Мой любимый город
Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Мой любимый город
Над шиханом облака
С небом шепчется река,
Город милый и родной,
Стал моею ты судьбой
Мой Стерлитамак,
Пусть войдет в твои дома
Только радости и света
Луч золотой.
Формирование личности каждого ребенка начинается с семьи, с момента рождения. Естественно и незаметно они привыкают к окружающей среде, у них развиваются патриотические чувства по отношению к семье, стране, республике, родному городу. Пережитое и усвоенное в дошкольном возрасте отличается большой психологической устойчивостью.
Об актуальности патриотического воспитания и изучения родного края детей дошкольного возраста указывал еще Я.А. Коменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что до шести лет ребенок должен познать «место, где он родился и живет…». Его идею поддерживали Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Пестолоцци, К.Д. Ушинский. В разработанную им систему воспитания был положен принцип народности, главной чертой которого он считал патриотизм.
Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В период дошкольного возраста дети наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию, а недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка – дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружеские, профессионально – трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться воспитывать любовь к родному городу.
Особую значимость духовно-нравственного воспитания дошкольников приобретает тесный контакт с их родителями. Практика общения с воспитанниками показала, что родители редко совершают прогулки по городу, сами мало знают о нем, его памятных местах.
В этом году наш город отметил 250-летний юбилей. Это праздник, который вызывает чувство радости и гордости за свой любимый город. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью города, с историей его возникновения, символикой, обязывает педагогов и родителей с особой серьезностью подойти к вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Поэтому главной целью нашей работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников является приобщение их к нравственным и духовным ценностям национальной культуры, зарождение интереса к истории своего города, своей малой Родины.
Снижение интереса у воспитанников к освоению знаний об истории малой Родины натолкнуло нас на разработку долгосрочного воспитательно-образовательного проекта «Стерлитамак – золотой город России».
Целью проекта является воспитание духовно-нравственных, патриотических чувств.
Задачи проекта:
· расширение представлений воспитанников о родном городе,
· формирование интереса к малой Родине, чувства любви на основе изучения культурных традиций,
· воспитание гордости за свой родной город,
· воспитание и развитие подрастающего поколения, для которого сохранение духовных ценностей народа станет жизненной потребностью.
Данный проект включает в себя:
· Конспекты образовательной деятельности:
· «Город мастеров»,
· «Юные горожане»,
· «С чего начинается Родина?»,
· «Алло, справочное бюро?»,
· «Город, в котором я живу»,
· «Мы жители города»,
· «Известные люди нашего города».
· Сюжетно-ролевые игры:
· «Пасека»
· «Коневодство»
· «Бортничество»
· Игра-путешествие «Путешествие по городу»
· Развивающие игры:
· «Кубигород - Стерлитамак» (с видами старого и современного города, иллюстрациями парков и скверов, домов культуры и кинотеатров, памятников, предприятий).
· Пазлы с видами города
· Лото «Продукции предприятий»
· Рассматривание наборов открыток, буклетов, альбомов,
· Коммуникативный тренинг «Стерлитамак наш общий дом»,
· Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о Стерлитамаке,
· Выставки рисунков «Мы любим наш город»,
· Изготовление макета «Уголки нашего города – поселок Строймаш»,
· Решение ситуаций «Знатоки города», «Гуляем по городу»,
· Создание мини-музея в группе,
· Игры со строительным материалом «Моя улица»,
· Акция «Сделаем зеленее наш город»,
· Музыкальная гостиная, аудиодиски песен о Стерлитамаке, гимн Башкортостана, видеоролик «Пожелания родному городу»,
· Изготовление альбома с рисунками воспитанников «Мой любимый город»,
· Викторина «День города»,
· Экскурсии по городу,
· Консультации для родителей «Как прививать у детей любовь к родному городу?»,
· Памятки для родителей «правила юного горожанина»,
· Создание праздничной газеты «Мой милый город»,
· Родительские собрания.
Благодаря собранному материалу, изготовленным играм можно зажечь в сердцах детей искорки любви, уважения к истории своего родного города.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание и развитие является первостепенной задачей современной образовательной системы, ключевым фактором развития страны, обеспечением духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, знаний истории своего города, формирование уважительного отношения к людям, живущих рядом – из всего этого складывается любовь к своей стране.