Статья:

Конспект коррекционно-развивающего занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста «Волшебная ваза» (эмоции «чувство вины», обида)

Конференция: III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная психология

Выходные данные
Кароль Ю.И. Конспект коррекционно-развивающего занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста «Волшебная ваза» (эмоции «чувство вины», обида) // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. — № 1(3). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 38-42.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Конспект коррекционно-развивающего занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста «Волшебная ваза» (эмоции «чувство вины», обида)

Кароль Юлия Ивановна
педагог-психолог первой квалификационной категории, Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 397 г. Минска», РБ, руководитель районного методического объединения педагогов-психологов учреждений дошкольного образования Московского района г. Минска, РБ, г. Минск

 

Аctivity for the children "The Magic Vase" (emotions "guilt", resentment)

Karol Yuliya

psychologist, Kindergarten №397 Minsk, Republic of Belarus, head of the regional psychologists’ methodical association kindergartens of Moscow district, Belarus, Minsk

 

Аннотация. Дошкольное детство — это время, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка. Эмоции помогают воспринимать окружающий мир и реагировать на него. Распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и умений. В статье представляется конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием метода арт-терапии, где каждый ребенок может говорить «языком» искусства о самом сокровенном, самом важном чувстве, а создаваемый продукт имеет практическую значимость и ценность, потому что является основным средством самовыражения.

Abstract. Preschool childhood is the time when emotions prevail over all over the other aspects of the child life. Emotions help to perceive the world and respond to it. Recognition and transferring of emotions are complex processes that require the child's specific knowledge and skills. The article seems to abstract classes for children of the senior preschool age with the use of a method of art therapy, where every child can speak the "language" of art about the most intimate, the most important sense, and the created product has its practical significance and value because it is the main means of expression.

 

Ключевые слова: эмоционально-личностная сфера; дети; игра; психогимнастика; арт-техника; релаксация.

Keywords: emotionally-personal sphere; children; a game; psiho gymnastics; art technology; relaxation.

 

Цель: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы воспитанников старшего дошкольного возраста посредством использования метода арт-терапии.

Задачи:

- создать максимально спокойную и доброжелательную атмосферу для свободного общения, игры и воображения, открытого выражения своих чувств, богатого эмоционального мира;

- расширить представление эмоции «чувство вины», «обида»;

- формировать умения открытой коммуникации во время игр и игровых упражнений, сплочение коллектива;

- дать понятие отличий между чувствами и поступками (нет плохих чувств –есть плохие поступки);

- содействовать спонтанному самовыражению, актуализации чувств, высвобождению и преодолению негативных эмоциональных переживаний.

Материал: пиктограмма эмоции «чувство вины», обида [3, c.34], гуашевые краски, большие кисти средней жесткости для рисования, кисточки для клея, стаканчики-непроливайки, узкие стеклянные емкости из-под сока с крышками, клей ПВА, подставки для кисточек, декоративный материал (паетки, бисер, бусины и т.п.), емкости с макаронами разной формы, фасолью, горохом, влажные салфетки, цветные атласные ленты на деревянных палочках для каждого воспитанника, аудиозапись отрывка стихотворения Сергей Михалкова «Хрустальная ваза», спокойная, но не грустная музыка и песня А. Прага «Мурашки по коже».

Ход занятия

1.  Приветствие «Весёлые смешарики».

 — Дорогие, ребята! Я вам предлагаю поиграть в интересную игру смешариков. Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга необычным способом. Я называю часть тела, а вы касаетесь ею, и таким образом, приветствуете друг друга.

- Носик к носику! (дети должны поздороваться носиками).

- Спина к спине!

- Плечо к плечу!

- Рука к руке!

- Нога к ноге!

2.  Игра-соревнование «Кто быстрее соберет» (авторская).

Перед воспитанниками располагается пиктограмма эмоции «обида». После этого необходимо найти фотографии лиц людей (цветные и черно-белые снимки), которые испытывают такое же эмоциональное состояние, как на образце. Воспитанники делятся на две команды и по сигналу ведущего начинают играть. Время для выполнения задания — 1 минута. После звукового сигнала ведущего игра заканчивается, определяется команда-победитель.

3.  Психогимнастика [4, c.5]. Прослушивание отрывка стихотворения Сергей Михалкова «Хрустальная ваза».

Взрослый обращается к воспитанникам во время чтения и просит показать мимику согласно тексту. 

Три девочки - три школьницы
Купили эту вазу.
Искали,
Выбирали,
Нашли ее не сразу -
Овальную,
Хрустальную,
Чудесного стекла.
Из тех, что в магазине
Стояли на витрине,
Овальная,
Хрустальная -
Она одна была. (мимика радости)
Сперва, от магазина,
Несла покупку Зина,
А до угла бульвара
Несла ее Тамара.
Вот у Тамары Женя
Берет ее из рук,
Неловкое движение -
И вдруг...
В глазах подруг
Туманом застилаются
И небо, и земля,
А солнце отражается
В осколках хрусталя. (мимика страха)
Три девочки - три школьницы
Стоят на мостовой.
К трем девочкам - к трем школьницам
Подходит постовой:
- Скажите, что случилось?
- Разби... разби... разбилась! (мимика печали)
Три школьницы рыдают
У Кировских ворот.
Подружек окружает
                                Взволнованный народ (имитируют плач):
- Скажите, что случилось?
- Разби... разби... разбилась!
- Скажите, что случилось?
Что здесь произошло?
- Да, говорят, разбилось
Какое-то стекло!
- Нет! Не стекло, а ваза! -
Все три сказали сразу…(мимика чувства вины)

Обсуждение. Создание проблемной ситуации подразумевает вариант выхода из нее – восстановление разбитой вазы.

4.  Арт-техника «Волшебный сосуд» [2, c.426].

Техника выполнения. В начале воспитанники разрисовывают свои стеклянные сосуды гуашевыми красками под музыкальным сопровождением. Далее декорируют сосуд. После этого необходимо наполнить стеклянный сосуд «положительными эмоциями». Можно предложить положить «секретик». Наполнение происходит через заполнение самого сосуда при помощи макаронных изделий, бобовых культур и т.п. Педагог-психолог может проследить объем заполнения сосуда. Чем больше заполнен сосуд, тем лучше. Сосуд закручивается крышкой. Сама крышка тоже декорируется в цвет. После окончания работы проводится выставка-презентация с комментариями.

5.  Активная релаксация «Мурашки по коже» (А. Прага).

Воспитанникам раздаются атласные ленты, прикрепленные на палочки. Под музыку воспитанники выполняют движения, создают узоры лентами в воздухе. Педагог-психолог задает траекторию «полета» ленты.

6.  Рефлексия.

Воспитанники становятся в круг и сообщают о своем самочувствии, настроении, достижениях.

7.  Прощание.

Воспитанники стоят в кругу, берутся за руки и делают несколько шагов вперед, чтобы расстояние между ними сократилось. Далее все вместе произносят: «Спасибо! До свидания!».

 

Список литературы:
1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство 
образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 416 с.
2. Копытин, А.И. «Практикум по арт-терапии», СПб, 2001. - 448 с.
3. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь — М., 2002. – 237 с.
4. Чистякова, М. И. Психогимнастика — М.: Просвещение, 1990. – 190 с.