Статья:

Влияние супружеских конфликтов на воспитательные функции семьи

Конференция: XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Саночкина А.В. Влияние супружеских конфликтов на воспитательные функции семьи // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(39). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 46-49.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние супружеских конфликтов на воспитательные функции семьи

Саночкина Анна Владимировна
аспирант, Тюменский Государственный Университет, Институт педагогики и психологии, РФ, г. Тюмень

 

INFLUENCE OF MARRIAGE CONFLICTS ON FAMILY EDUCATIONAL FUNCTIONS

 

Anna Sanochkina

Graduate student, Tyumen State University Institute of Pedagogy and Psychology, Russia, Tyumen

 

Аннотация. Социологами доказано, что институт семьи является основой общества, которая гарантирует его развитие и стабильность. Однако при появлении ребенка в семье происходят изменения во взаимоотношениях супругов. Привычный уклад жизни кардинально меняется, также меняется и гормональный фон женщины, что несомненно влияет на ее настроение, реакции и отношение к мужу. Женщина, находящаяся на этапе эмоциональных переживаний, конфликтов с супругом нередко допускает неосознанные ошибки в воспитании ребенка. Данная статья посвящена исследованию динамики отношений между супругами и воспитанием ребенка.

Abstract. Sociologists have proved that an institution is a society that guarantees its development and stability. However, when a child appeared in the family, there were changes in the relationship of the spouses. The usual way of life affects her mood, reactions and attitude to her husband. A woman cannot recognize mistakes in raising a child. This article is devoted to the study of the dynamics of relations between spouses and parenting.

 

Ключевые слова: супружество; материнство; динамика отношений; разрушение отношений; воспитание ребенка; проблемы в воспитании.

Keywords: matrimony; motherhood; dynamics of relations; the destruction of relations; raising a child; problems in education.

 

Как известно, семья – ячейка общества. Именно от того на сколько климат в семье будет благополучным зависит стабильность социума и его развитие. Для любого ребенка семья – это место, где безопасно, тепло и уютно, где любят, несмотря ни на что. А женщина, мама – является хранительницей семейного очага. Однако нередки случаи, когда между супругами возникают проблемы, которые прямым образом влияют на подрастающего ребенка. Недопонимание, конфликты, ссоры сказываются на функциях матери и на возможности удовлетворять потребности и нужды ребенка.

Для большинства семей рождение ребенка – счастливое и долгожданное событие. Однако, в реальности практически все они оказываются не готовы к новой социальной роли, как в психологическом, так и педагогическом плане. Интересным является факт того, что согласно статистики большая часть разводов приходится на первые 4-5 лет брака, а это первые три года жизни ребенка [1, 5].

Впервые, институт семьи привлек внимание психологов для выяснения того, какое влияние на развитие будущей личности и психики человека оказывают его различные аспекты: поведение и отношение родителей к ребенку; супружеские взаимоотношения родителей, контакты с другими родственниками и т.д. Стадиям жизненного цикла семьи, на которых актуальным становится родительство, посвящено большинство исследований семейной проблематики. Изучение родительства начиналось прежде всего в аспекте психологии материнства, а сравнительно недавно – и отцовства [6].

Эмоциональная насыщенность и положительный характер взаимоотношений, длительность и стабильность взаимодействия, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым, как с носителем достоверной информации, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают систему детско-родительских взаимоотношений уникальной структурой, обеспечивающей условия для личностного и интеллектуального развития ребенка [2]. Однако, дисгармония в семье, между супругами может негативным образом влиять на это развитие.

С момента зачатия ребенка в организме женщины начинают происходить серьезные гормональные изменения, которые продолжают свое воздействие и в послеродовой период. О чем свидетельствуют многочисленные исследования в данной области. Так, изучение уровня гормонов у грызунов и приматов помогло установить, что величина эстрогенов, прогестинов, тестостерона и пролактина напрямую способствует своевременному проявлению материнского поведения и его интенсификации. Также, проводилось исследование взаимосвязи выработки и влияния пролактина на эмоциональную составляющую женщины во время кормления грудью, основанное на его способности повышать секрецию эндорфинов. Данный физиологический механизм обеспечивает гормональную поддержку развития привязанности матери к ребенку и стимулирует процесс принятия женщиной новой социальной роли - матери. Кроме того, научно доказано, что уровень гормона окситоцина положительно связан с уровнем удовольствия матери от общения со своим ребенком [4]. Таким образом, рождение ребенка не только кардинальным образом влияет на жизненные циклы семьи, но и вносит изменения физического характера в организм женщины.

На базе Онлайн – школы для мам «Крылья» было проведено исследование выявляющее степень удовлетворенности женщин их супружескими отношениями, а также интимной сферы. Как уже упоминалось ранее период беременности, родов и кормления грудью протекает совместно с серьезными гормональными изменениями. Материнский инстинкт, который в норме присущ всем женщинам, не только стабильнее и сильнее полового, но и препятствует здоровому и привычному течению интимной жизни супругов. Так, в исследовании приняло участие 347 замужних женщин, имеющих одного и более детей. Более 90% респондентов отметили, что в их семье присутствуют проблемы взаимоотношений с супругом в том числе в интимной сфере. При этом все они отметили, что серьезные изменения начали происходить в период беременности и после рождения ребенка.

Также, интересным представляется исследование, направленное на выяснение основных проблем, с которыми сталкиваются женщины и семьи после рождения ребенка. Опросив в ходе неструктурированной беседы 45 женщин возраста 20—35 лет, пребывающих в отпуске по уходу за ребенком, было выявлены основные жалобы женщин и объединены по группам. К наиболее частым жалобам были отнесены такие, как: снижение эмоционального фона; модификация отношений с мужем; сужение и изменение круга общения женщины, социальная дезадаптация; отсутствие педагогических компетенций; отсутствие помощи со стороны близких; нежелание возвращаться к прошлому роду деятельности; ухудшение финансовой ситуации в семье [3].

Личный педагогический и психологический опыт позволяют говорить о том, что семья и ребенок – являются зеркальным отражением друг друга, а степень влияния семьи на ребенка сильнее любых известных воспитательных практик. Однако, в современной России семьи переживают кризис: они все хуже выполняют свою ключевую воспитательную функцию. К основным причинам упомянутого кризиса следует отнести: снижение финансовой обеспеченности семей; конфликты, ссоры и отсутствие взаимопонимание супругов; участившиеся случаи развода родителей; отсутствие психологической и педагогической помощи семьям, переживающим кризис. Кроме того, как специалист по семейным проблемам, я могу судить о том, что вовремя оказанная психологическая поддержка семье может помочь пережить кризис, наладить отношения внутри семьи и спасти брак.

В итоге, факт того, что появление ребенка всегда является причиной глобальной трансформации условий жизни как матери, так и семьи в целом, является бесспорным. Кроме того, происходит серьезная модификация функционирования семьи и формирование ряда негативных тенденций, которые в конечном счете приводят к ссорам между супругами и нарушению ее воспитательных функций. Данный факт определяет обеспокоенность специалистов и повышенный интерес к семье, матерям и психолого-педагогическому сопровождению современного родительства.

 

Список литературы:
1. Глухова Ю. А., Бенько Е. В. Статистика разводов // Наука и образование сегодня. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/statistika-razvodov 
2. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
3. Саночкина А. В. Связь субъективной оценки самореализации женщин и отношения к разным сторонам действительности в периоде отпуска по уходу за ребенком / А. В. Саночкина; научный руководитель Г. И. Морева; рецензент Е. Ю. Козырева; Тюменский государственный университет, Институт психологии и педагогики. – Тюмень, 2018. – 85 с.
4. Филиппова Г. Г. Психология материнства: учебное пособие / Г. Г. Филиппова. – М. : Изд-во института психотерапии, 2002. – 240 с.
5. Хатуева М. С., Эскерханова Л. Т. Предупреждение и разрешение семейных конфликтов // Скиф. 2019. №11 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preduprezhdenie-i-razreshenie-semeynyh-konfliktov 
6. Якимова Т. В. Психология семьи [Текст]: учебник практикум для академического бакалавриата: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям / Т. В. Якимова.: - Москва.: Юрайт, 2018 – 345 с.