Психологическое обеспечение готовности к поиску и реализации жизненных ресурсов современных молодых людей
Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Психология развития, акмеология
XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Психологическое обеспечение готовности к поиску и реализации жизненных ресурсов современных молодых людей
Psychological support of readiness to search for and implement the vital resources of modern young people
Irina Kosareva
master student National Research Nizhny Novgorod State University. N.I. Lobachevsky" Arzamas branch of UNN, Russia, Arzamas
Tatyana Kalinina
Cand. psychol. Sciences, Associate Professor, National Research Nizhny Novgorod State University. N.I. Lobachevsky" Arzamas branch of UNN, Russia, Arzamas
Аннотация. В статье рассматривается проблема психологического обеспечения готовности к поиску и реализации жизненных ресурсов современных молодых людей. Авторы предлагают рассмотреть возможность использования коучинговых технологий в работе практического психолога, для повышения эффективности достижения результата в работе с современными молодыми людьми.
Abstract. This article touches the problem of psychological security of readiness to search for and implement the life resources of young people nowadays. The authors invite us to consider the possibility of using the coaching technology in every day psychologist practice to achieve better results at work with modern young people.
Ключевые слова: молодёжь; жизненные ресурсы; психологическое обеспечение; готовность к поиску; коучинговые технологии.
Keywords: youth; life resources; psychological support; readiness for searching; coaching technology.
В условиях глобализации, глубокой трансформации развития современного общества и быстро меняющейся образовательной среды приобретает актуальность раскрытие личностного потенциала молодежи как основы развития нации. Современная молодежь обладает силой и способностями улучшить настоящее и изменить будущее современной России. Появление инноваций во всех сферах жизнедеятельности предопределило поиск новых технологий в образовании, создании комфортных условий для эффективного развития личностного потенциала молодежи поиска и реализации их жизненных ресурсов.
В юношеском возрасте складываются основные черты мироощущения, закладываются основы сознательного поведения, осуществляется первое взрослое самоопределение: «выбор профессии» и самореализация личности.
Для того, чтобы быть успешным в ходе осуществления любого вида деятельности и жизни необходимо хорошо знать себя и собственные ресурсы, необходимо понимать себя и умело использовать личностный потенциал [4].
Выстраивая свою жизнь необходимо не только эффективно работать, но и уметь успешно восстанавливаться, имея в своем арсенале знания о себе и собственных личностных ресурсах [4, с. 84].
По мнению С.А. Калашниковой «ресурсы являются теми внутренними и внешними возможностями и средствами личности, мобилизация которых позволяет ей реализовать программы и стратегии поведения для предвидения и преодоления трудных жизненных ситуаций. Комплекс личностных, психологических, профессиональных и физических ресурсов составляет единый личный ресурс человека» [4, с. 85].
Это то, что субъективно повышает ценность человека в глазах окружающих и в его собственном мнении о самом себе, делает его более сильным, значительным и продуктивным.
В понимании личностных ресурсов используются и другие теоретические конструкты, такие как: понятие пассионарности, и понятие «личностный адаптационный потенциал» определяющем устойчивость человека к экстремальным факторам (Л.Н. Гумилев), личностный потенциал (Д.А. Леонтьев, М.К. Мамардашвили, П. Тиллих, Э. Фромм и В. Франкл, А.Г. Маклаков).
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психологического обеспечения готовности к поиску и реализации жизненных ресурсов современных молодых людей показал, что наиболее сензитивным периодом жизни, в ходе которого стоит начинать определение, поиск и реализацию личностных ресурсов - это молодость.
Молодость разными авторами определяются в разных промежутках возрастных границ. Так, В. Квин определяет этот промежуток от 18 до 40 лет. Г. Крайг молодость включает в раннюю взрослость (20-40 лет).
К концу возраста молодости наступает один из важнейших возрастных и жизненных кризисов, так называемый «кризис 30-35 лет», или первый кризис середины жизни. Человек на этом этапе жизни переоценивает собственное отношение к ней, анализирует собственные профессиональные, социальные и личностные достижения, меняет представление о мире, самом себе и собственной роли в нем.
И.С. Кон отмечает, что никто и никогда не может реализовать себя полностью, а самоанализ позволяет определенным образом выявить и компенсировать эту нереализованность. Таким образом, именно в этот период развития человека необходим поиск, определение и реализация собственных жизненных ресурсов, в ходе которого не последнюю роль играет обращение к специалисту за психологической помощью [1, с. 115].
В качестве психологического обеспечения готовности к поиску и реализации жизненных ресурсов современных молодых людей выступают, в основном, психологические методы и технологии различных школ и направлений как отечественной и зарубежной психологии. Однако, необходимо более подробно рассмотреть возможность использования коучинговых технологий, которые могли бы расширить потенциал психологической помощи и выступить в качестве средства преобразования опыта человека в ситуациях, которые возникают в моменты переломов, кризисов как индивидуального жизненного, так и профессионального пути.
Коучинг представляет собой особый вид диалога, в котором специалист помогает клиенту самостоятельно уточнить, прояснить и сформулировать свои жизненные, профессиональные и/или деловые цели и задачи, сфокусировать внимание на задачах развития, искать как внутренние, так и внешние ресурсы, искать и находить альтернативы действий, строить планы, проверять их на реалистичность, принимать на себя ответственность за их реализацию [2, с. 97].
Л. Кабаньян отмечает, что «коучинг основан, прежде всего, на субъект-субъектном взаимодействии консультанта и клиента, с учетом его активной жизненной позиции. Клиент работает в ходе консультации не в качестве ученика (как в обучении), стажёра (как в наставничестве) или пациента (как в психотерапии), а является равноправным партнёром по исследованию и самоопределнию своей жизнени, мотивов, интересов, целей и задач, приоритетов и планов.
Психолог осознанно избегает директивного консультирования, не дает готовых советов или подсказок, а признаёт право выбора и принятия решений, за клиентом, ориентируясь на безоценочность идей, действий, поступков, ценностей и решений клиента [5].
Коучинг создает пространство, которое свободно от советов и оценок, а также собственного мнения. Коуч посредством сильных и эффективных вопросов мотивирует и приводит человека к собственному глубинному знанию, тем внутренним ресурсам, которые позволяют и помогают найти ответы внутри себя. Методы и технологии коучинга помогают правильно расставить приоритеты, привить культуру формулирования цели в позитивном ключе, находящуюся в зоне контроля, экологичную, в формате SMART, разработать план ее достижения, ориентированный на успех и раскрывающий личностный потенциал, стимулировать интерес к обучению и осознанности, раскрытию сильных сторон личности [4, c. 86].
Как показали исследования О.В. Оскирко, В.Ю. Булатовой, «технологии коучинга позволяют акцентировать внимание на возможностях развития внутренних талантов и их развитии» [6, с. 365].
С целью психологического обеспечения готовности к поиску и реализации жизненных ресурсов современных молодых людей рекомендуется проведение программ тренинговых занятий, в которых используются различные психологические методы, методики и технологии, которые регулируются в зависимости от психологических особенностей группы. Работа выстраивается с учётом возрастной категории, а также уровня развития детей. Важное место отдаётся созданию положительной мотивации к занятиям и формированию зоны доверия, что повышает продуктивность процесса и качество получаемых знаний. В процессе групповых занятий происходит не только проработка существующих проблем, но и обучение различным социальным навыкам, например, таким как выстраивание эффективного взаимодействия в группе, правильному выражению своих чувств и мыслей, осознанию своего эмоционального состояния в той или иной ситуации. Групповая работа обеспечивает зону комфорта и раскрытия учащихся, и, при правильном построении взаимодействия учащихся психологом, обеспечивает усиление эффекта от упражнения при помощи групповой динамики [6].
Таким образом, грамотное применение технологий коучинга расширяет психологические возможности в ходе оказания психологической помощи молодым людям в поиске и реализации жизненных ресурсов, развитии личностного потенциала, благоприятствует активному развитию самопознания, росту уверенности в себе, собственных силах и самореализации.