Изучение уровня сформированности навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20 у детей с умственной отсталостью
Конференция: XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Изучение уровня сформированности навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20 у детей с умственной отсталостью
Аннотация. В данной статье приводятся результаты изучения уровня сформированности навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20 у детей с умственной отсталостью.
Ключевые слова: умственная отсталость; обучающиеся с умственной отсталостью; вычислительные навыки; сложение и вычитание в пределах 20.
Изменение социальной и экономической жизни нашего общества требует подготовки обучающихся к новым условиям в быту и на производстве, неизбежно влечёт за собой пересмотр образовательных задач. Большое значение в решении вопросов подготовки к жизни и труду обучающихся с умственной отсталостью имеет усвоение ими математики, в частности овладение прочными вычислительными навыками. Эти навыки должны формироваться осознанно и прочно, так как они являются важнейшим условием социализации детей с интеллектуальными нарушениями, будучи постоянно ими востребованными: за пределами школьного порога как в повседневной жизни, так и при овладении специальностью, при изучении различных учебных предметов, в быту и т. д.
Актуальность проблемы формирования прочных навыков вычислений состоит и в том, что математика – самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. Именно она позволяет формировать и развивать формы мышления, мыслительные операции, память, внимание, восприятие, необходимые для изучения окружающего мира.
Результаты исследований Т.В. Алышевой, Л.А. Гринько, М.Н. Перовой, И.М. Яковлевой, В.В. Эк и других показывают, что понимание обучающимися с умственной отсталостью сущности вычислений, овладение навыками выполнения арифметических действий сопряжены с рядом трудностей. Дети слабо овладевают устными и письменными вычислительными приёмами, допускают различные ошибки в вычислениях. Для многих из них устные вычисления оказываются вообще недоступными.
Среди причин исследователи указывают:
· низкий уровень мыслительной деятельности;
· отсутствие соответствующей подготовки и воспитания со стороны семьи;
· отсутствие надлежащего контроля за детьми при подготовке домашних заданий со стороны родителей;
· неразвитое внимание и память обучающихся с умственной отсталостью [1, 2, 3].
Вместе с тем, особенности усвоения обучающимися с умственной отсталостью приёмов выполнения действий сложения и вычитания чисел в пределах 20 и их использования при решении различных учебно-познавательных задач до настоящего времени остаются недостаточно освещёнными в научной литературе.
Для определения уровня сформированности навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20 у детей с интеллектуальными нарушениями нами был организован и проведён констатирующий эксперимент. В эксперименте приняли участие 8 обучающихся с умственной отсталостью 3 класса.
В основу разработки заданий констатирующего эксперимента было положено содержание программ по математике для данной категории детей. Эксперимент состоял из двух серий заданий и проводился индивидуально во внеурочное время в присутствии учителя детей, чтобы уменьшить стрессовую ситуацию для них.
Целью вопросов и заданий первой серии стало определение уровня сформированности знаний обучающихся с умственной отсталостью о составе чисел в пределах 20, названиях компонентов и арифметических знаков сложения и вычитания, умений читать пример разными способами. Всего было предложено 11 заданий. Их выполнение осуществлялось в устной форме.
Целью заданий второй серии констатирующего эксперимента стало выявление у обучающихся с умственной отсталостью навыков выполнения арифметических действий сложения и вычитания чисел в пределах 20. Было предложено 4 задания, которые выполнялись испытуемыми в письменной форме.
Результаты выполнения каждого задания были подвергнуты количественному и качественному анализу. Нами была разработана трёхбалльная шкала оценки (от 0 до 2) выполнения заданий обучающимися с умственной отсталостью. В основу оценки результатов были положены следующие критерии: полнота, правильность и самостоятельность выполнения задания.
Максимально за выполнение заданий двух серий констатирующего эксперимента испытуемый мог набрать 30 баллов. Соотнеся суммарный балл, полученный каждым респондентом, с максимально возможным, мы определили уровень сформированности у него навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20:
· высокий (26-30 баллов);
· средний (20-25 баллов);
· низкий (0-19 баллов).
Таким образом, все обучающиеся были нами распределены по трём дифференцированным группам в зависимости от уровня сформированности у них навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20, что отражено на рисунке.
Рисунок 1. Уровень сформированности навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20 у обучающихся с умственной отсталостью 3 класса
Из рисунка видно, что 12,5% обучающихся имеют высокий уровень сформированности навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20 (1 группа), 25% испытуемых показали средний уровень (2 группа), а остальные 62,5 % обучающихся продемонстрировали низкий уровень сформированности данного навыка (3 группа).
Обучающиеся, вошедшие в 1 группу, знали названия действий сложения и вычитания, компонентов и знаков этих действий, хорошо их дифференцировали. Дети умели разными способами читать примеры, усвоили состав чисел в пределах 10 и 20; правильно дополняли числа до десятка, получали из одного числа другое; безошибочно использовали приёмы сложения и вычитания чисел при решении различных примеров.
Испытуемые, объединённые во 2 группу, знали названия действий сложения и вычитания, но плохо их дифференцировали. Дети затруднялись в назывании отдельных компонентов действия сложения, а компоненты действия вычитания не знали вовсе. Они верно прочитали примеры, называя числа и знаки, но не могли прочитать примеры по‑другому. Большие трудности у обучающихся с умственной отсталостью вызвали задания, требующие называния состава числа.
Дети допускали отдельные ошибки в вычислениях, в ряде случаев ответ они писали «наугад», не применяли знания состава числа, не использовали приёмы сложения и вычитания чисел. Вместе с тем, эти испытуемые принимали помощь экспериментатора и исправляли допущенные ошибки.
Остальные обучающиеся, составившие 3 группу, не знали названия действий сложения и вычитания, их компонентов, не усвоили состав чисел в пределах 10 и 20; не дополняли числа до десятка. Испытуемые не могли по-разному прочитать примеры. Обучающиеся, относящиеся к данной группе, справились лишь с элементарными заданиями: назвали знаки действий сложения и вычитания, а также смогли прочитать примеры. Они допустили грубые ошибки в использовании каждого приёма сложения и вычитания чисел.
Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, показали, что сформированность навыков выполнения сложения и вычитания чисел в пределах 20 у большинства обучающихся с умственной отсталостью 3 класса находится на низком уровне.
Дети не могут успешно выполнить задания, требующие сложения и вычитания чисел как без перехода через десяток, так и с переходом через разряд.
Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями плохо усвоили названия компонентов сложения и вычитания и не могут назвать знаки этих арифметических действий без предъявления наглядности. Они не знают состав чисел первого и второго десятков, что является необходимым условием успешного выполнения действий сложения и вычитания с данными числами.
Одну из причин низких показателей сформированности навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20 у детей с умственной отсталостью мы видим в несовершенстве методики обучения, учебно-наглядного сопровождения данного процесса.