ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Конференция: LXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология
LXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ
DEVIANT BEHAVIOR OF YOUNG PEOPLE IN A VIRTUAL ENVIRONMENT
Anastasia Dorofeeva
Student Institute history, humanitarian and social education, Novosibirsk State Pedagogical University, Russia, Novosibirsk
Аннотация. Целью статьи является анализ основных проблем и причин возникновения девиантного поведения среди молодежи в виртуальной среде. Виртуальное пространство, создаваемое цифровыми технологиями, открывает новые возможности для проявления девиантности молодежи в современном обществе.
Abstract. The purpose of the article is to analyze the main problems and causes of deviant behavior among young people in a virtual environment. The virtual space created by digital technologies opens up new opportunities for the manifestation of youth deviance in modern society.
Ключевые слова: девиация; девиантное поведение; цифровизация; образование; воспитание.
Keywords: deviation; deviant behavior; digitalization; education; upbringing.
Актуальные вопросы девиантного поведения подростков являются сегодня изучаемыми в исследованиях по педагогике и психологии. Наиболее остры вопросы подобного поведения подростков в виртуальной среде [2, с. 6]. Влияние на личность виртуальной коммуникации в подростковом возрасте, особенно остры и непрогнозируемы, так как значимость личного общения в этом возрасте стремительно растет. Специалисты сравнивают в своих исследованиях девиантное поведение в реальной жизни и в Интернете. Выделяются при этом следующие основные виды девиантного поведения, которые изучаются в психологии: наркомания и алкоголизм, игромания, нарушение социальных норм и правил, нарушение нормам морали и нравственности, агрессия и насилие, проблемы с законом. Исследователи рассматривают вопросы перенесения данных видов девиантного поведения в виртуальный мир, как они видоизменяются, выявляют новые виды социально опасного поведения в виртуальной среде и переносятся в реальность.
Исследование литературы по данной проблеме показало, что девиантные формы поведения подростков в реальной жизни являются стимулом в формировании аналогичных в виртуальном мире [1, с. 8]. Самое опасное в данном процессе - их специфический характер и расширение опасности для более широкого круга молодежи, чем в реальности. То есть, в сегодняшнем обществе к проявлениям девиантного поведения в реальной жизни присоединяются социальные опасности девиантности.
Девиантное интернет-поведение − это совершение различных деяний в сети Интернет, направленных на причинение вреда другим пользователям. Данный феномен раскрывается во множестве современных негативных видах интернет-поведения (кибербуллинг, троллинг, киббермоббинг, интернет-зависимость и т. п.). Негативное влияние сказывается на всех сферах развития ребенка, но больший отпечаток наносит именно психическому здоровью, более неустойчивому к воздействию. Многие подростки не в состоянии самостоятельно полностью отгородить себя от негативного воздействия в Сети. Причиной этому служит неспособность определить для себя, какая именно информация является вредной, и ограничить доступ к ней или снизить долю её активного восприятия [2, с. 240].
Причины девиантного поведения в Интернете необходимо исследовать, исходя из психологических особенностей личности подростка в реальной жизни. На основании анализа различных источников можно выделить ряд причин, влияющих на особенности поведения в Интернете. Так, например, говоря об интернет-зависимости, можно выделить её следующие причины:
- недостаток внимания со стороны родителей;
- трудности или недостаток в общении со сверстниками, близким окружением;
- склонность к быстрому переключению внимания с одной темы на другую;
- отсутствие занятости в реальной жизни (увлечений, хобби) [4, с. 123].
Модели поведения, реагирование на воздействия извне, способы общения с окружающими, в основе содержат модели, имевшие место в детстве. И, часто, вовремя не исправленные в детском и подростковом возрасте, они могут оказать негативное влияние на жизнедеятельность человека в дальнейшем, на отношения личности к окружающему социальному миру, к себе самому. В ответ на высказанное мнение сверстников в Интернет-пространстве подростки демонстрируют определенное поведение: агрессивное, толерантное, миролюбивое, юмористическое, косвенное.
В младшем подростковом возрасте особенно важны стратегии сотрудничества и альтруизма, придание смысла происходящему, поиск эмоциональной поддержки. Подростки зачастую остаются наедине со своими чувствами, подавляют их. Из-за этого ограничивается и возможность осознания чувств, и развитие способов более полноценной и качественной саморегуляции своего психоэмоционального состояния. В целом исследователи констатируют бедную вариативность поведенческого, эмоционального и когнитивного реагирования на мнения значимого окружения, а также слабую обученность подростков конструктивным способам реагирования на разнообразные жизненные ситуации [3].
Специалисты глубоко исследуют отклонения в поведении подростков не случайно. В связи с расширением цифровизации образования и культуры в обществе складывается ситуация, когда даже дошкольники приобщаются к антисоциальному поведению, считают его нормой. Но все ли дети в нашем обществе защищены от разрушительного воздействия Интернет-пространства? Доступность и дефицит контроля за поведением подростков в информационном пространстве со стороны всех участников социализации является главным фактором роста асоциального поведения в подростковой среде. Из этого следует, что к традиционным видам девиантного поведения присоединяются новые, которые можно реализовать в виртуальной среде, например, кибербуллинг, интернет-зависимость, игромания и т.д.
Одной из самых опасных форм негативного влияния интернет-сетей на подростка является сетевая агрессия, а именно кибербуллинг, который является особым видом травли, осуществляемым с применением Интернет-технологий. Кибербуллинг включает оскорбления, угрозы, клевету, компромат и шантаж, через использование личных сообщений в социальных сетях. Одной из негативных черт кибербуллинга является скорость распространения информации. В социальных сетях скорость передачи негативной информации и широта масштаба аудитории в 2–2,6 раза превышает подобные показатели для позитивных новостей и сообщений [5, с. 67].
Для снижения примеров девиантного поведения используются различные программы, дающие неплохие результаты [1]. Но они не работают, если отсутствует система мер борьбы с девиантным поведением. Ведь в основе предрасположенности к такому поведению лежат и биологические, и социальные причины. Особенности антисоциального поведения, носящие врожденный характер, необходимо исследовать с самого раннего возраста детей. Здесь необходимо объединение семьи, медиков, психологов, педагогов с контролем, отслеживанием и контролем органов управления образованием. Приобретенные виды девиантного поведения, как правило, являются развитием скрытых врожденных аномалий.
Для эффективного снижения девиантного поведения подростков в современном обществе необходим ряд профилактических мер в осуществлении воспитательной работы на всех уровнях образования. Нужно активизировать разработку профилактических программ по предупреждению девиантного поведения подростков в пространстве Интернета и усилить подготовку соответствующего кадрового потенциала.
При выработке и реализации системных мер, которые направлены на работу по профилактике девиантности в поведении подростков и молодых людей в виртуальном пространстве, нужно обязательно осуществлять следующий ряд мероприятий:
- регулярная работа с родителями, которая включает помимо теоретических аспектов, и практические занятия с психологами, целью которых является выявление склонности детей к девиантному поведению и механизмов его сглаживания;
- постоянное внедрение программ воспитания в учреждениях общего и дополнительного образования, которые предусматривают привлечение подростков в различные позитивные виды деятельности, формирующих развитие у них творчества и толерантности;
- разработка мер воспитания, направленных на формирование эмоционального интеллекта у подростков и механизмов защиты от информационного воздействия и манипуляций;
- квалифицированная психолого-педагогическая помощь подросткам в противодействии девиантному поведению, которая оказывается дистанционно на основе современных цифровых технологий;
- подготовка психологов и педагогов, способных эффективно оказывать помощь подросткам и семьям, в которых возникают проблемы девиации;
- внимание к разработки эффективной нормативно-правовой базы, предусматривающей меры наказания как за акты девиантного поведения молодежи, так и их последствия.