ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕДИАДИСКУРС КАК СПОСОБ ТРАНСЛЯЦИИ БАЗОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
Конференция: LII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Теория языка
LII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕДИАДИСКУРС КАК СПОСОБ ТРАНСЛЯЦИИ БАЗОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
Аннотация. В статье осмысляется роль медиадискурса в формировании и трансляции экономических ценностей. Уточняются понятия «экономический дискурс», «экономический медиадискурс», «экономические ценности». В качестве основных ценностных доминант экономического медиадискурса установлены концепты ПОТРЕБНОСТЬ, ПРИБЫЛЬ, ДОХОД, СОБСТВЕННОСТЬ, которые образуют аксиосферу экономического медиадискурса.
Ключевые слова: экономический медиадискурс, экономические ценности, концепт, ценностные доминанты.
Важную роль в формировании и трансляции ценностных ориентиров, норм и стереотипов играют средства массовой информации. Постиндустриальный этап развития цивилизации обусловил трансформации ценностной системы человека. Как отмечает Т.А. Присяжнюк, «аксиологическая составляющая дискурса СМИ отражает ценности общества в целом, а также ценности отдельных социальных кластеров (например, информирующего органа). Не вызовет противоречий утверждение, что ценности и нормы не только транслируются СМИ, а зачастую навязываются массовому получателю (однако стоит отметить, что речь идёт не только о пропаганде, но и о скрытых методах воздействия)» [8, с.109].
Исследования ценностей в языке и дискурсе привело к возникновению понятия «ценностная картина мира» (ср. языковая картина мира), которая состоит из совокупности концептов, актуализирующих ценностные установки личности и общества. Т.В. Маркелова отмечает, что аксиологичность является как имманентным свойством газетно-публицистического текста [6].
Медиадискурс отражает медийную картину мира, которая «отражает процессы постоянного изменения политической, экономической, социальной и культурной реальности, становящейся все более комплексной, информационно насыщенной и сложной для восприятия и описания» [9, с. 58]. Как отмечает С.В. Мощева, «аксиологические и гносеологические обоснования построения дискурса массмедиа являются достаточно значимыми, поскольку отвечают за базовые понятия восприятия информации – истинность транслируемых фактов, ценностные ориентиры и особенности их иерархии, условия адаптации в обществе и т. д.». (7, с.72). Как отмечает М.С. Яницкий, «современные СМИ не столько формируют, сколько лишь закрепляют ценностные предпочтения, поскольку неограниченный сегодня выбор канала получения, формы и содержания информации обусловлен уже имеющимися ценностями» [11, с. 2] . При этом «такое «закрепление» может способствовать фиксации на определенном уровне развития ценностной системы. В этом смысле можно говорить о двусторонней взаимосвязи ценностных и массово-коммуникационных ориентаций» [Там же: 2].
Ценности как категория аксиологии, представляя собой объекты окружающего мира, могущие удовлетворить требования (потребности) человека, тесно связаны с потребностями, духовными и материальными ценностями. Согласно классификации Н.И. Лапина, ценности выделяются по следующим критериям: «1) по предметному содержанию (духовные и материальные, социальные, экономические, политические и пр.); 2) по роли в жизнедеятельности индивида (инструментальные и терминальные); 3) по функциональной направленности (интегрирующие и дифференцирующие, одобряемые и отрицаемые); 4) по потребностям личности (смысложизненные, социализационные, витальные) 5) по типу цивилизации (ценности модернизированного общества, ценности обществ традиционного типа)» [4, с. 7]. В рамках данной статьи нас интересуют экономические ценности.
Экономика, являясь важнейшей частью существования социума, охватывает все сферы жизнедеятельности человек, влияя на культуру и язык. Как справедливо отмечает Л.Ю. Буянова, экономика «принципиально отличается от точных и естественных наук тем, что она имеет дело не просто с отдельным человеком, а с членом социума, подверженным воздействию культуры, традиции, национального менталитета, правовых и социально-политических институтов» [2, с. 62]. Экономика – это «наука о выборе наиболее эффективных (рациональных) способов использования ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей и реализации соответствующих им ценностей» [5, с.71].
Экономическая аксиология изучает экономические ценности, проблемы общественной и прагматической полезностей, отражения экономических интересов в экономико-ценностных отношениях. Как отмечает Д.Е. Любомиров, к экономическим ценностям относятся стоимость, потребительная стоимость, полезность, эффективность и др. «Следует обратить внимание на особую значимость этого раздела философии экономики, поскольку экономическая жизнь аксиологична – экономическое бытие пронизано ценностными отношениями. В настоящее время в философии экономики особо выделятся аксиология экономики, выявляющая проблему смысла экономической (хозяйственной) деятельности, проблему сущности экономической свободы, образующей фундаментальное основание свободы человека в целом» [5, с.82].
Анализ научной литературы позволил прийти к выводу о том, что экономический медиадискурс является институциональным дискурсом, который образован на основании взаимодействия двух институциональных дискурсов: экономического и медийного. Системообразующими признаками экономического медиадискурса являются цель, которая заключается в освещении и трансляции знаний в сфере экономики, финансов и бизнеса, и участники – журналисты, специалисты в данной области.
Следует отметить, экономический медиадискурс обладает особенностями как институционального, так и личностно-ориентированного типа дискурса. По мнению О.А. Тремаскиной, «среди основных его характеристик выделяют открытость, доступность, метафоричность, стабильность тематики. Экономический медиадискурс рассматривается как семиотическая система со своей специфической картиной мира, концептами, функциями и целями, как лингвокогнитивный феномен, специфическим образом преломляющий отражение окружающей действительности и конструирующий особую реальность» (10, с.50). По ее мнению, экономический медиадискурс функционирует на базе концептов «экономика», «финансы», «предприятие», «покупатель», «товар», «спрос», «предложение» и др. [10, с.51].
Т.А. Евтушина и Н.А. Ковальская отмечают, что «доминантой экономического дискурса выступает экономический текст, служащий средством коммуникации в экономической сфере и обладающий определенными особенностями в зависимости от контекста и адресованности реципиентам» [3, с. 44].
Основная задача экономического медиадискурса заключается в объективном освещении тематики, связанной с экономической сферой жизни страны, соблюдая при этом принципы достоверности, аналитичности и компетентности. Но вместе с тем необходимо отметить аксиологическую направленность медиатекстов, посвященных экономике, бизнесу и финансам. В экономическом медиадискурсе как институциональном дискурсе отражаются не только ценности «субъективно-объективного опыта определенного профессионального сообщества, обладающего своей собственной типичной моделью вербального поведения» [1, с. 65], но и ценности лингвокультуры.
В экономическом медиадискурсе ценности определяются ролью и функциями денег в жизни человека как важнейшего показателя финансово-материального обеспечения. В экономическом медиадискурсе актуализируются материальные ценности, а система ценностей отражается в концептуальной картине мира. Например: В основе ценностей и бизнес-процессов Газпромбанка лежит концепция устойчивого развития: по итогам 2020 года объем инвестиционных проектов с оцененным экологическим и социальным эффектом составляет более 700 млрд руб. по капитальным затратам. По данным отчетности МСФО, активы Газпромбанка по итогам первого полугодия 2021 года оцениваются в 8 трлн руб., а нормализованная чистая прибыль в первые шесть месяцев составляет 76,1 млрд руб. [12].
Основными ценностными доминантами экономического медиадискурса являются такие концепты как ПОТРЕБНОСТЬ, ПРИБЫЛЬ, ДОХОД, СОБСТВЕННОСТЬ. Данные концепты образуют аксиосферу (аксиологическую концептосферу) экономического медиадискурса.
ПОТРЕБНОСТЬ: Чтобы обеспечить потребности экономики в кадрах, Минтруд перестраивает модель центров занятости: вводятся услуги по карьерному консультированию, разрабатываются сервисы по перспективному мониторингу рынка труда, моделированию прогнозов кадрового спроса и оценки востребованных навыков [13].
ПРИБЫЛЬ: … для любого бизнеса извлечение прибыли – одна из основных задач, но она может быть построена на потребительском восприятии, а может – на взгляде в будущее [14].
ДОХОД: Российская экономика развивается более быстрыми темпами, чем ожидало правительство. «Бюджет пополняется более высокими объемами доходов. В этом году мы оцениваем дополнительные доходы плюс-минус 1,6-1,7 трлн руб.», – заявил глава Минфина Антон Силуанов в интервью телеканалу «Россия 24» [15].
СОБСТВЕННОСТЬ: Кроме этого, несмотря на обсуждение самой темы прав собственности экономистами минимум с XVIII века, пока сильно дальше констатации того, что эти права на деле являются «пучком» разнородных по природе прав (это, в частности, отмечал в статье 2008 года Армен Алчиан), которые имеет смысл анализировать в том числе отдельно, экономисты не уходили, хотя и предпринимали попытки анализа влияния отдельных «прав» из этого «пучка» на экономику [16].
Выводы. Экономический медиадискурс представляет собой конвергенцию экономического дискурса и дискурса СМИ и является одним из типов институционального дискурса. Экономический медиадискурс отличается сочетанием характеристик научного и научно-популярного стилей. Основная цель экономического медиадискурса заключается не столько в ознакомлении читателя с событиями и новостями из сферы экономики и бизнеса, а сколько в воздействии на массового адресата путем формирования и трансляции базовых экономических ценностей.