Понятие «социальный интеллект» и его роль в развитии личности
Конференция: XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Социальная психология
XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Понятие «социальный интеллект» и его роль в развитии личности
THE CONCEPT OF "SOCIAL INTELLIGENCE" AND ITS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY
Aleksandr Kuzenkov
master's student Moscow state University of psychology and social Sciences, Russia, Moscow
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы определения социального интеллекта и его роли в развитии личности.
Abstract. This article discusses the definition of social intelligence and its role in the development of personality.
Ключевые слова: Социальный интеллект; личность; развитие; эмоциональное состояние; интеллект.
Keyword: Social intelligence; personality; development; emotional state; intelligence.
В 1920 году в работе Э.Л. Торндайка впервые упоминается термин «социальный интеллект», который входит, по мнению автора, в трехкомпонентную модель интеллекта:
1. Абстрактный интеллект – способность понимать и оперировать идеями;
2. Механический интеллект – способность оперировать конкретными предметами;
3. Социальный интеллект – способность понимать и управлять другими людьми [1].
Ф. Мосс и Т. Хант считали, что социальный интеллект можно определить как способность, лежащая в основе коммуникативных и организационных возможностей индивида в профессиональной деятельности, а именно «человек-человек» [1].
Г. Олпорт говорил о социальном интеллекте как о возможности индивида прогнозировать поведение других людей, верно судить о них и обеспечивать человеку адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях, т.е. социальный интеллект понимался Олпортом как некий «социальный дар» [1].
Д. Векслер определял социальный интеллект как способность ребенка к обучению и воспитанию путем откликаемости и отзывчивости на педагогическое воздействие, а также установки и общественное воздействие группы сверстников, одноклассников и одногруппников [1].
Дж. Гилфорд изучая социальный интеллект, отмечал его интегральную интеллектуальную способность, которая отвечает за регуляцию и объединение познавательных процессов для отражения социальных объектов. В социальный интеллект по Дж. Гилфорду входит 6 факторов:
1. Познание элементов поведения (CBU) – способность определять эмоциональную окраску поведения человека;
2. Познание классов поведения (СВС) – способность определять эмоциональную окраску поведения человека в контексте ситуации;
3. Познание отношений поведения (CBR) – способность понимать вербальную и невербальную информацию;
4. Познание систем поведения (CBS) – способность понимать вербальное и невербальное поведение людей в контексте целостных ситуаций взаимодействия;
5. Познание преобразований поведения (СВТ) – способность понимать вербальное и невербальное поведение в контексте разных ситуаций;
6. Познание результатов поведения (CBI) – способность прогнозировать возможные варианты поведения, исходя из контекста ситуации [1].
Согласно теории множественного интеллекта, где выделяются внутриличностный и межличностный интеллект, Х. Гарднер отмечает, что именно межличностный интеллект является отражением социального интеллекта.
Межличностный интеллект определяется как способность понимать эмоциональное состояние других людей и надлежащим образом реагировать на них [1].
Трехкомпонентная теория Р. Стренберга исходит из понимания социального интеллекта как способности добиваться поставленных целей в любой сфере деятельности. Выделяются:
1. Компонентный интеллект – обработка информации путем взаимосвязи внутреннего мира личности и механизмов мышления;
2. Эмпирический интеллект – продуктивность решения новых ситуаций путем опоры на прошлый опыт;
3. Ситуативный интеллект – поведение человека в зависимости от ситуации [1].
Согласно структурно-динамической теории социального интеллекта Д.В. Ушакова, на его формирование оказывают воздействие следующие факторы:
· Потенциал общего интеллекта;
· Эмоционально-личностные особенности индивида;
· Жизненный путь человека, а именно какую деятельность он выбрал, например «человек-человек» или «человек-машина».
Д. Гоулман выделяет следующие особенности социального интеллекта:
· Непрерывный, постоянный характер;
· Невербальная репрезентация;
· Потеря точности социального оценивания при вербализации;
· Преобладание в формировании имплицитного научения;
· Использование «внутреннего опыта» [1].
Е.А. Федорова считает, что социальный интеллект представляет собой совокупность ментальных способностей необходимых для выполнения регулятивной функции познания человеком социума и его поведения в нем [1]. В связи с этим, Е.А. Федорова выделяет следующие элементы социального интеллекта:
· Когнитивный компонент - способность к рефлексии, социальная перцепция, социальная креативность;
· Эмоциональный компонент - способность к эмпатии, эмоциональный интеллект, самооценка;
· Поведенческий компонент - коммуникативная потребность, тип темперамента, позиция, занимаемая в общении, социальная компетентность [1].
Определив понятие «социальный интеллект», можно сказать, что его роль особенно значима в социализации и адаптации личности к окружающей среде, а также развитие социального интеллекта необходимо для успешной профессиональной деятельности в сфере «человек-человек».
Говоря о значимости социального интеллекта, необходимо отметить его влияние на такие коммуникативные и организаторские способности как: деловитость, уверенность в себе, психологический такт и отзывчивость [2].
Кроме того, необходимо отметить и влияние социального интеллекта на профессиональную успешность будущих студентов.
Так отмечается, что социальный интеллект связан с коммуникативной компетентностью, а именно обеспечивает развитие тех качеств, которые необходимы в работе «человек-человек».
Таким образом, социальный интеллект – это интеллектуальная способность, которая необходима для развития личности, а именно социально-нравственных качеств необходимых для успешной социализации и профессиональной деятельности.
Необходимо также отметить, что, понимая других людей, личность может научиться понимать себя и контролировать свое поведение.