Способы введения и закрепления лексического материала на уроке иностранного языка посредством применения образовательных онлайн ресурсов
Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Способы введения и закрепления лексического материала на уроке иностранного языка посредством применения образовательных онлайн ресурсов
The ways of introducing and fixing lexical material by using the application online educational resources at the foreign language lesson
Alena Merkulova
graduate student, Yelets State University named after I.A. Bunin, Russia, Yelets
Nadezhda Osipova
candidate of Science, associate Professor. Yelets State University named after I.A. Bunin, Russia, Yelets
Аннотация. В статье определяется роль информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку в условиях модернизации образования; приводится определение лексического навыка; рассматриваются этапы работы над лексикой. Особое внимание акцентируется на специфике использования различных образовательных онлайн ресурсов, применяемых в обучении лексики на уроке иностранного языка на примере Quizlet, Puzzlemaker и MES English.
Abstract. The article difines the role of information and communication technologies in teaching a foreign language in the conditions of education’s modernization; gives the definition of a lexical skill; discusses the stages in teaching vocabulary. The special attention is focused on the usage of various online educational resources such as Quizlet, Puzzlemaker and MES English in vocabulary training at a foreign language lesson.
Ключевые слова: лексический навык; лексическая единица; образовательный онлайн ресурс; информационный коммуникативные технологии; дидактические задачи.
Keywords: lexical skill; lexical formative; online educational resource; information and communication technologies; didactical purposes.
На сегодняшний день одним из эффективных современных средств интенсификации процесса обучения иностранному языку является применение информационных коммуникативных технологий (ИКТ). С помощью ИКТ достигаются такие дидактические задачи, как индивидуализация обучения; повышение мотивации; приобретение культурологических знаний; обеспечение высокой степени дифференциации обучения [2, с. 25].
Важным компонентом содержания обучения иностранному языку являются качественно сформированные лексические навыки.
Согласно Пассову Е.И., лексический навык – это синтезированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими, совершаемое в навыковых параметрах, обеспечивающее ситуативное использование данной лексической единицы и служащее одним из условий речевой деятельности [1, с. 5].
В методологической литературе под лексической единицей подразумевается отдельное слово, устойчивое словосочетание, идиома.
Рассмотрим основные этапы работы над лексикой, разработанные отечественным методистом Г.В. Роговой:
1. Этап введения, семантизации нового слова и первичного его воспроизведения;
2. Этап тренировки и создания прочных речевых связей в заданных пределах в однотипных речевых ситуациях;
3. Этап создания динамичных лексических речевых связей.
Каждый из этапов процесса усвоения слова соотносится со стадиями формирования лексического навыка [4, с. 143].
Изучение вопросов использования образовательных онлайн ресурсов как одного из форм ИКТ при обучении лексике представляется целесообразным и актуальным, так они обеспечивают быстрое усвоение лексического материала (этап введения), позволяют учащемуся тренировать лексические единицы самостоятельно дома и более того, предоставляют возможность вспомнить ранее изученную лексику (этап тренировки).
Следует конкретизировать понятие «образовательные онлайн-ресурсы». Согласно научной литературе, это есть медиапроекты, сферой деятельности которых является образование, а средой существования – электронные устройства с подключением к сети Интернет.
Для того, чтобы организовать процесс введения и закрепления новой лексики с использованием образовательных онлайн ресурсов следует:
1. Обеспечить условия для применения компьютера на занятии.
2. Побуждать учащихся к изучению новой лексики с помощью онлайн ресурсов.
3. Способствовать развитию навыков работы с компьютером на уроке иностранного языка [3, с. 185].
Приведем несколько наиболее эффективных, по нашему мнению, образовательных онлайн ресурсов:
1) Quizlet. Сайт позволяет преподавателю быстро подготовить выбранную лексику для изучения и предложить отработать ее учащимся с помощью 6 занимательных игр. Основными этапами работы с Quizlet являются следующие: создание аккаунта учителем; оформление лексики в удобный для изучения формат; создание списка слов; предоставление доступа учащемуся к сайту. Преимуществом данного образовательного онлайн портала является то, что учителю не нужно тратить время на copy-paste определений из словаря. Программа сама предлагает несколько вариантов переводов на русский язык и картинки [5].
2) Puzzlemaker. Данный сайт предоставляет возможность учителю самостоятельно составлять игры для любой лексики. Работа организуется поэтапно: выбор вида игра в центре домашней страницы (word search, criss-cross, double-puzzles и другие); следование шагам (необходимо ввести название, затем слова, в зависимости от игры, выбрать размер или формат и т. д.); создание игры [6].
3) MES English, Resources for teachers of young learners. На указанном сайте представлены обучающие карточки, которые доступны в крупном презентационном формате и в мелком формате игральных карт, и готовые презентации для определенного набора тем. С изображениями, представленными в наборах карточек и презентациях, разработчиками предлагается составить следующий раздаточный материал: кроссворд, поиск слов, разработки для чтения и письма и др. Набор слов для раздаточного материала выбирает и регулирует преподаватель.
Таким образом, образовательные онлайн ресурсы могут активно использоваться на уроке иностранного языка и оказывать помощь в решении целого ряда дидактических задач, оптимизируя процесс усвоения и закрепления новой лексики. В свою очередь, следует отметить, что Интернет – лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его с другими видами деятельности в процессе урока.