Оценка удовлетворённости брачными отношениями с позиций межличностного подхода
Конференция: IX Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Социальная психология
IX Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Оценка удовлетворённости брачными отношениями с позиций межличностного подхода
Estimation of satisfaction with marital relations from the standpoint of interpersonal approach
Anna Filimonova
graduate student, Perm state humanitarian-pedagogical University, Russia, Perm
Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к изучению удовлетворенности супругов брачными отношениями с точки зрения позиции исследователя. Приводятся примеры методов и области ожидаемых выводов исследования.
Abstract. This paper considers the main approaches for assessment of satisfaction of marriage relationships depending on the researchers attitude. There are examples of methods and field of anticipated conclusions of researches.
Ключевые слова: удовлетворенность брачными отношениями, позиция исследователя, семья, супруги, метод.
Keywords: the satisfaction of marriage relationships, the attitude of the researcher, family, spouses, method.
Рассмотрение семейных или брачных отношений с точки зрения их удовлетворительности возможно с разных позиций по отношению к семейной системе. Такие позиции исследователя условно можно назвать: «внешняя», «внутриличностная» и «межличностная». «Внешняя» позиция предполагает рассмотрение успешности, удовлетворительности брачных отношений с позиции внешнего наблюдателя, при которой семья – это, прежде всего, социальный институт, созданный для выполнения определенных социальных задач. «Внутриличностная» позиция отражает представление о семье как союзе двух независимых психологически друг от друга людей, каждый из которых может быть удовлетворен или не удовлетворен брачными отношениями в связи с собственными личностными особенностями и оценкой личностных особенностей партнера.
Отличительной чертой такого подхода является отсутствие включения межличностных связей супругов и их взаимодействия. «Межличностный» взгляд представляет рассмотрение удовлетворенности брачными отношениями как результата подвижной системы взаимодействия супругов между собой.
Внешняя позиция наблюдателя к оценке успешности брачных отношений наиболее ярко представлена в популярной психологической литературе. Она базируется на сравнении и оценке внешних признаков устойчивости семейной системы и, как правило, игнорирует либо нивелирует психологические сложности брачных отношений. Так, например, у Н. И. Козлова встречаем: «создать семью могут два любых человека, если только у них есть желание и они не имеют выраженных физических и нравственных дефектов» [2, с.5].
Можно предположить, что данный подход основан на архаическом мировоззрении и представлении о семье, как о некоем бесконечном континууме – физическом выражении существования рода. Корни его уходят в глубокое прошлое, к древним людям, предкам, а будущее обеспечивается непрерывным образованием брачных союзов с целью поддержания здоровья и численности рода. Помимо этого, поддержание данных функций предполагает постоянное развитие умений и навыков, носителями которых являются члены рода – родственники, в связи с этим поддержание и развитие умелости членов семьи в области выживания в природе или с другими людьми также рассматривается как дополнительный фактор успешности брачного союза [3].
Данная точка зрения на брак, на наш взгляд, выражает архаический подход, основанный на мировоззрении здравого смысла. Данный подход подкупает простотой и очевидностью наблюдений, фактов, доказывая свою жизнеспособность на протяжении веков.
Удовлетворенность брачными отношениями, согласно этой точке зрения, будет достаточной, если союз сохраняется, в браке появляются дети, социальная и биологическая адаптированность членов семьи не снижается, род продолжает свое существование. Это – объективные, внешние факторы брачного союза, которые можно рассматривать и учитывать, наблюдать, подсчитывать, что и происходит в социологических, этнографических, исторических науках, а также может являться достаточным для констатации успешности брачных отношениях в некоторых подходах психологии, например, бихевиоральном подходе.
Все выше перечисленные характеристики подходят для подтверждения устойчивости брачных отношений и их важности для существования общества в целом на макро-уровне.
Можно ли остановиться на данном этапе и констатировать, что брачные отношения являются успешными, если удовлетворяют всем вышеперечисленным признакам?
Дорфман Л. Я. в статье: «Эмпирическая парадигма в психологической науке» пишет: «одно и то же явление не может иметь полное объяснение с позиций какой-либо одной теории. Но в действительности те или иные явления изучаются под углом зрения именно определенных теорий» (курсив мой) [1]. Следствием из этого утверждения является то, что невозможно одно явление максимально полно рассмотреть, учитывая только одну сторону явлений и игнорируя другие аспекты.
Внешний взгляд не учитывает того, что происходит внутри отношений, между супругами, зависимость удовлетворенности отношениями от личностных характеристик самих супругов, возможность установления договоренностей об определенном типе отношений и изменении их для повышения степени комфорта в отношениях у обоих супругов.
На макро-уровне внешнего наблюдения невозможно подойти к данному вопросу с точки зрения конкретных решений. Здесь необходимы другие методы получения сугубо психологических эмпирических данных о внутренних мотивах, толкающих каждого из партнеров к построению системы семейных отношений именно в том виде, как он себе ее представляет. Что можно рассматривать в качестве таких данных? – собственные ответы респондентов на вопросы удовлетворения брачными отношениями, ответы в отношении предпочитаемых ими стилей взаимодействия с другим человеком, отношении к собственным желаниям и поступкам, эмоциональном состоянии, планах и т. д. – своеобразный «взгляд изнутри» брачных отношений на их успешность и удовлетворительность.
Способы получения этих данных мы находим в парадигме методов эмпирической психологии: «Методология… эмпирической психологии выражается в том, как понимается психическая реальность и какие познавательные средства используются для ее изучения и понимания». Так, «Эмпирическими признаются также «внутренние чувства», внутренний опыт как форма чувственного знания – самонаблюдение, самооценка, самопознание человеком собственных психических и физических особенностей. Исследователь получает информацию о внутреннем мире человека, особенностях его личности, предпочтениях, установках, переживаниях и т.п…». Полученные данные проходят процедуры анализа и обобщения, установления связей и зависимостей между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми объектами в процессе мышления [цит. по 1].
С этой точки зрения возможно использование методов опроса, анкетирования, интервьюирования для получения достаточно надежных данных об удовлетворенности отношениями в паре, на основе анализа которых возможно построение прогноза о долговременности и качестве брачных отношений.
Оба вышеперечисленных подхода, предполагающих как наблюдение за фактическими результатами брачных отношений, так и использование методов сбора данных в рамках эмпирической парадигмы психологии, можно отнести к индуктивным методам, идущим от частных наблюдений к общим выводам.
Но есть также третье направление, которое применимо к оценке и прогнозированию устойчивости и продуктивности системы, носящее дедуктивный характер.
Это подход, согласно которому любое явление должно рассматриваться с точки зрения связей, в которые оно включено («межличностный» взгляд на характеристики брачных отношений). С этой точки зрения любое явление образует и находится в своеобразной системе, определяющей его существование и особенности.
Л. фон Берталанфи определил следующие основные принципы существования открытой системы: принцип обратной связи, согласно которому, в сложных системах происходит регуляция взаимодействия ее элементов для сохранения статического состояния системы. Причем эта регуляция может идти в разных и даже противоположных направлениях.
Второй принцип живых систем – это принцип эквифинальности, согласно которому «открытая система может достигать не зависящего от времени состояния, которое не зависит от ее исходных условий и определяется исключительно параметрами системы» [цит. по 4]. Таким образом, семья как система будет всегда стремиться к сохранению гомеостаза, и при этом ее параметры, в том числе, качество взаимодействия, удовлетворенности супругов, обучаемость и умелость, рождение детей, будут определяться как внешними факторами, влияющими на семейную систему, так и факторами, изначально внесенными в систему с момента ее образования. Такие системы ассимилируют данные, входящие в нее извне, и, преобразуя их, усложняют свою структуру. А внешние влияния, на первый взгляд воспринимаемые как негативные, могут и не оказывать прогнозируемого (без учета внутренних составляющих системы) негативного воздействия и, напротив, вести к усложнению и повышению адаптивности системы в целом: «В то же время в открытых системах, в которых происходит перенос вещества, вполне возможен ввод негэнтропии. Поэтому подобные системы могут сохранять свой высокий уровень и даже развиваться в сторону увеличения порядка и сложности, что действительно является одной из наиболее важных особенностей жизненных процессов» [4].
Таким образом, третий подход, который можно назвать «межличностным», дает возможность рассмотреть удовлетворительность брачных отношений как некое новое, несводимое к изначальным данным (умелость, опытность супругов или характеристики родительских семей, как при «внешней» позиции; либо определенные личностные характеристики, как при «внутриличностной» позиции исследователя) образование.
Успешность брачных отношений при таком рассмотрении – это некое новое качество, учитывающее исходные характеристики партнеров, но при этом определяемое, скорее, качеством их взаимодействия и умением использовать внешние изменения для достижения оптимального семейного состояния.
Реализация данного подхода возможна при понимании семьи как принципиально нового образования, не сводимого к союзу двух личностей с их психологической и исторической сложностью.