Особенности работы педагога-психолога с семьями, воспитывающими детей с расстройством аутистического спектра
Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология
IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Особенности работы педагога-психолога с семьями, воспитывающими детей с расстройством аутистического спектра
The work features of a psychologist with families, where children with autism spectrum disorder
Nina Vinogradova
doctor of psychological sciences, associate professor, head of chair of psychology of education, professor, Zabaikalsky State University, Russia, Chita
Nadezhda Pljaskina
student, Zabaikalsky State University (FGBOU VPO Sabhu), Russia, Chita
Аннотация. В статье представлены результаты исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с РАС и их обсуждение. В качестве методического инструментария выступили опросник родительского отношения А Я Варга В В Столин, методика депрессивных состояний В Зунга, СЖО адаптирована Д А Леонтьевым. Выявлено, что большинство родителей, воспитывающих детей с РАС находятся в депрессивном состоянии, детско-родительские отношения в таких семьях носят дисгармоничных характер. Таким образом, работа педагога-психолога с такими семьями необходима в целях восстановления благоприятного климата и создания условий гармоничного развития ребёнка в семье.
Abstract. The article presents the results of a study of parent-child relationships in families raising children with ASD and their discussion. As methodological tools were the questionnaire of parental relations And I Varga In Stolin, the method of depression In dung , (LSS) adapted D And Leontiev. Revealed that the majority of parents of children with ASD are in the doldrums, parent-child relationships in such families are disharmonious in nature. Thus, the work of the psychologist of such families is required in order to restore a positive climate and create the conditions for harmonious development of the child in the family.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра; аутизм; педагог-психолог; дети с РАС; семья; дисгармоничные отношения.
Keywords: autism spectrum disorder; autism spectrum disorders; educational psychologist; children with autism spectrum disorder; family; disharmonious relationship.
Проблема работы психолога-педагога с семьями, воспитывающими детей с РАС не новая в психологии. Однако, на сегодняшний день она по прежнему является актуальной. Данный факт объясняется все увеличивающимся количеством детей с диагнозом расстройство аутистического спектра, их первазивностью, а также значительными трудностями диагностики и, самое главное, отсутствием системы дифференцированной специализированной помощи таким лицам, [5].
Работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ является одной из важнейших проблем современной системы образования. В связи с введением инклюзивного обучения в образовательных учреждениях с каждым годом наблюдается рост детей с диагнозом расстройство аутистического спектра, соответственно одной из важнейших задач психолога-педагога является сопровождение родителей таких детей, [7].
Работа с аутичными детьми предполагает большого затрата времени и сил на коррекционную и реабилитационную работу. К сожалению не каждая семья обладает достаточным терпением, в связи с чем возникают кризисные ситуации в семьях, дисгармония в отношениях членов семьи, а так же неблагоприятный психологический климат, ведущий к ухудшению состояния ребёнка, [4].
В большинстве случаев семьи, в которых воспитывается ребёнок с РАС, нуждаются в сопровождении специалистов разного уровня, в первую очередь психолога-педагога, [1].
Ещё с давних времён педагоги и врачи использовали благоприятное влияние родителей на состояние больного ребёнка. Современный подход к семье, воспитывающей детей с расстройствами в развитии, рассматривает её как реабилитационную структуру, обладающую возможностями к созданию максимально благополучных условий для развития и воспитания ребёнка, [2].
Над данной проблемой работали многие отечественные учёные такие как Е.Р.Баенская, Е. М. Мастюкова, И. Б. Карвасарская, М. Ю. Веденина, О.С.Никольская. Их исследования показали, что родители, воспитывающие детей с РАС, находятся в пред стрессовых или стрессовых состояниях, связанных со специфическим поведением ребёнка, в большинстве случаев, [3].
Цель исследования: изучить особенности семей, воспитывающих детей с РАС.
Объект исследования: родители, воспитывающие детей с РАС
Предметом исследования являются особенности работы психолога с родителями, воспитывающими детей с РАС
Исследовательская гипотеза: известно, что детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с РАС характеризуются определёнными отклонениями от нормы.
В связи с этим можно предположить, что в таких семьях, присутствует депрессивное состояние родителей, отчуждённость по отношению к своим детям.
На этапе основного исследования использовался метод психодиагностического тестирования, в рамках которого использовались Опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), методика дифференцированной диагностики депрессивных состояний В. Зунга (адаптирована Т. И. Балашовой), тест смысложизненных ориентаций (СЖО) адаптирована Д.А. Леонтьевым.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №36 г. Читы. Выборку составили 6 матерей, детей с РАС, разных возрастов.
В исследовании предпринята попытка изучить особенности отношения родителей к своим детям, имеющим расстройство аутистического спектра. Впервые использовалось данное сочетание методического инструментария, были выяснены уникальные особенности детско-родительских отношений в семьях с РАС.
Данное исследование может быть использовано педагогами, социальными работниками, практическими психологами (для разработки профилактических, развивающих и коррекционных программ), а так же студентами педагогических специальностей, при прохождении практики и для подготовки к семинарам, в целях саморазвития.
Результаты исследования могут быть использованы родителями детей с РАС, с целью повышения их психолого-педагогической компетентности.
Обобщая результаты, мы сделали следующие выводы.
Двое из шести родителей стремятся инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность, они видят своих детей младше, по сравнению с их реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка, кажутся им несерьёзными. Ребёнок представляется им неспособным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Такие родители не доверяют своим детям и стараются оградить детей от трудностей жизни и строго контролировать их действия.
Ещё трое родителей предпочитают авторитарную форму воспитания своего ребёнка. Они стараются навязать ребёнку во всём свою волю, не в состоянии поддержать его точку зрения. За проявление своеволия ребёнка наказывают. Родители пристально следят за социальными достижениями ребёнка, индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
Один из шести родителей воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребёнку досаду, обиду, раздражение. Он не доверяет своему ребёнку.
У всех родителей наблюдается преддепрессивное состояние или состояние лёгкой депрессии.
Оценка своего ребёнка, как «маленького неудачника» сочетается с целеустремлённостью родителя, но планы которого, не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Во втором случае отношение к ребёнку как к «маленькому неудачнику» сочетается с состоянием родителя, живущего сегодняшним днём, но воспринимающим процесс жизни как насыщенный и интересный.
Авторитарная гиперсоциализация в двух случаях пересекается с убеждением родителей в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Тем временем, как к своим детям они проявляют очень жёсткий контроль. В другом случае родитель с авторитарным типом воспитания своего ребёнка, живёт сегодняшним днём, но считает свою жизнь насыщенной и интересной.
Последний родитель, воспринимающий своего ребёнка плохим и неудачным, внутренне отвергающим своего ребёнка, характеризуется наличием цели в жизни, но не имеющим плана реализации своей цели.
Все шесть родителей, проходящих исследование социально и материально обеспеченные, а так же интеллектуально развитые люди.
В ходе беседы с родителями мы выяснили, что одиннадцатилетний Роман с рождения не был болен, получил признаки расстройства аутистического спектра после операции.
Так же, нам стало известно, что дети с РАС рождаются в большинстве случаев в семьях не первыми по счёту детьми и имеют здоровых старших братьев и сестёр.
Таким образом можно предположить, что на возникновение расстройств у ребёнка повлияли негативно влияющие факторы внешней среды во время внутриутробного нахождения ребёнка. А так же родовые травмы, ухудшенное состояние матери во время вынашивания ребёнка, инфекционные заболевания, осложнения и др.
Нами был замечен тот факт, что ребёнок с расстройствами аутистического спектра рождается чаще у мам, в среднем возрасте.
Новизна нашего исследования заключается в том, что мы выяснили уникальные особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с РАС. Эти особенности заключаются в следующем.
Родители занижают оценку своих детей, относятся к ним с недоверием, многие используют авторитарный тип воспитания таких детей, несмотря на свойственную им стереотипию, тем самым создавая неблагоприятные предпосылки развития ребёнка. Нам встретился случай, когда родитель относится к своему ребёнку с отвращением, не верит в его силы, что никогда не скажется положительно на его социализации.
Мы выяснили, что большинство родителей находятся в депрессивном состоянии. И не имеют чёткого представления о своём будущем. Так же мы выяснили, что развитие расстройств аутистического спектра может проявиться в случае неквалифицированного медикаментозного вмешательства, но данное предположение требует более подробного исследования.
Таким образом, мы выяснили, что в семьях, воспитывающих детей с РАС, присутствуют проблемы в детско-родительских отношениях. Безусловно, эти проблемы влияют на психическое состояние ребёнка и на его развитие. Именно по этой причине психологу следует, очень ответственно относится к работе с родителями детей с РАС для того, чтобы создать предпосылки для благоприятного пребывания ребёнка в собственной семье.
Следуя данным нашего исследования заявленную исследовательская гипотеза получила своё подтверждение: известно, что отношения между родителями и детьми в семьях, воспитывающих детей с РАС характеризуются определёнными отклонениями от нормы. В связи с этим можно предположить, что в таких семьях, присутствует депрессивное состояние родителей, отчуждённость по отношению к своим детям.