Исследование мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития
Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология
II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Исследование мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития
The study of learning motivation of junior schoolchildren with mental retardation
Soloveva Eugene
Postgraduate student, Surgut state University, Russia, Surgut
Аннотация. В статье представлены результаты исследования мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития в динамике за 2 учебных года. Базой исследования была выбрана начальная школа №30 г. Сургута, в которой имеются классы с организацией обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обозначена актуальность проведенных исследований, кратко описаны использованные методики. Сделаны выводы и даны рекомендации по дальнейшей работе с учащимися по повышению мотивации учения.
Abstract.The article presents the results of a study of learning motivation of Junior schoolchildren with mental retardation in dynamics for the 2 school year. Base of research for elementary school No. 30, city of Surgut, which has classes in education for children with disabilities. It emphasizes the relevance of the research, briefly describes the methodology used. Conclusions and recommendations for further work with students to improve the motivation of teaching.
Ключевые слова: младший школьный возраст; задержка психического развития; мотивация учения; динамика.
Keywords: Junior school age; mental retardation; motivation; dynamics.
Вопросы изучения и повышения школьной мотивации были и остаются актуальными на протяжении многих десятилетий. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с задержкой психического развития (далее ЗПР).
Одной из психологических особенностей детей с ЗПР является сниженная мотивация к учебной деятельности [2]. Достаточно большой процент учащихся имеет низкий уровень мотивации в сравнении с возрастной нормой.
Впервые слово «мотивация» было употреблено А.Шопенгауэром в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 – 1910). Учебная (или школьная) мотивация подробно изучалась такими выдающимися отечественными учеными как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В.В.Давыдов, Л.И. Божович, А.Л. Венгер и др.
Изучением психологических особенностей детей с ЗПР, и в частности, развитием мотивационной сферы, занимались В.И.Лубовский, К.С.Лебединская, М.С. Певзнер, Н.А. Дыпина и др., которые отмечалиу таких детей неравномерность формирования психических функций, причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов [1]. Такие видные современные российские ученые, как Т.В.Егорова, Г.И.Жаренкова, Н.А.Никашина, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко, У.В.Ульенкова и др.,отмечают специфические особенности в развитии познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфере и поведении таких детей. Особенно сильно эти особенности касаются таких психических функций, как логическое мышление, зрительно-пространственное восприятие и память [3]. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации [1].
Вышеописанные особенности психологического развития младших школьников с ЗПР препятствуют их успешности в учебной деятельности, что в свою очередь влияет на их мотивацию к учебной деятельности [2]. Таким образом, изначально сниженная мотивация в условиях ситуации неуспеха в учебной деятельности без организации особых условий обучения еще более снижается. В то же время при организации адекватной учебной нагрузки и создания ситуации успеха мы можем наблюдать рост школьной мотивации у детей с ЗПР, что и подтверждается проведенными нами исследованиями в МБОУ НШ№30 г. Сургута.
Целью проведенного в 2014-2015 и 2015-2016 учебных годах исследований было выявление сформированности внутренней позиции школьника и определение мотивации учения.Использованные методики: «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина), «Что мне нравится в школе?» (по Н.Г. Лускановой), анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой [4].Диагностические исследования проводились на начало и конец учебного года, то есть, в сентябре и мае каждого учебного года. Результаты исследований представлены в таблице 1. Динамика роста мотивации к учебной деятельности представлена в таблице 2 и рисунке 1.
Полученные нами данные в соответствии с баллами были разделены по уровням: низкий, средний и высокий.
Таблица 1.
Уровень мотивации к обучению
Группы |
2014-2015 уч/год |
2015-2016 уч/год |
|||||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
||||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
||
1 классы |
Высокий |
0 |
0% |
2 |
13% |
2 |
17% |
3 |
23% |
Средний |
3 |
20% |
6 |
40% |
2 |
17% |
3 |
23% |
|
Низкий |
12 |
80% |
7 |
47% |
8 |
67% |
7 |
54% |
|
Итого |
15 |
15 |
12 |
13 |
|||||
2 классы |
Высокий |
1 |
7% |
2 |
13% |
2 |
13% |
3 |
20% |
Средний |
4 |
27% |
6 |
40% |
6 |
40% |
7 |
47% |
|
Низкий |
10 |
67% |
7 |
47% |
7 |
47% |
5 |
33% |
|
Итого |
15 |
15 |
15 |
15 |
|||||
3 классы |
Высокий |
4 |
17% |
5 |
21% |
2 |
13% |
3 |
20% |
Средний |
8 |
33% |
10 |
42% |
6 |
40% |
8 |
53% |
|
Низкий |
12 |
50% |
9 |
38% |
7 |
47% |
4 |
27% |
|
Итого |
24 |
24 |
15 |
15 |
|||||
4 классы |
Высокий |
6 |
22% |
8 |
30% |
5 |
21% |
6 |
26% |
Средний |
10 |
37% |
11 |
41% |
10 |
42% |
13 |
57% |
|
Низкий |
11 |
41% |
8 |
30% |
9 |
38% |
5 |
17% |
|
Итого |
27 |
27 |
24 |
24 |
|||||
ИТОГО |
Высокий |
11 |
14% |
17 |
21% |
11 |
17% |
15 |
23% |
Средний |
25 |
31% |
33 |
41% |
24 |
36% |
31 |
47% |
|
Низкий |
45 |
56% |
31 |
38% |
31 |
47% |
20 |
30% |
|
Всего в школе |
81 |
81 |
66 |
67 |
Таблица 2.
Динамика роста мотивации
Уровни мотивации |
2014-2015 учебный год |
2015-2016 учебный год |
|||||
сентябрь |
май |
динамика |
сентябрь |
май |
динамика |
||
Высокий |
14% |
21% |
7% |
17% |
23% |
6% |
|
Средний |
31% |
41% |
10% |
36% |
47% |
11% |
|
Низкий |
56% |
38% |
-17% |
47% |
30% |
-17% |
|
Рисунок 1. Динамика роста мотивации в %
В таблице 2 и на рисунке 1 мы можем видеть, что ежегодно наблюдается положительная динамика роста высокого и среднего уровня мотивации и отрицательная динамика низкого уровня мотивации. Интерпретируя эти данные, мы можем сказать, что отрицательная динамика низкого уровня свидетельствует о том, что дети, имевшие низкий уровень мотивации на начало года, к концу учебного года имеют более высокий уровень мотивации.
С целью повышения мотивации ежегодно ведется работа педагогов с детьми и родителями. Работа с родителями проводится в форме индивидуальных и групповых консультаций, родительских собраний.
Работа с детьми по повышению мотивации учения и формированию внутренней мотивации ведется постоянно в урочной и внеурочной деятельности, а также во время групповых и индивидуальных занятий со специалистами центра здоровьесбережения.Сравнивая данные на конец предыдущего учебного года и начало следующего, мы видим, что проводимая педагогическим коллективом работа ведется успешно.
Выводы и рекомендации. Работу по повышению учебной мотивации учащихся с ОВЗ в целом можно признать успешной за весь представленный период. В то же время стоит отметить, что несмотря на уменьшение количества низкомотивированных учащихся, их количество продолжает оставаться значительным в процентном соотношении по параллели. Следовательно, необходимо провести дополнительную работу с родителями этих учащихся с целью обучения их методам повышения мотивации ребенка к учебной деятельности.