ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ, УСПЕШНО/НЕУСПЕШНО ОСВАИВАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Конференция: LXXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология
LXXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ, УСПЕШНО/НЕУСПЕШНО ОСВАИВАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
PERSONAL CHARACTERISTICS OF YOUNGER TEENAGERS WHO SUCCESSFULLY/UNSUCCESSFULLY MASTER A FOREIGN LANGUAGE
Elena Kochneva
Candidate of psychological Science, Head of psychological department, assistant professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod
Turundaeva Oksana Andreevna,
Student, Faculty of Psychology and Pedagogy, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod
Аннотация. Настоящая статья посвящена теоретическому и эмпирическому изучению влияния личностных особенностей подростков на успешное овладение иностранного языка. Методы исследования настоящей статьи определяются спецификой темы исследования. В статье используются методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.) и психодиагностические методики: тест Хорста Зиверта на определение уровня языкового интеллекта школьников, методика Лачинса «Гибкость мышления», опросник Б.К. Пашаева «Познавательная активность обучающихся». В эмпирической части исследования представлены результаты изучения влияния языковых способностей, гибкости мышления и познавательной активности школьников на успешное освоение иностранного языка. Была выявлена прямая, средней силы и статистически значимая корреляционная связь: между успешностью обучения и языковыми способностями школьников (r=0,392 при p≤0,05), между успешностью обучения и пластичностью / ригидностью мышления школьников (r=0,451 при p≤0,01).
Abstract. This article is devoted to the theoretical and empirical study of the influence of personality characteristics of adolescents on the successful acquisition of a foreign language. The research methods of this article are determined by the specifics of the research topic. The article uses methods of theoretical research (analysis, synthesis, generalization, comparison, etc.) and psychodiagnostic techniques: Horst Sievert test to determine the level of linguistic intelligence of schoolchildren, the Lachins method "Flexibility of thinking", the B.K. Pashaev questionnaire "Cognitive activity of students". The empirical part of the study presents the results of studying the influence of language abilities, flexibility of thinking and cognitive activity of schoolchildren on the successful development of a foreign language. A direct, medium-strength and statistically significant correlation was revealed: between the success of learning and the language abilities of schoolchildren (r=0.392 at p≤0.05), between the success of learning and the plasticity / rigidity of thinking of schoolchildren (r=0.451 at p≤0,01).
Ключевые слова: языковые способности, гибкость мышления, познавательная активность, успешность освоения иностранного языка, подростки.
Keywords: language skills, flexibility of thinking, cognitive activity, success in learning a foreign language, teenagers.
Актуальность. Желание изучить иностранный язык у многих школьников можно заметить еще в начальной школе, но у некоторых учеников на способность к его освоению оказывают влияние личностные особенности. Поэтому учителю важно знать личностную предрасположенность обучающихся к изучению иностранного языка. Чем раньше будут выявлены особенности ребенка, обусловливающие успешное овладение иностранным языком, тем конструктивнее учитель сможет организовать процесс обучения.
Цель исследования. Целью настоящего исследования стало теоретическое и эмпирическое изучение влияния личностных особенностей подростков на успешное овладение иностранного языка. Проблема влияния личностных особенностей обучающихся на успешное/неуспешное освоение иностранного языка вызывала интерес у многих отечественных ученых, среди них: А.А. Горшкова, И.А. Зимняя, А.С. Кувшинова, Л.В. Меркулова и др. Большинство авторов (Д.Г. Иванова, А.А. Горшкова, А.М. Еникеева, И.В. Науменко и др.) при изучении взаимосвязи между личностными особенностями и успешностью освоения иностранных языков обращали внимание на такие феномены, как мотивация обучения, самооценка ученика, его темперамент и т.д. [3, 6, 8, 9].
Среди психолого-педагогических исследований, в которых изучались факторы, влияющие на успешность освоения иностранного языка на разных возрастных этапах, известны работы, позволившие:
- выявить специфику психологической структуры общительности успешных и менее успешных школьников, обусловливающую выбор ими способа овладения иностранным языком (Г.В. Зарембо, О.В. Флеров и др.),
- обосновать дидактические технологии и психофизиологические факторы, позволяющие развивать способности к освоению иностранного языка (В.А. Демарева, Л.В. Марищук и др.),
- выделить совокупность психолого-педагогических и личностно-регуляторных факторов и методов активного обучения, обусловливающих высокий уровень овладения иностранным языком студентами вузов (М.С. Душко, Н.Ю. Литвинова, М.А. Перфилова, Б.А. Тавасиева и др.),
- доказать развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста и когнитивное развитие старших подростков при овладении иностранным языком в процессе ведущего вида деятельности (Н.И. Конакова, Т.Е. Федосеева, Ю.Б. Юдовина и др.),
- выявить психологические барьеры взрослых в обучении иностранному языку (О.Г. Барвенко) [2, 3, 4, 5, 12, 17].
Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить научным публикациям, в которых представлены результаты изучения влияния интенсивного обучения и интенсификации процесса обучения иностранному языку школьников и студентов (Р.Н. Абитов, И.А. Иценко, Т.Ю. Карзанова, Е.А. Корчагин, М.Ю. Лубенец, О.В. Малова, М.Ж. Расулова, Р.С. Сафин и др.) [7, 10, 11, 13, 15, 16, 18, 19].
Интенсификация процесса обучения иностранному языку характеризуется особым вниманием учителя к психологическому климату на уроке, устранению разного рода психологических барьеров и повышению мотивации обучающихся [12].
Интенсивное обучение обусловливается опорой, по мнению многих авторов (Э.Г. Азимов, Г.А. Китайгородская, Г.К. Лозанов, М.Ю. Олешков, В.М. Уваров, А.Н. Щукин и др.), на:
- основы суггестопедии, т.е. информация во внутренний мир обучающихся проникает, по мнению Г.К. Лозанова, по сознательному и неосознаваемому каналам,
- специально организованное обучающее общение, в процессе которого обучающиеся ориентированы на качественное и быстрое усвоение материала [11, с. 17],
- основные положения субъектного подхода, в частности при минимизации временных ресурсов максимально повышается активность школьников, при которой ускоряется процесс формирования коллектива [1, с. 82],
- систему методов, стимулирующих интенсивную мыслительную деятельность, актуализирующих мотивы обучения, ускоряющих овладение учебным материалом [12, с. 86].
Целью эмпирической части исследования стало изучение влияния языковых способностей, гибкости мышления и познавательной активности школьников на успешное овладение иностранным языком. В исследовании приняли участие 32 семиклассника одной из школ города.
Материалы и методы. Для изучения указанных особенностей учеников были использованы следующие психодиагностические методики:
- тест Хорста Зиверта, позволивший определить уровень языкового интеллекта школьников,
- методика Лачинса «Гибкость мышления», показавшая насколько пластично или ригидно мышление учащихся,
- опросник Б.К. Пашаева, позволивший охарактеризовать познавательную активность обучающихся.
Результаты. Анализ, полученных результатов, показал, что:
- подавляющее большинство респондентов (81%) продемонстрировали средние языковые способности, но при этом имеют высокие баллы (хорошо и отлично) успеваемости по иностранному языку,
- большинство учеников (66%) демонстрируют низкую познавательную активность, остальные школьники (34%) – среднюю познавательную активность, причем большинство респондентов (56%), демонстрирующих низкую познавательную активность, имеют высокие баллы успеваемости по иностранному языку,
- большинство школьников (69%) испытывают затруднения при изменении программы деятельности, не могут быстро и адекватно воспринимать какие-либо изменения ситуации, что свидетельствует о ригидности мышления, только треть обучающихся (31%) демонстрируют пластичность мышления, однако большинство учеников (81%), демонстрирующих ригидность мышления, имеют высокие баллы успеваемости по иностранному языку.
Поиск и оценку связи между рассматриваемыми личностными особенностями (языковые способности, пластичность/ригидность мышления и познавательная активность) и успешностью обучения иностранному языку возможно провести посредством расчета коэффициента корреляции Пирсона. Анализ, полученных результатов, показал, что существует прямая, средней силы и статистически значимая корреляционная связь:
- между успешностью обучения и языковыми способностями школьников (r=0,392 при p≤0,05),
- между успешностью обучения и пластичностью / ригидностью мышления школьников (r=0,451 при p≤0,01).
Корреляционная связь между успешностью обучения и познавательной активность школьников существует прямая, слабой силы и статистически не значимая (r=0,256).
Сопоставление полученных результатов и оценка связи между рассматриваемыми личностными особенностями школьников и успешностью их обучения иностранному языку натолкнуло авторов настоящей статьи на поиск причин рассогласованности результатов и понимания выявленного феномена, а именно на поиск ответа на вопрос: «Что может объяснить высокую результативность овладения школьниками иностранного языка, продемонстрировавших невысокие языковые способности, высокую ригидность мышления и низкую познавательную активность?»
Обратившись к известным научно-практическим исследованиям интенсивного обучения (Иценко И.А., Лубенец М.Ю., Малова О.В., А.О. Овсянников, Г. Хамдамова и др.) были выделены факторы, которые обусловливают, с точки зрения авторов, успешность овладения иностранным языком обучающимися [12, 14, 20]. В частности, перечислим некоторые факторы, от которых зависит успех в реализации интенсивных методов:
- квалифицированность преподавателя, его способности организовать процесс обучения, исходя из характеристик группы в целом и личностных особенностей учащихся в частности,
- разработка и использование педагогом заданий, которые мотивируют школьников на радостное и ненапряженное общение, приближенное к реальному,
- преодоление психологических барьеров и создание ситуаций, когда иностранный язык выступает как средство самовыражения, самоутверждения и самореализации личности школьником.
Выводы. Все вышесказанное позволило нам обозначить направления дальнейших психологических исследований в контексте изучения внутренних и внешних факторов, обусловливающих успешность освоения учащимися иностранного языка.