Статья:

Не родись красивой , а родись счастливой

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Мищенко И.С. Не родись красивой , а родись счастливой // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 106-114.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Не родись красивой , а родись счастливой

Мищенко Ираида Семеновна
директор ООО «ЛАЙМ», РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные подходы к определению понятий «красота» и «счастье». Счастье рассматривается как социокультурный феномен, который объединяет множество аспектов социальной реальности, важных как для отдельного человека, так и для общества в целом.

 

Ключевые слова: красота; счастье; благополучие; общительность; депрессия; внутренний контроль; самооценка; психология.

 

Все слышали эту пословицу, но все понимают ее по-разному. Первый вариант: не родись красивой, а родись лучше счастливой. Второй вариант: не родись красивой, а родись еще и счастливой. Третий вариант: не родись красивой, а родись, главное, счастливой. Красота – это не главное, счастье от нее не зависит. Зачем же тогда стремиться сделать себя еще красивей? Тем не менее красота – залог успеха и счастья. Чтобы правильно понять смысл пословицы, необходимо определить смысл слов «красота» и «счастье».

Красота – это абсолютное совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последнее вызывает эстетическое наслаждение у наблюдателя. Как свидетельствуют некоторые зарубежные психологи на основании своих исследований, гораздо больше от жизни получают физически привлекательные люди. Например, уже в детском саду пользуются большей популярностью красивые мальчики и девочки. Их больше замечают, к ним чаще обращаются воспитатели и другие дети. Дошкольники считают, что лучше быть красивыми, потому что все тебя будут любить и не будут обижать. По сути, ребенок, которого природа не обделила красотой, с первых шагов, не делая никаких собственных усилий, обладает перед своими сверстниками определенным преимуществом.

Ученые выдвигают несколько гипотез для объяснения обусловленности тяги человека к более красивым людям. Возможно, подобное закреплено в наших генах? По мнению психолога Дж. Хоманса, «Мы значительно лучше знаем, что нравится рыбам, чем то, что нравится людям». Восприятие красоты у каждого свое: что одному красиво, другому кажется настоящим уродством. Понятие красоты слишком относительно. Каждая эпоха предлагает свой эталон красоты. Так, например, в Древнем Египте стройная, лебединая шея считалась эталоном красоты вне зависимости от того, женщина это или мужчина. По представлению египтян, истинная красота выше разницы между полами. Красота средних веков многим может показаться более чем странной: рахитичная худоба, бледная кожа, глаза навыкате, выпуклый живот. Быть вечно беременной было красиво. Фламандский живописец Рубенс (XVII век) внес свое видение: чем больше складок на теле, тем красивее. Основательней всего к красоте подошли в Древней Греции, где рассчитали математическую формулу идеальной фигуры. Голова, по мнению Поликлета, должна относиться к длине тела как одна часть к семи (1:7), лицо и кисти рук – 1:10, а ступня должна быть не больше 1,6 человеческого роста. Центр «золотой пропорции» приходился на уровень пупка. Именно этот канон стал идеалом для искусства античности и ренессанса. Рассмотрим в сравнении эталон класси­ческого искусства – статую Афродиты и стандарт современности – «мисс мира 2011 г.» Алису Крылову.

         Статуя Афродиты            Алиса Крылова

Рост            163                                         173

Грудь          86                                          90

Талия          69                                          60

Бедра         93                                          90

Исходя из этого сравнения, видно, как изменились каноны современной красоты, тем не менее и Афродита, и ее римская вариация Венера до сих пор вызывают восхищение своими плавными округлыми формами. А останется ли эталон красоты Алисы Крыловой, неизвестно.

Покорять всех красотой – это какая-то внутренняя установка. Внешняя красота, уверены китаянки, – это единственный шанс выделиться из толпы и сделать успешную карьеру. В России похожая ситуация. Красивых берут на работу чаще, но и требований у них больше. Существует мнение, что красавицы и красавцы увереннее в себе. Просто каждый человек верит, что красивые не должны быть глупыми, злыми и ревнивыми. Еще один расхожий стереотип учит нас: очень красивый – значит, плохой. Почему плохой? Да потому, что общественное мнение такое: очень красивый неизбежно вырастает черствым эгоистом, думающим только о себе и способным любить только себя. Но это всего лишь штампы. Все начинается с детства, с семьи, с воспитания тех или иных качеств личности. Каждая женщина бессознательно копирует тот тип отношений с мужчинами, который характерен ее маме. История знает немало примеров, когда самых красивых и успешных женщин счастье обходило стороной и они до конца жизни несли крест страданий, а внешне ничем не привлека­тельные девушки словно магнит притягивают к себе серьезных и ответственных мужчин, выбирают себе в мужья самого достойного среди них и живут счастливо.

Красота, безусловно, помогает в жизни человека. Очень важно, чтобы он рассматривал ее как определенный трамплин, но не как залог пожизненного успеха. Красота может быть приходящей и уходящей. Стремление сделать карьеру на собственной внешности может привести к печальным последствиям из разряда судебной сексологии, психологии сексуальных отклонений либо других психологических отклонений.

Вернемся к пословице и выделим еще одну составляющую данного суждения – счастье.

В идеальном понимании главной целью человека является счастье. Оно способствует активизации всех его жизненных сил, заставляет раскрывать физический и духовный потенциал личности. Счастье – это социокультурный феномен, который объединяет множество аспектов социальной реальности, важных как для отдельного человека, так и для общества в целом. Сегодня счастье пытаются исследовать научными методами. Обусловленность каждого человека в обществе естественным желанием быть счастливым и необходимость улучшения социального здоровья и качества жизни населения, а также особая значимость рассматриваемого понятия являются актуальной проблемой исследования.

Понятие «счастье» практически не исследовалось в отечественной социологии. Активно развивается в последнее десятилетие в США такое научное направление, как «позитивная психология». Ведущими предста­вителями данного направления являются Э. Динер, М. Чиксентмихайи, М. Селигман. В его рамках проведены эмпирические исследования, при анализе которых выявлены факторы, влияющие на переживания человеком состояния счастья. В изучение предмета исследования внесли большой вклад такие ученые, как Дж. Аргайл, Д. Вэйллант, Д. Канеман, Д. Келтнер, С. Хазан, Л. Харкер, Г. Ховард. Развитый «социальный интеллект» – один из значимых факторов, который детерминирует восприятие себя как счастливого человека, способного адекватно планировать и управлять своим поведением, а также пра­вильно понимать оценку собственных действий окружающими людьми. Данная идея социального интеллекта (Ф. Вернон, Дж. Гилфорд, О.В. Лунева, А.И. Савенков, М. Салливан, Э. Торндайк, Д.В. Ушаков, М. Хендрикс) тесно связана с концепциями эмоционального интеллекта, которые разрабатывали Г. Айзенк, Р. Барон, Д. Големан, Д.В. Люсин, М. Мэйер, П. Сэлловэй.

Психологический аспект счастья подразумевает в основном анализ некоего психического состояния человека. Это кратковременное состояние переживания радости, необыкновенного душевного подъема, ощущения полета, влюбленности, небывалого прилива сил и ожидания переживания данного состояния. Рассмотрим более детально психо­логические аспекты счастья.

В различных психологических направлениях с трудом находило отражение преобразование философских идей о счастье в психологи­ческое понятие. Данное понятие возможно было изучать эмпирическим путем. Кого можно считать счастливым? – это основной эмпирический вопрос. Тогда как в зарубежной психологии в основном изучают категорию счастья путем поиска и измерения его количественного эквивалента в различных шкальных и балльных оценках.

По мнению М. Аргайла, «Вполне справедливо задать вопрос: «насколько ощущение счастья или удовлетворенности является свойством самой личности?». Например, страдающие депрессией люди большую часть своего времени находятся в подавленном и угнетенном состоянии, а иногда и вообще не могут выйти из него. Тогда как состояние и настроение здоровых людей обычно меняется в зависимости от конкретной ситуации. И опять же возникает вопрос: является ли счастье достоянием «счастливой натуры» или произ­водным от достаточного количества приятных ситуаций и ощущений? Придерживающиеся «нисходящей теории» предполагают, что в данном случае все зависит от самого человека. Таким образом, счастливые люди более позитивно истолковывают и оценивают жизненные ситуации и по сумме приятных событий нельзя определить уровень счастья.

Представители «восходящей теории», такие как Э. Дайнер, полагают, что число приятных жизненных ситуаций и счастье находятся в прямой зависимости. В результате своих исследований Э. Дайнером и Р. Ларсеном было определено, что положительные и отрицательные состояния зависят в большей степени в различных производственных и бытовых ситуациях от самих субъектов (52 %), чем от различий в ситуациях (23 %). При этом отрицательные эмоции более устойчивы. Большая часть респондентов удовлетворена своей жизнью, только малая часть испытывала положительные эмоции. В настроениях испытуемых определяется значительная устойчивость в различных ситуациях.

Существует категория людей, пребывающих в депрессивном состоянии или же находящихся в хорошем расположении духа (таких немного). Кто же эти счастливые люди? Может, те, которые предпочитают видеть оптимизм вокруг и только положительные стороны, это и есть счастливые люди? Данное явление называют «эффектом Полианны». По мнению Девида Ликена, от генетики зависит только пятьдесят процентов счастья, а на остальные влияют намерения и стремления человека. Люди, как установили А. Матлин и А. Гаврон, пребывающие все время в состоянии счастья, видят мир в «розовом свете». Они всегда доброжелательны к окружающим, общительны, легко идут на контакт, и все события для них связаны с приятными ассоциациями.

Таким образом они склонны реагировать на любую ситуацию, как отмечал М. Боуэр. Теун Марез говорит: «Чтобы стать счастливыми, прежде всего, нужно установить хорошие отношения с собой и благодаря этому стать целостными, самодостаточными, полагающимися на свои силы и, следовательно, довольными собой людьми».

Тесно связано с самоуважением (самооценкой) ощущение счастья. Как пишет Р. Кэмпбелл, «Самая сильная связь характеризует их соотношение». Люди, находящиеся в подавленном и депрессивном состоянии, недооценивают качество своих действий. Ф. Левинсон выяснил, что такие люди иногда более точно и реалистично оценивают себя, чем нормальные. Но в те периоды жизни, которые несут несчастливые события, у этих людей резко снижается самооценка. Таким образом, можно предположить, что ощущение счастья влияет на самооценку, и наоборот.

Как заметили ученые М. Горовиц, Д. Френч и К. Андерсон, одиночество связано с ощущением неблагополучия и ведет к депрессии. Здесь прослеживается тесная связь между удовлетворен­ностью, которую мы получаем в социальной сфере, и общим благополучием (социальным комфортом). Одиночество – это источник отрицательного эмоционального состояния. В отличие от одиночества экстраверсия зависима от счастья и является положительным эмоциональным состоянием и удовлетворенностью, утверждают такие исследователи, как М. Эммонс и Э. Дайнер. Можно условно поделить экстраверсию на компоненты: общительность и импульсивность. Общительность – это компонент, прогнозирующий счастье. По мнению О. Толора, «индивиды, занятые «поиском общения», наиболее часто испытывают ощущение радости». Исследования, проведенные среди «счастливых» и «несчастливых» А. Вессманом и Д. Риксом, показали, что «счастливые» были наиболее удачливы во взаимоотношениях с другими людьми, в то время как для «несчастливых» социальные взаимоотношения часто являлись «источником беспокойства, раздра­жения, способствовали появлению чувства вины, замкнутости».

Следующим «компонентом» счастья, как утверждает Эд. Дайнер, является чувство «внутреннего контроля» (для некоторых категорий людей, то есть они влияют на ход событий и ситуаций). У людей с высоким уровнем внутреннего контроля и у обладающих широким выбором действий присутствует ощущение субъективного благополучия. Существует мнение, что люди, обладающие более широкими жизненными возможностями (что, очевидно, влияет на контроль и выбор), также более счастливы. Хотя можно предположить, что те, кто испытал множество отрицательных жизненных ситуаций, также становятся несчастными и перестают верить в свою способность контролировать события.

Г. Уитсон полагает: «Люди ощущают себя счастливыми, если им удается разрешить свои внутренние конфликты и в той или иной степени достичь ощущения целостности своей личности». А. Вессман и Д. Рикс пишут: «Счастливые люди отличаются умением планировать и продуктивно использовать время, уверенно смотрят в будущее. У несчастливых людей время не заполнено, не организовано и не сбалансировано. Эти люди склонны откладывать исполнение тех или иных замыслов и вглядываются в свое будущее с неуверенностью и беспокойством».

Разграничивая два понятия – «счастье» и «хорошая жизнь», К. Роджерс отмечал, что хорошая жизнь – это процесс движения по пути, выбранному человеческим организмом, когда он внутренне свободен развиваться в любом направлении, причем качества этого направления имеют определенную всеобщность.

Ряд ученых полагает, что к факторам счастья также относится умение справляться с трудностями и проблемами: не замыкаться в себе, рассказывать о своих проблемах другим или обратится к молитве и т. д. и т. п. Обычно в таких случаях ощущение счастья гораздо больше. По мнению А. Наркеса, умение людей с внутренним контролем находить эффективные способы противостояния проблемам и трудностям помогает им менее других подвергаться стрессовым ситуациям. Люди с внешним контролем, наоборот, уходят от проблем, так как считают, что от них ничего не зависит, а все зависит от внешних сил и условий. Чувство внутреннего контроля способствует большей гибкости и умению выбирать оптимальные методы противостояния той или иной проблеме. Таким образом, важным условием для ощущения счастья являются характеристики и свойства самой личности. База для феномена счастья – сильные положительные эмоции, приподнятое настроение, радость, ощущение удовольствия.

«Когнитивная составляющая» физиологического процесса наслаждения счастьем обеспечивает осознанное понимание, адек­ватную трактовку и самоконтроль причин, которые находятся в основе «упоительного счастья» и позитивных эмоций. Состояние счастья настраивает человека на соответствующий поведенческий фон (он всегда радостный, улыбчивый, активен, нередко беспечен). Существуют и иные взгляды на природу и сущность счастья. Некоторые ученые, чаще представители психиатрии, полагают, что состояние психики может провоцировать поиск более легких путей получения иллюзий счастья, а именно через состояние алкогольного или наркотического опьянений, которые химическим путем воздей­ствуют на мозг и вызывают состояние, эквивалентное счастью, но это уже другая область изучения «счастья».

Итак, после рассмотрения таких понятий, как «красота» и «счастье», возникает вопрос: а действительно ли так взаимосвязаны красота и счастье? Ведь красота внешняя не может влиять на внутреннее состояние счастья. А внутренняя красота – вполне может, так как ощущение счастья – это более внутренний процесс, и, наверно, счастливый человек более красив внутренне и, наоборот, внутренне красивый – более счастливый.

Выделим одну очень важную вещь: современное общество все равно уверено в том, что красивому человеку стать счастливым намного проще. Очень часто мы сожалеем, что из-за своей заурядной внешности мы недополучили от судьбы того, что могли бы взять, если бы внешне походили на моделей.

Справедливо ли это суждение, можно увидеть из проведенного эксперимента: дать характеристику внутреннему миру людей, изображенных на фотографиях, которые разделены экспертами по степени привлекательности лиц. Люди с красивыми лицами в ходе эксперимента были определены как уверенные в себе, счастливые, искренние, уравновешенные, утонченные, добрые и более богатые духовно. Кроме этого, на основании только внешнего вида испытуемые оценили их как заботливых, внимательных и чутких к другим людям.

Итак, физическая привлекательность влияет не только на оценку личности, но и на оценку результатов дел или отдельных поступков людей. С некрасивыми людьми происходит то же самое, только наоборот. Некрасивый ребенок с самого раннего детства подвергается дискриминации. Ему чаще других приписываются дурные мысли и поступки. Исследователь А. Бергер показал, что существуют некоторые устоявшиеся условности и представления об определенных качествах человека и о том, какие черты человеческого характера они могут отображать. Некоторые устоявшиеся условности объясняют значения того или иного выражения лица, жеста или определенной позы. Мы пользуемся этими значениями, когда рассматриваем людей на фотографии.

Психологи Калифорнийского университета провели эксперимент, результат которого удивил даже самих исследователей: снимки красивых людей испытуемые оценивали в три раза быстрее, чем фотографии людей с обычной внешностью, т. е. определить, что человек красив, мозгу оказалось гораздо легче, чем вынести вердикт о непривлекательности. Затем ученые проанализировали снимки, которые большинством участников были признаны как красивые. И здесь их ожидало еще одно открытие – все красавицы и красавцы оказались обладателями приятной внешности, но довольно стандартной. На самом деле человек устроен так, что он склонен все время сравнивать.

Например, сравнительный анализ – это один из способов распознания действительности. Поэтому нам приходится постоянно стереотипировать какие-то вещи, иначе наш мозг очевидно бы не справился с таким огромным количеством информации. Получается, что мозгу больше всего нравятся черты, которые он видел чаще всего, и из них складывается образ некоего идеально красивого человека.

Тому, что человек становится более привлекательным и интересным, способствуют важные и эмоциональные связи. Красивее нас делают отношения, которыми мы дорожим, в которых проявляем себя искренне и позволяем это другому. Они стимулируют нас развиваться, познавать себя и открываться миру. Мы становимся уравновешеннее, ведем себя достойнее, и это проявляется в нашем облике.

Красота и есть счастье. Внешняя красота играет важную роль только при первой встрече, и, чтобы стать счастливой, надо иметь богатый внутренний мир, надо уметь быть счастливым.

 
Список литературы:
1. Виноградова Г.А. О роли сознания в субъективном благополучии личности // Мир психологии. – М.: Моск. психол.-соц. ун-т, 2016. – № 2. – С. 215-225.
2. Виноградова Г.А. Субъективное благополучие личности студента в условиях социально-экономического кризиса // Поволжский педагогический вестник. – Самара: Поволжская гос. соц.-гуманит. академия, 2015. – № 3(8). – С. 18-20.
3. Жубаркин С.В. Индексы счастья: опыт Запада, социологический обзор / С.В. Жубаркин // Теория и практика общественного развития. – Краснодар: Изд. дом «ХОРС», 2012. – № 9. – С. 67-71.
4. Жубаркин С.В. Представление о счастье в социальных науках и психологии. Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ) // SuperInf.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2252 (Дата обращения: 18.11.2017).
5. Литвак М. Если хочешь быть счастливым // psychoLEVITy [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psychoLevity/com (Дата обращения: 01.12. 2017). 
6. Прентисс К. Счастье по Дзен // Livejournal [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://anchiktigra.livejournal.com/378023.html (Дата обращения: 01. 12. 2017).
7. Чепурных М.Н. Позитивный эмоциональный настрой как один из факторов «счастья» / М.Н. Чепурных // Общество: социология, психология, педагогика. – Краснодар: Изд. дом «ХОРС», 2012. – № 3. – С. 65-72.
8. Чепурных М.Н. Теоретический анализ основных научных подходов к изучению феномена счастья / М.Н. Чепурных // Вестник Рос. гос. гуманит. ун-та. Вып. 2. Серия «Социология». – М.: РГГУ, 2012. – С. 222-231.