Психолого-педагогические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов
Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология
XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Психолого-педагогические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов
Psychological and pedagogical features of self-organization of educational activity of students
Snezhana Timchenkova
student, Smolensk State University - SmolGU, Russia, Smolensk
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые психолого-педагогические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов. Было выявлено, что данный процесс получил свое распространение в контексте вхождения России в Болонскую систему. Было обнаружено, что формирование самоорганизации позволит будущему профессионалу успешно анализировать условия и проблемы обучения, планировать и организовывать рационально, адекватно оценивать, корректировать и улучшать процесс и результаты образовательной деятельности.
Abstract. The article deals with the key psychological and pedagogical features of self-organization of educational activities of students. It was found that this process has spread in the context of Russia's entry into the Bologna system. It was found that the formation of self-organization will allow future professionals to successfully analyze the conditions and problems of learning, plan and organize rationally, adequately assess, adjust and improve the process and results of educational activities.
Ключевые слова: психология; педагогика; самоорганизация; студенты; высшее образование; Россия.
Keywords: psychology; pedagogy; self-organization; students; higher education; Russia.
Современное информационное общество ставит задачу университетов активизировать самостоятельную работу студентов, мобилизовать потенциал самоорганизации обучения, в результате чего студенты приобретают способность генерировать новые идеи, творчески мыслить, гибко адаптироваться к изменять жизненные ситуации, самостоятельно приобретать знания, максимально использовать свои возможности для личного управления временем.
Также необходимо отметить, что в результате вступления России в Болонский процесс в системе высшего образования Российской Федерации стали происходить значительные изменения, в том числе связано с увеличением количества часов самостоятельной работы студентов. В то же время среди студентов существует практика совместной подготовки и обсуждения материалов классов, поэтому необходимо изучение самоорганизации студентов, которые предпочитают разные формы присвоений, что является актуальностью этой работы.
Современная система образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности на одно из ведущих мест в подготовке будущих специалистов. Таким образом, профессиональная компетентность является ключевым критерием эффективности организации самостоятельной работы студента, а также повышения эффективности выполненной работы.
Активизация самостоятельной работы студентов высших учебных заведений является одной из важнейших задач модернизации системы высшего образования, но ее решение невозможно без развития навыков самоорганизации учащихся собственной образовательной деятельности.
Процесс обучения в университете качественно отличается от школьного образования, повышая уровень независимости участников образовательного процесса, поэтому большое значение имеет сформированная способность осуществлять самоконтроль и самооценку результатов своих собственной деятельности. Владимир Путин на встречах со студентами неоднократно подчеркивал важность формирования общей культуры личности, в том числе навыков самоорганизации, которые достигнут высоких результатов во всех сферах жизни.
Студенчество можно по праву считать наиболее благоприятной порой для возрастного развития личности, когда личность под непосредственным влиянием учебно-профессиональной деятельности формирует механизмы саморегуляции собственной деятельности. Иными словами, происходит процесс формирования самодетерминации, которая дает возможность студенту приобретать относительную самостоятельно при преодолении возникающих трудностей. Именно данная особенность дает возможность студентам достигать успехов в учебе и спорта, активно вовлекаясь в процесс самоутверждения и самовыражения.
Преобразование требований к уровню профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях, цели, содержание образования выдвинули на первый план проблему качества образования. Образовательный процесс современного университета актуализирует изменение позиции студента: от предмета обучения до активного и сознательного субъекта образовательной деятельности.
Его довольно сложно реализовать на уровне традиционной научно-методической поддержки процесса обучения, поэтому становятся популярными активными формами и методами обучения, образования, контроля. Для их адекватного функционирования необходимо овладение навыками самоорганизации образовательной деятельности.
В современных условиях возрастает значение формирования навыков самоорганизации образовательной деятельности. Анализ психологических, педагогических и методических исследований доказывает, что самоорганизация занимает важное место в структуре образовательной деятельности и является одним из основных звеньев системы ее самоуправления.
Формирование самоорганизации позволит будущему профессионалу успешно анализировать условия и проблемы обучения, планировать и организовывать рационально, адекватно оценивать, корректировать и улучшать процесс и результаты образовательной деятельности, в противном случае - управлять им [1, с. 67].
Деятельность студентов в рамках по обучения, качество этого обучения, а также эффективность и результативность процесса их образования существенно зависит от формирования навыков самостоятельной работы студентов.
Современные представления о самоорганизации носят междисциплинарный характер. В общем значении этот феномен описывается как самоструктурирование природных систем и процессов, сопровождающееся качественными изменениями самих элементов.
В психологическую науку понятие самоорганизации стало внедряться сравнительно недавно. При этом существует несколько подходов к определению данного понятия, а именно:
- личностный;
- деятельностный.
Во-первых, личностный подход рассматривает самоорганизацию как свойство личности самостоятельно мобилизовать временные, физические и психологические ресурсы, а также использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей.
Другой, деятельностный, подход описывает самоорганизацию как процесс целенаправленного преобразования собственной личности, базируясь на ранее сформированных эталонных представлениях и результатах самооценки [1, 98].
Важно отметить также, что Термин «самоорганизация» впервые был использован в работах У.Р. Эшби в 1947 г. В 50–60-е гг. ХХ в. проблема самоорганизации активно разрабатывалась кибернетиками и представителями общей теории систем, которые изучали закономерности явлений самоорганизации и нелинейных эффектов в сложноорганизованных, открытых, неравновесных системах на физическом, химическом, биологическом, социальном уровнях организации [1, с. 45].
В целом, чтобы глубинно понять всю сущность самоорганизации учебной деятельности студента также необходимо выделить ведущие функции рассматриваемого явления, к которым, в свою очередь. можно отнести:
- образовательная;
- развивающая;
- управляющая;
- регулирующая,
- функция упорядочивания учебных действий.
В начале 21 в. умения самоорганизации учебной деятельности были включены в структуру ключевой учебно-познавательной компетенции обучающихся (Э.Ф. Зеер, В.В. Краевский, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др.). Исследованием вопросов самоорганизации непосредственно в педагогической сфере занимались В.Н. Донцов, Н.М. Варшавский, Н.А. Заенутдинова, Н.И. Мурачковский, Н.В. Кузьмина, Л.Т. Охитина и ряд других исследователей. С дидактической точки зрения самоорганизация представляет собой систему умений самостоятельно составлять и осуществлять программу познавательной деятельности в соответствии с внешне заданными целями в отсутствие непосредственного прямого управления со стороны преподавателя [1, с. 66].
В роли психолого-педагогических особенностей самоорганизации ученой деятельности студентов выступают внешние поведенческие знаки (организация рабочего места, рациональное расходование времени) и внутренние качества личности (способность к планированию, самоанализу, самоконтролю, способность проявлять самокритику и самодисциплину), которые в целом обеспечивают оптимальное использование время и возможности в образовательной и профессиональной деятельности. Именно данные аспекты чаще всего выступают в качестве параметров измерения самоорганизации [4, с. 127].
В целом, можно также говорить о ряде направлений которым должна строиться самостоятельная учебная деятельность студента, исходя из ее психолого-педагогических особенностей:
- мотивационно-целевое направление (создание позитивных мотивационных установок по формированию способностей самоорганизации и самоконтролю образовательной деятельности у студентов на основе: инициирование рефлексивной позиции студентов в сочетании с разумной мотивацией действий);
- организационно-методическое направление (организация системной совместной продуктивной деятельности преподавателей и студентов на основе развития различных форм сотрудничества между ними);
- контрольно-оценочное направление (вовлечение включение студентов на совместную с учителем деятельность относительно контроля и самоконтроля образовательной деятельности на основе введения элементов конкуренции, стимуляции деятельности студента в образовательном процессе, его перехода от ситуативно-зависимого поведения до надситуациативной деятельности и свободы) [3, с. 88].
Более того, в качестве психолого-педагогических особенностей самоорганизации учебной деятельности студентов можно выделить этапы ее реализации:
- ориентировочно-целевой (осознание и конкретизация цели обучения, формирование цели процесса самоорганизации);
- теоретико-диагностический (анализ учебной деятельности, диагностика текущих и возможных проблем);
- проектировочно-конструирующий (планирование и конструирование процесса самоорганизации);
- технологический (непосредственно сама учебная деятельность);
- оценочно-рефлексивный (самооценка учебной деятельности);
- корректировочный (коррекция ошибок, допущенных студентами при самоорганизации учебной деятельности) [5, с. 211].