скоростью 1,8±0,2 зн/сек. Возрастные закономер­ности изменения скорости выполнения задания не установлены. Однако, в девять лет скорость выполнения пробы здоровыми детьми достоверно (p<0,05) выше аналогичного показателя у сверстников. В десять лет достоверно (p<0,01) преобладали показатели скорости детей контрольной группы.

Таким образом, выявлено возрастное увеличение количества просмотренных знаков и строк в обеих исследуемых группах. Установлено также, что у детей с СДВГ пропорционально количеству просмотренных знаков увеличивается с возрастом и количество допущенных ошибок. Кроме того, выявлено, что скорость выполнения задания не зависит от возраста.

Для понимания особенностей нарушения внимания у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью нами проведен анализ основных свойств внимания исследуемых детей.

Концентрация внимания – представляет собой умение волевым усилием фокусировать все внимание и удерживать его на нужном объекте или процессе достаточно продолжительное время. У детей с СДВГ отмечается невысокий уровень концентрации внимания. У маль­чиков экспериментальной группы наименьший уровень концентрации внимания приходилась на возраст 8 лет (1,7±0,5). Аналогичная ситуация наблюдалась и у девочек в восьмилетнем возрасте. Концентрация вни­мания составила 1,7±0,4. Наивысший уровень концентрации внимания отмечен нами у девочек в 6 лет (2,2±0,4). Достоверных различий в уровне концентрации внимания между мальчиками и девочками с СДВГ не выявлено. Зависимость уровня концентрации внимания от возраста у детей с СДВГ нами также не установлена.

Устойчивость внимания понимается нами как это способность ребенка не отклоняться от направленности психической активности и сохранять сосредоточенность на объекте внимания. У мальчиков с СДВГ наименьший уровень устойчивость внимания приходился на шестилетний возраст (0,8±0,1), в то время как наивысший уровень устойчивости внимания отмечены в восьмилетнем (1,4±0,4) и десятилетнем (1,4±0,3) возрастах. У девочек же с СДВГ самый низкий уровень устойчивости внимания установлен в возрасте семи лет и составил 1,0±0,3, а наивыс­ший - в девять лет (1,3±0,4). У мальчиков с СДВГ отмечалась тенденция к улучшению устойчивости внимания с возрастом. Достоверных различий между уровнем устойчивости внимания у мальчиков и девочек с СДВГ не выявлены.

Продуктивность внимания рассматривалась нами как качественная характеристика выполнения ребенком задания. Наименьшая продук­тивность внимания характеризовала восьмилетних мальчиков с СДВГ (1,4±0,3). Наивысшие же результаты в группе мальчиков с СДВГ отмечены нами в восьми (1,8±0,4) и девятилетнем (1,8±0,5) возрастах. При этом отмечалось достоверное (p<0,05) улучшение продуктивности внимания в возрасте 8-9 лет. У девочек с СДВГ наименьшая продук­тивность внимания была выявлена также в восемь лет (1,4±0,1). Однако наивысший уровень продуктивности приходился на возраст шести (1,7±0,3) и десяти (1,7±0,3) лет. Достоверных различий уровня продуктивности внимания между группами мальчиков и девочек с СДВГ не установлено.

Таким образом, было выявлено, что развитие и показатели основных свойств внимания, таких как концентрация, продуктивность и устойчивость у детей с СДВГ не зависели от возраста и пола.

Нами было выявлено, что у детей с СДВГ в возрасте с семи до десяти лет показатели концентрации внимания достоверно (p<0,01) ниже концентрации внимания здоровых детей. При этом показатели концентрации внимания десятилетних детей с СДВГ достоверно (p<0,05) ниже аналогичного показателя шестилетних детей контрольной группы. У детей с СДВГ отмечались суженое поле внимания, малый его объем повышенная переключаемость внимания. Все это способствовало тому, что дети с СДВГ затруднялись в выполнении необходимого задания. Показатели устойчивости внимания в контрольной группе имели тенденцию к увеличению с возрастом. При этом в возрасте девяти и десяти лет они были достоверно (p<0,01) выше по сравнению с показа­телями устойчивости внимания детей с СДВГ. Поскольку дети с СДВГ отличались импульсивностью и нетерпеливостью при выполнении данного задания, устойчивость их внимания снижалась со временем.

Продуктивность внимания детей с СДВГ на всех возрастах была достоверно (p<0,01) ниже продуктивности здоровых детей. Это объяснялось тем, что дети с СДВГ допускали достоверно большее количество ошибок при выполнении корректурной пробы. При этом количество ошибок объяснялось не только пропуском отдельных знаков, но и пропусками целых строк.

Таким образом, нами было выявлено, что показатели основных свойств внимания у детей с СДВГ ниже по сравнению со здоровыми детьми. Так, установлено, что дети с СДВГ отличаются низкими пока­зателями концентрации, устойчивости и продуктивности внимания.

 

Список литературы:
1. Беликова Р.М. Морфофункциональные и психофизиологические особен-ности детей 6–7 лет в связи с проблемой школьной зрелости и адаптации к школе [Текст]: автореф. дис. … канд. биол. наук. – Бийск, 2004. – 21 с. 
2. Гасанов Р.Ф. Формирование представления о синдроме дефицита внимания у детей [Текст] / Р.Ф. Гасанов. – СПб.: Изд. центр СПб. НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2009. – 174 с. 
3. Гребнева Н.Н. Функциональные резервы и формирование детского организма в условиях Западной Сибири [Текст]: автореф. дис. … д-ра биол. наук. – Тюмень, 2001. – 46 с. 
4. Заваденко Н.Н. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей: диагностика и лечение [Текст] / Н.Н. Заваденко // Русский медицинский журнал. – 2006. – Т. 14, № 1. – С. 51–56. 
5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С., Гиперактивные дети: психолого-педагогическая Помощь. Монография. — СПб.: Речь. 186 с.. 2007.