Сравнительный анализ требований к профессиональной подготовке воспитателей в 60-70-е годы XX века и в современное время
Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Сравнительный анализ требований к профессиональной подготовке воспитателей в 60-70-е годы XX века и в современное время
A COMPARATIVE ANALYSIS OF THE REQUIREMENTS FOR THE TRAINING OF EDUCATORS IN THE 60-70S OF THE XX CENTURY AND IN MODERN TIMES
Natalia Ovechkina
Postgraduate, Moscow State Pedagogical University, Russia, Moscow
Аннотация. Статья написана в рамках диссертационного исследования, составной частью которого является изучение требований к профессиональной деятельности воспитателей периода 60-70-х годов XX века. Данные требования сопоставляются с современными требованиями к воспитателю, представленные, прежде всего, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и профессиональном стандарте педагога (воспитателя). Основным источником исследования послужили статьи из архива журнала «Дошкольное воспитание» периода с 1960 по 1971 годы.
Abstract. The article presents a comparative analysis of the requirements to the preschool teacher in the 60-70s and modern requirements imposed on the teacher by the Federal state educational standard of preschool education and the professional standard of the teacher (educator). The study is based on the selection and analysis of articles from the archive of the journal "Preschool education" of the specified period.
Ключевые слова: Требования к воспитателю, воспитатель, профессиональная деятельность, профессиональный стандарт педагога.
Keyword: Requirements to the educator, the educator, professional activity, professional standard of the teacher.
Ключевой фигурой в детском саду является воспитатель, от которого зависит и эмоциональное благополучие каждого ребёнка, и результативность воспитательно-образовательного процесса, и качество дошкольного образования в целом.
Среди основных требований федерального государственного образовательного стандарта к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, являются требования к кадровым условиям реализации программы. Кроме того, в утверждённом профессиональном стандарте педагога [13] выдвигаются требования к профессиональной деятельности учителя и воспитателя, представленные довольно объёмным перечнем трудовых действий, необходимых умений и знаний, которыми должен владеть современный воспитатель дошкольного учреждения.
В рамках диссертационного исследования нами был проведён сравнительный анализ требований к профессиональной подготовке современного воспитателя и воспитателя 60-70-х годов прошлого века. Это период, когда в нашей стране был создан и получил широкое распространение новый тип дошкольного учреждения – ясли-сад, когда была разработана и введена в работу дошкольных учреждений всей страны «Программа воспитания в детском саду». Переход на новую программу требовал подготовки воспитателей к работе в новых условиях. Кроме того, смещение акцента с медицинского обслуживания, присмотра и ухода за детьми раннего возраста к организации воспитательно-образовательной работы с ними выявило проблему решения кадровых вопросов, связанных с необходимостью обеспечения специальной подготовки педагогов к работе с малышами.
Как отмечала В. Харлова, в группах раннего возраста работают сёстры-воспитатели, которые чаще всего имеют общее среднее образование или окончили специальные курсы. Этим работникам надо ещё многое узнать об особенностях возраста, об индивидуальном подходе к детям, о роли взрослого в воспитании [19, с. 91].
О том, каким должен быть воспитатель детей раннего возраста достаточно подробно описала М.Ю. Кистяковская [7, с.15-20 ]. Выдвигаемые ею требования с полным основанием можно предъявить к воспитателям детей не только раннего, но и дошкольного возраста. В связи с этим мы решили сопоставить их с требованиями профессионального стандарта педагога (воспитателя).
Таблица 1.
Требования к воспитателям
По М.Ю. Кистяковской |
По профессиональному стандарту |
Глубокая любовь к детям и своему делу |
|
Стремление лучше воспитать детей, создать им радостное, счастливое детство |
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации. Создание позитивного психологического климата в группе |
Знание закономерностей развития детей и их воспитания; |
Знание специфики дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста; общих закономерностей развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте |
Чуткое отношение к каждому ребёнку, понимание его индивидуальных особенностей |
Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей |
Творческое отношение к работе и непрерывное её совершенствование |
Знание современных тенденций развития дошкольного образования |
Настойчивость в преодолении трудностей |
|
Особенно нежное, любовное отношение к самым маленьким |
|
Быть крайне внимательным к детям и хорошо знать особенности каждого, чтобы обеспечить хорошее развитие и предупредить заболевание |
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации |
Видеть и поощрять удачи каждого ребёнка |
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
|
Помимо этого, М.Ю. Кистяковская справедливо указывала, что нужна дифференциация по возрастным группам и большая индивидуализация содержания и методов работы с детьми. Важно соблюдение всех правил гигиены, соблюдение указаний врача, обеспечение детям соответствующего режима дня, организация общения с каждым ребёнком [там же, с.16]. Эти требования и в настоящее время не потеряли своей значимости в работе дошкольных учреждений.
Мы полностью согласны с утверждением начальника Управления по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР (1962) о том, что, «чем меньше ребёнок, тем выше должно быть педагогическое мастерство его воспитателей» [5, с.13]. Но, следует отметить, что до сих пор в практике работы бытует полная противоположность. Как правило, менее квалифицированных воспитателей и в прошлые годы, и сейчас определяют на работу в группы раннего и младшего дошкольного возраста. И эта проблема требует особого внимания руководителей и специалистов дошкольного образования.
С требованием к созданию безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации соотносятся высказывания многих учёных, специалистов, педагогов-практиков 60-70-х годов XX века. Например, по словам М.В. Залужской, нужно, чтобы с первого дня своей работы воспитатель бережно относился к ребёнку, знал его. Но бережное отношение не должно ограничиваться только охраной жизни ребёнка. Это и бережное отношение к его психике, нервной системе [там же, с.16].
Как отмечалось в передовой статье журнала «Дошкольное воспитание» (1960), педагогическое мастерство включает ряд качеств, необходимых для воспитания всесторонне развитых детей. Это понимание процессов последовательного развития ребёнка, знание детей, основанное на изучении их особенностей. Это прочное овладение методами и приёмами воздействия на детский коллектив и на каждого ребёнка. Это умение так организовать деятельность детей в детском саду, чтобы пребывание в нём было полезным для их развития, содержательным, интересным, радостным [3, с.3].
Говоря о деловых качествах лучших педагогов, подчёркивалось, что это люди, которые много знают, непрерывно учатся, никогда не удовлетворяются достигнутыми результатами и обладают высокой степенью добросовестности в труде [12, с.4].
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте; применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой; владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской) – все эти современные требования соотносятся со следующим утверждением Московского городского дошкольного педагогического кабинета (1962): «Ребёнок воспитывается в процессе активной и разнообразной деятельности – в игре, труде, на занятиях и в быту. Педагог обязан организовать эту деятельность и руководить ею в течение всего пребывания ребёнка в детском саду» [6, с.43].
«Педагогу важно глубоко вникать в воспитание детей, изучать каждого ребёнка, видеть индивидуальные его качества и найти к нему верный подход; воспитывать детей в коллективе, но не превращать его в обезличку (на это указывала ещё Н.К. Крупская); помочь малышу войти в жизнь детского учреждения, развивать интерес к советской действительности, формировать его моральный облик, заботиться о его здоровье, видеть и уважать в ребёнке человеческую личность со своими желаниями, стремлениями, радостями и огорчениями» (1963) [18, с.4].
В связи с выходом «Программы воспитания в детском саду» всем педагогическим коллективам нашей страны следовало её изучить и руководствоваться ею в своей работе. По прошествии года сотрудниками АПН РСФСР был проведён анализ работы дошкольных учреждений по новому документу. При этом был сделан вывод о том, что необходимо более основательно знать рекомендации программы. «Далеко не все воспитатели владеют программой настолько, чтобы свободно и без затруднений ею пользоваться. Только хорошо зная программу, можно воспитать у детей предусмотренные в ней навыки и привычки» [4, с.1]. Уже в те годы указывалось на то, что недостатки нравственного воспитания имеют своей причиной отсутствие практики детей в нравственных поступках и слабое использование игры как формы организации детской деятельности. Вся жизнь детей должна быть организована так, чтобы поддерживалась атмосфера детской радости, добрых чувств, желания и расположения к активной деятельности в среде сверстников. Воспитание чувств, нравственных привычек будет протекать легко и свободно, если педагог сумеет создать в группе благоприятную атмосферу. Такая атмосфера включает в себя доброжелательность и дружелюбие детского сообщества, большое расположение и привязанность детей к воспитателю. Любовь ребёнка к детскому саду в первую очередь определяется его симпатией к педагогу. Там, где этого нет, там и воздействия воспитателя на воспитуемых ничтожны [там же, с.5].
Повышению профессиональной квалификации воспитателя всегда уделялось большое внимание. «Творческая работа воспитателя немыслима без самообразования, где большое место занимает профессиональная учёба. Воспитатель, прежде всего, должен в совершенстве знать своё дело, расширять и пополнять свои знания по специальности. [15, с. 76]. Вместе с тем, «чтобы стать настоящим педагогом, необходимо призвание. Если у человека нет любви к своей профессии, к своему делу, наивно надеяться, что изучение теоретических и методических разработок, чтение педагогической литературы это восполнит». [8, с.89]. Мы разделяем мнение автора этого высказывания и считаем, что у воспитателя должно быть так называемое «педагогическое чутьё», так как не существует каких-либо устоявшихся «рецептов» воспитания. Зачастую воспитателю приходится в очень короткое время найти правильный, педагогически оправданный выход из той или иной ситуации, найти решение той или иной проблемы и пр. Интересная дискуссия о педагоге и оценке его деятельности была развёрнута среди читателей журнала «Дошкольное воспитание» (1968г.). «Любовь к детям, чуткость, такт – непременные его (воспитателя) качества. И если нет одинаковых детей и к каждому ребёнку нужно подойти по-своему, следовательно, мастерство воспитателя и основывается на этих качествах, а не приобретается с усвоением тех или иных технических приёмов. У воспитателя должно быть врождённое «чувство ребёнка», пусть вначале интуитивное, но с годами получающее опору в знании психики детей. Чувствовать детей и в то же время быть их старшим товарищем – это и есть педагогический талант» [10, с. 31]. Ещё одним важным признаком такого таланта является умение импровизировать. «Схема, даже самая гибкая, остаётся схемой, и редко удаётся претворить её в жизнь в том виде, в каком она сложилась в голове» [там же]. Высказывалось также мнение, что какое-либо противопоставление таланта мастерству неправомерно. «Человек, не наделённый соответствующим складом души, никогда не станет настоящим педагогом. Но и один талант не поможет человеку быть подлинным воспитателем, если на помощь не придёт мастерство, приобретаемое трудом, совершенствованием теоретических знаний и постоянной учёбой у опытных товарищей». [там же, с. 30-33].
Перекликаются с современностью и вопросы преемственности со школой. Так, на съезде молодых воспитателей (1968) отмечалась необходимость теснейшей связи учителей начальных классов с педагогами детских садов. «Нужно, чтобы воспитатели старших групп отчётливо представляли себе программу обучения в начальных классах, знали требования, предъявляемые к малышам в школе…, чтобы ребята приходили из детского сада в школу достаточно развитыми, с хорошей речью, владели элементарными навыками культурного поведения, умели дружить, совместно работать» [17, с.4].
Среди психолого-педагогических условий, определённых ФГОС дошкольного образования, выделяются: поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. И это же мы находим в статье 1969 года, где указывается, что «воспитатель должен выступить, прежде всего, как вдумчивый организатор детской жизни и их свободно избранной деятельности… Поэтому важно создать необходимую обстановку для проявлений детей, вовремя заметить и поддержать их желания и интересы, инициативу, помочь выбрать деятельность в кругу сверстников, позаботиться о хорошем настроении каждого ребёнка… Учитывать непосредственные побуждения и стремления детей, признавать их право выбирать себе занятие и товарищей по душе… Рационально использовать организованные формы педагогического воздействия и повседневную воспитательную работу в часы самостоятельной деятельности детей». [1, с. 60]. Другое высказывание весьма сходно с нашим пониманием организации образовательной деятельности в режимных процессах: «Правильная организация жизни группы позволяет в процессах режима решать серьёзные задачи формирования культурно-гигиенических навыков самостоятельности, а также расширения ориентировки детей в окружающем и развитии речи» [там же, с. 61]. Кроме того, автор указывает на то, что воспитательно-образовательную работу в дошкольных учреждениях педагог осуществляет двумя путями: в организованных и проводимых со всеми детьми формах педагогического процесса (занятия, дидактические и подвижные игры, экскурсии) и в самостоятельной деятельности детей. В современной ситуации мы добавляем ещё осуществление образовательной деятельности в режимных моментах. Хотя автор её не выделил как третью составляющую воспитательно-образовательной работы, но в самой статье она явно прослеживается [там же, с.61].
Одним из самых важных направлений работы дошкольных учреждений была и есть охрана жизни и здоровья детей. Поэтому, как и сейчас, так и в 60-70-е годы к дошкольным работникам предъявлялись определённые требования. Например, отмечалось, что работу по профилактике заболеваемости не могут вести только медицинские работники, в ней должны принимать участие «все, кто имеет дело с детьми, и, в первую очередь, работники детских учреждений…. Поэтому совершенно необходимо, чтобы все участвующие в воспитании детей обладали знаниями основ профилактики и твёрдыми гигиеническими навыками» [9, с.5]. «Охрана здоровья не может проводиться в виде оздоровительных кампаний. Она должна быть постоянной и касаться всех сторон детского здоровья, как физического, так и психического» [там же]. Воспитатели детских садов должны быть знакомы с первыми признаками заболеваний и своевременно направлять ребёнка к врачу при появлении этих признаков. «В основе правильного физического воспитания в широком смысле этого слова должно лежать знание особенностей детского организма, гигиенических требований и повседневное проведение этих знаний в жизнь». Для этого необходимо постоянное повышение санитарной квалификации работников детских учреждений, разъяснительная и санитарно-просветительная работа с родителями. [там же, с.7]. Правильное построение режима дня; выполнение рекомендаций врача по проведению закаливающих мероприятий; укрепление потребности детей в движении; охрана зрения; правильное и своевременное питание, организация прогулок и сна; соответствующая погоде одежда детей, не допускающая переохлаждения или перегревания и т.д. Ко всем этим вопросам требовалось особое внимание воспитателя детского сада.
Ещё одно важное требование профессионального стандарта педагога - использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка. В 60-70-е годы взаимодействию с семьёй уделялось большое внимание, поэтому к воспитателю предъявлялись соответствующие требования. «Педагог дошкольного учреждения работает не только с детьми, он работает и с родителями. Он вникает в сложные этические проблемы семьи, а это требует от него знания общественной жизни, знания социальных факторов культуры, нравственности, психологии взрослого мира…. Черты характера, обаяние личности, свойства души воспитателя раскрываются перед детьми и перед взрослыми тем полней и ярче, чем содержательней человек, чем выше его интеллект, чем шире кругозор…. Знания в синтезе с любовью к детям и к избранной профессии, с сознанием долга и признания дают нам квалификацию педагога» [2, с.3].
Следующее требование к воспитателю несколько непривычно, но вполне было бы полезно применить к современному педагогу. «Детям нужен бодрый, жизнерадостный руководитель… Нам не безразлично, занимается ли воспитатель спортом, туризмом, художественной самодеятельностью…. Несёт ли он детям ощущение полноты жизни, радости, оптимизма, душевного здоровья» [там же].
Достаточно современны и актуальны требования к профессиональной деятельности дошкольного педагога, представленные в статье директора Центрального дошкольного методического кабинета О. Соловьёвой. Каждый воспитатель должен владеть мастерством и культурой педагогического труда, которая складывается, прежде всего, из наличия профессиональных знаний и умений. «Воспитателю нужно знать методику воспитания и обучения детей дошкольного возраста – методики нравственного воспитания, физического, музыкального, методики развития речи, элементарных математических представлений, обучения изобразительной деятельности, ручному труду и т.д. А для этого педагогу необходимо знать объект воспитания – ребёнка», особенности его физического и психического развития. Эти знания должны дополняться наблюдениями воспитателей за проявлениями детей во всех видах деятельности и взаимоотношениях. «Педагог детского сада должен владеть всеми средствами воспитания. Владеть речью, словом, т.е. уметь объяснять явление, событие с учётом специфики детского восприятия и понимания; выразительно и увлекательно читать и рассказывать сказки, рассказы, стихи; знать и хранить в своей памяти разнообразные игры с правилами, владеть практическими умениями спортивных игр, гимнастики, ручного труда и т.д.» [16, с.10]. Понятие «культура педагогического труда О. Соловьёва рассматривала как умение уверенно (без потери времени) работать с детьми, организовывать содержание их жизни и деятельности. Для этого, считала она, необходимо планировать свой каждодневный труд на основе программы: обязательно и своевременно готовить пособия, материалы, помещение (групповая комната, зал, участок). Педагогический процесс требует от воспитателя собранности, целеустремлённости, умения от начала до конца рабочего дня быть в «форме», не выключаться из рабочего состояния, когда дети играют самостоятельно, гуляют или спят. По словам автора, календарный план – организующее начало работы воспитателя. Помимо этого, «педагогический труд требует постоянного анализа и оценки воспитателем своих действий с точки зрения воздействия их на детей… Ежедневно воспитатель записывает в тетради календарного плана свои наблюдения за детьми, оценку проделанной работы с точки зрения её результата, намечает дальнейшую работу со всей группой или с отдельными детьми» [там же, с.12].
Другое важное требование к воспитателю 60-70-х годов – педагогический такт, - требование, не потерявшее своей актуальности и в наши дни. «Педагогический такт – важнейшая профессиональная черта воспитателя…. Любовь к детям, знание особенностей их характера являются основой педагогического такта…. Если педагог обладает высокой общей культурой, то своей простотой, искренностью он внушает детям доверие. Педагогический такт проявляется в уважении к личности ребёнка, в сохранении его человеческого достоинства» [11, с. 18]. Важен и тон воспитателя: как однообразный, так и повышенный тон утомляет детей, не приводит к хорошим результатам: дети привыкают к такому тону и не реагируют на него. Чрезвычайно важен педагогический такт воспитателя при наказании и поощрении детей. Нельзя пользоваться наказанием как единственным средством воспитания, т.к. превращает его в пустую формальность. «Сущность педагогического такта следует определять исходя из основного положения педагогики: как можно больше уважения к ребёнку и как можно больше требовательности к нему» [там же, с.21]. Не менее важным и актуальным является требование к воспитателю вносить свой вклад в науку, в развитие дошкольного воспитания, а не только пользоваться тем, что уже сделано до него. Воспитатель постигает науку и искусство педагогики, изучает предшествующий опыт, но и сам он должен быть и может быть для педагогики источником полезного опыта, участником творчества, внимательным исследователем нового. «Способностью обобщать практику определяется уровень квалификации педагога, степень его профессиональной культуры. Надо стремиться к тому, чтобы каждый педагог работал творчески, чтобы каждая детская группа была педагогической лабораторией. Ребёнок для педагога является неистощимым кладезем психологических наблюдений, удивительных находок, проявлений добра, ума и таланта. Надо только уметь всё это также талантливо видеть, изучать, собирать, обобщать. Набирая опыт, овладевая конкретными навыками, педагог должен иметь в своей работе определённую стратегию, перспективный взгляд, дальний прицел. Он должен видеть процесс воспитания, прослеживать рост детей, действенность педагогики» [14, с.1-2].
Таким образом, требования к профессиональной деятельности воспитателей 60-70-х годов XX века остаются достаточно актуальными и в наши дни – любовь к детям, чуткое отношение к каждому ребёнку, понимание его индивидуальных особенностей, забота о здоровье ребёнка, педагогический такт, владение методикой дошкольного воспитания, систематическое повышение профессиональной квалификации, взаимодействие с родителями воспитанников, организация преемственности со школой и т.д.
Но жизнь не стоит на месте, развивается наука, появляются новые технологии, происходят организационные и структурные изменения в самих образовательных организациях. Соответственно предъявляются и новые требования к воспитателю – владеть информационно-коммуникационными технологиями, современными педагогическими технологиями, участвовать в разработке основных образовательных программ дошкольного образования, адаптированных программ для детей с особыми возможностями здоровья, участвовать в независимых педагогических диагностиках и т.д.
«Да, нелёгок труд педагога. И потому так дорога каждая пусть маленькая, но подлинная его победа, каждый шаг, который делает с его помощью человек, вступающий в жизнь. И без понимания того, как сложна и трудоёмка работа воспитателя, немыслимо правильное представление об его возможностях, о требованиях, которые ему предъявляем» [9, с.31].