Реальность как возможность самовыражения Н.С. Михалкова в авторской программе «Бесогон ТВ»
Конференция: XLIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Русский язык
XLIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Реальность как возможность самовыражения Н.С. Михалкова в авторской программе «Бесогон ТВ»
REALITY AS AN OPPORTUNITY FOR SELF-EXPRESSION N.S. MIKHALKOV IN THE AUTHOR'S PROGRAM «BESOGON TV»
Fatima Amiraslanova
Master of filology, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova, Russia, Kabardino-Balkaria, Nalchik
Аннотация. В статье анализируется использование языковых средств, представленных в медиадискурсе Н.С. Михалкова на примере авторской передачи «Бесогон ТВ». Реальность, выступая средством самовыражения режиссера, становится объектом исследования.
Abstract. The article analyzes the use of linguistic means presented in the media discourse by N.S. Mikhalkov on the example of the author's program "Besogon TV" Reality, acting as a means of self-expression for the director, becomes the object of close research.
Ключевые слова: реальность; медиадискурс; дискурс; когнитивный стиль; публичная языковая личность; «дотошный» реализм.
Keywords: reality; media discourse; discourse; cognitive style; public linguistic personality; «meticulous» realism.
Никита Сергеевич Михалков является российским кинорежиссером, актером, народный артистом, политическим деятелем. Если говорить об авторской программе, представленной в данной работе, то важно указать, что в марте 2011 года Н. Михалков зарегистрировался в «Живом Журнале», а также на YouTube появилась программа «Бесогон ТВ», где позже он открыл свой канал. В видеороликах, публикуемых на этих площадках, режиссер беседует со слушателями, отвечая на их вопросы, а также высказывая свое мнение по поводу различных тем, порой опровергая ложную и гиперболизированную информацию в Интернете. Рассматривая творческую индивидуальность Н. Михалкова как форму выражения его идеостиля, можно отметить, что режиссер до предела «дотошен в историческом повествовании. Он неоднократно подчеркивает собственную скрупулезность в подборе деталей, при этом всегда добивается, чтобы и нижнее белье у юнкеров было “как тогда”, и рельсы конки прокладывают у Кремля, и всех молодых актеров заставляет заниматься языками и шагистикой, в общем, полное вживание в эпоху» [1, с. 41].
Метод Михалкова, будучи доведен до абсурда, дает замечательное, смешное и грустное кино, говорящее о России куда больше, чем самый «дотошный» реализм [1, с. 47].
Как истинный реалист, он уважает условности и ни разу не переступает через границы, которые сам для себя очертил. «Он снимает в первом случае блокбастер, во втором – оперу (если не оперетту), но, по мнению некоторых исследователей, не гонится за жизнеподобием, несмотря на все внешнее правдоподобие» [1, с. 46].
Михалков часто имеет дело с лейтмотивами и временами чересчур акцентирует внимание на них (молния, грузовик, аэростат в «Утомленных»; бублик, музыкальная машина, бритые полголовы в «Цирюльнике»). Рифмы торчат, натяжки видны. Все подчеркнуто, педалировано [2].
При этом некоторые киноэксперты указывают на неизбежные несоответствия. «Профессиональные ваятели знают, чтобы скульптура выглядела пропорциональной, пропорции ее должны быть нарушены» [1, с. 46]. Михалков часто снимает кино о войне, что, с одной стороны, знакомо любому зрителю, а с другой – безусловно, лично пережитое. Так, режиссер не скрывал, что главной целью для него является «эмоциональный шок, граничащий с провокацией. Чтобы после сеанса присказка “лишь бы не было войны” никому уже не казалась смешной и устаревшей» [2]. Сам Михалков говорил: «Почему я стал докапываться до каждой запятой? Чтобы был понятен принцип наших “непредвзятых” критиков. Любое произведение можно разложить на точки, а потом долго возмущаться их примитивностью. Посмотрите в упор, с лупой на картины Айвазовского – сплошные неряшливые мазки. Но стоит сделать несколько шагов назад… Или давайте судить фильмы Феллини не целостным восприятием, а по эпизодам, еще лучше – по отдельным кадрам. Много ли останется для восхищения?» [2] Для того чтобы выявить специфику языкового выражения Н.С. Михалкова, необходимо исследовать медиадискурс как реализацию когнитивного стиля публичной языковой личности. В качестве анализа индивидуальных особенностей дискурса была взята авторская программа Н.С. Михалкова «Бесогон ТВ».
Если анализировать специфичность языкового самовыражения с точки зрения представления реальности, то хотелось привести такой пример, как в одном из первых авторских выпусков режиссер тонко описывал природу звука. Никита Михалков по-особенному чувствует и ощущает звуки, иногда с их помощью описывает все происходящее.
Там, где другой человек и не додумается включить или исключить определенный звук, Михалков останавливает актерскую игру: «В черновом варианте мы слышали крики наверху, этого не должно быть! Этого не должно быть!» (выпуск 10) – заставляя переиграть эпизод, но уже с использованием нового звука, который, по мнению гения, весьма необходим для фильма.
При создании новых картин на военную тематику режиссер всегда задается вопросом: «В чем заключается эта вилка? Почему не хотят смотреть неожиданную правду с точки зрения, так сказать, происходящего в первые месяцы 1941 года?» (выпуск 6). Никита Сергеевич удивлен тому, что многие зрители боятся и не желают видеть настоящую реальность. Однако он пытается приобщить молодое поколение принимать правду, считая, «…что вот этот новый взгляд на войну, новый взгляд – он необычный» (выпуск 8). Делает он это ради «…молодых, для которых и война бог знает где находится, для которых то кино, которое было о войне, оно осталось где-то...» (выпуск 8).
Рассказывая о военной реальности, Никита Михалков отмечает, что «…это очень, очень страшно, в том смысле страшно, что к этому нельзя подходить как к кино. Это больше, чем кино!» (выпуск 4). Однако отмечает, что какой бы ни была реальность, прежде всего это «…о любви. Причем необязательно о той любви, которая плотская, а вообще о любви, например отца к дочери, а о любви как субстанции» (выпуск 5).
При этом он отмечает, что люди порой удивляются такой неправде, «которая просто повергает человека в некий, так сказать, шок» (выпуск 2). Опасаясь, говорит, что «…если это становится естественным, то ничему реальному в этой среде уже места нет» (выпуск 5).
Однако Никита Сергеевич всегда надеется, что каким бы ни был зритель, как бы он ни воспринимал реальность такой, какая она есть, он сумеет найти общий язык со зрителем, для того чтобы «…достаточно откровенно и чисто по этому поводу поговорить» (выпуск 1). «Думаю, мой небесный покровитель поможет вам разобраться в том, что такое правда» (выпуск 1).
Никита Михалков считает, что люди, принимающие действительность, – «это те люди, которых интересуют не скандал, не ложь, не истерика, а реальность, возможность разобраться, сделать выводы» (выпуск 1). Нельзя не упомянуть тот факт, что специфике языкового самовыражения режиссера свойственно употребление приемов экспрессивного синтаксиса, к числу которых, прежде всего, относятся различные типы выдвижения. Кроме того, повтор является одним из наиболее частотных способов построения дискурса Н.С. Михалкова в авторской программе «Бесогон ТВ».
В рамках предпринятого исследования был проанализирован медиадискурс известного режиссера, сценариста, публичной языковой личности Никиты Сергеевича Михалкова с целью выявления и изучения репрезентированных в нем особенностей его когнитивного стиля с точки зрения реальности. В результате проведенного исследования выявлено, что основной особенностью когнитивного стиля Н.С. Михалкова является широкое использование в дискурсе приемов экспрессивного синтаксиса, к числу которых, прежде всего, относятся различные типы выдвижения. Медиадискурс, созданный публичной языковой личностью, неизбежно содержит информацию об идеостиле автора с точки зрения реализма. Никита Сергеевич по-особенному понимает реальность, для него важно, чтобы все совпадало, чтобы все было идеально и так, как это было раньше. Для него важен каждый звук, каждый элемент, каждое движение. В этом и весь Михалков. В этом и заключается его «дотошность». Материал программы «Бесогон ТВ», на наш взгляд, является тем типом медиадискурса, в котором автор имеет неограниченные возможности для проявления специфики когнитивного стиля.