СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВЗРОСЛОГО
Конференция: XCI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.
XCI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВЗРОСЛОГО
MODERN TRENDS IN PROFESSIONAL ORIENTATION OF AN ADULT
Nadezhda Konovalova
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Taganrog Institute of Management and Economics, Russia, Taganrog
Аннотация. В статье рассмотрены основные страхи при смене профессии, рассмотрен кочерговый и консультационный подходы к анализу причин смены профессиональных приоритетов взрослого человека. Рассмотрены аллегории обоих подходов.
Abstract. The article examines the main fears when changing professions, considers poker and consulting approaches to analyzing the causes of changing professional priorities of an adult. The allegories of both approaches are considered.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессионал, кризис, профессиональные страхи, причины смены профессии.
Keywords: professional orientation, professional, crisis, professional fears, reasons for changing profession.
В настоящее время все острее ставится вопрос о непрерывной профессиональной ориентации личности от дошкольника к взрослому человеку. Дошкольники и подростки знакомиться с миром профессий через игру, рассказы взрослого, примеры родителей и т.д. Чем взрослее становиться ребенок, тем усложняются методы познания мира профессии и самого себя. На этапе получения профильного образования у подростка начинается формироваться профессиональная идентичность, самоопределение и самосознание в профессии, тем самым закладываются основы развития профессионала. Во взрослом возрасте происходят профессиональные кризисы, которые могут подвести к решению полной смены профессиональных ориентиров или укрепиться в правильности выбора профессии.
По мнению, С.Г. Горбатко, основными страхами смены профессии во взрослом возрасте выступают:
- Трансформация методов получения профессионального образования. Сегодня существует множество вариантов для получения профильного образования, начиная от классических форм обучения до онлайн-курсов.
- Сфера занятости и меняющаяся экономическая обстановка ставят перед вчерашним обучающимися необходимость обладать широким спектром знаний, способностей и мастерства в выбранной профессии, также развитыми мягкими навыками и надпрофессиональными компетенциями.
- Современные условия требуют от специалиста непрерывной работы над собой, развития собственных навыков и расширения знаний [2].
Э. Сыманюк выделяют следующие причины смены профессиональных интересов у взрослого:
- У человека наблюдается несоответствие между ожидаемыми профессиональными результатами и реальной ситуацией, а также между мотивацией к карьерному росту, успеху и уровнем самоуважения с его ценностями.
- Отмечается несоответствие между характером работы и уровнем профессиональных навыков, недостаток или низкая степень профессиональной активности, осознание невозможности карьерного продвижения.
- Личность испытывает дефицит как хард, так и софт-скиллов, возникают проблемы со здоровьем, что негативно сказывается на достижении профессиональных высот.
- Ранее существовавшее согласие между разными аспектами профессионального «Я» и искаженным «Я» начинает разрушаться.
- Возникают противоречия между профессиональными способностями человека и ограничениями, связанными с полом, возрастом, этнической принадлежностью и прочими факторами [4].
Ю. П. Поваренков рассматривает профессиональные кризисы личности после 30 и 40 лет.
Для менеджеров в 30 лет характерны следующие признаки профессионального кризиса: появляются признаки эмоционального выгорания, происходит занижение личных и профессиональных достижений; снижается уровень удовлетворенности работой, отсутствует мотивация самореализации, также неудовлетворенность возможностями для «профессионального роста» и критическая оценка организации и условий труда; чувство отставания от сверстников в карьерном плане и сложности с принятием профессиональных норм.
У профессионалов в 40 лет наблюдаются следующие изменения: рост удовлетворенности работой, признанием личного авторитета и профессиональным развитием, но также увеличение конфликтности в общении и чувство недостаточной поддержки от друзей и коллег; снижение уровня «эмоционального истощения» и «деперсонализации», улучшение самореализации; ощущение разочарования в выбранной сфере, пробуждение желания заняться более значимым делом, пересмотр жизненных приоритетов и начало нового пути.
Отметим, что кризисы в 30 и 40 лет связаны со стремлением к изменениям, отражающим кризис профессионального роста, а также с переживаниями, характерными для каждого из данных возрастах периодов [5].
Э. Давыдова выделяет критерии, по которым можно определить хочет ли профессионал сменить род деятельности:
- сомнение в ценности того, что делаете;
- чувствуете себя неспособным, ненужным;
- испытываете чувство вины на работе;
- неинтересно читать профессиональную литературу;
- трудно заставить себя идти на работу;
- стали частенько болеть;
- часто впадаете в уныние [3].
Как действовать, когда личность сталкивается с желанием сменить профессию. Рассмотрим основные шаги к переосмыслению профессиональной сферы:
- Интересы: осознание своих интересов – понимание собственных увлечений является самой простой целью. Намного сложнее – определить среди множества собственных предпочтений главные, которые послужат базой для определения профессии.
- Осознание сильных и слабых сторон при помощи техники SWOT-анализа и тренинговых упражнений.
- Определиться с ценностями: в первую очередь необходимо ответить на вопрос: «Зачем вообще вы хотите работать?»
- Ресурсы – не материальные средства, которые помогают в достижении цели или найти опору на себя.
- Подведение итогов: зафиксируйте на листе бумаги ваши интересы, сильные стороны, ценности, ресурсы – все, что позволит вам реализовать ваши начинания [3].
М.А. Васильченко предлагает алгоритм работы с взрослыми людьми:
- Инструменты оценки для выбора профессии (дневники самонаблюдения, техника SWOT-анализа) – это позволит изменить о себе представления как о профессионале.
- Карьерное планирование позволяет четко определить план развития карьеры и ее вид.
- Переход к новой профессии или изменение карьерного пути.
- Стратегии поиска работы в новой сфере [1].
Таким образом, в нашей статье рассмотрены основные страхи взрослого человека при смене профессиональной сферы, такого, который находится в профессиональном тупике. Основными страхами выступают сомнение в правильности выбора профессии, эмоциональное выгорание, потеря ценности профессиональной деятельности и подобные им. Исследователи предлагают способы, позволяющие справиться с возникшими сомнениями, а именно анализ сильных и слабых сторон личности, определение точек опоры, ресурсов, разработку профессиональных и карьерных целей.