Статья:

ФЕНОМЕН ТЕЛЕСНОСТИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА И СОЗНАНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Конференция: LXXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история культуры

Выходные данные
Карбозова С.Р. ФЕНОМЕН ТЕЛЕСНОСТИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА И СОЗНАНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 9(85). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФЕНОМЕН ТЕЛЕСНОСТИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА И СОЗНАНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Карбозова Сабина Рустембековна
магистрант, Евразийский Национальный Университет им. Л.Н. Гумилева, Казахстан, г. Астана

 

THE PHENOMENON OF PHYSICALITY: THE RELATIONSHIP OF THE HUMAN BODY AND CONSCIOUSNESS IN THE SOCIO-CULTURAL SPACE

 

Sabina Karbozova

Master student, L.N. Gumilyov Eurasian National University, Kazakhstan, Astana

 

Аннотация. В данной статье описывается вопрос феномена телесности, человеческого тела и сознания в социокультурном пространстве. Рассматриваются понятия тело и телесность, сознание, феномен телесности, мозг, дух, кинесика, мышление, память, когнитивное сознание и другие. Даны различные высказывания и учения разных философов, культурологов и исследователей данной темы с разных аспектов. В ходе теоретического анализа выявлена связь между человеческим телом и сознанием. Рассматриваются примеры взаимосвязи телесности и сознания. На основе всего изученного и рассмотренного, сделаны выводы о том, что такое тело, сознание, раскрыто понятие феномена телесности. И проведена связь между человеческим телом и сознанием в социокультурном пространстве.

Abstract. This article examines the issue of the phenomenon of physicality, the human body and consciousness in the socio-cultural space. The concepts of body and physicality, consciousness, the phenomenon of physicality, brain, spirit, kinesics, thinking, memory, cognitive consciousness and others are considered. Various statements and teachings of different philosophers, cultural scientists and researchers of this topic are considered from different aspects. In the course of theoretical analysis, the connection between the human body and consciousness has been revealed. Examples of the relationship between physicality and consciousness are considered. Based on all that has been studied and considered, conclusions are drawn about what a body, consciousness is, and the concept of the phenomenon of physicality is revealed. And the connection between the human body and consciousness in the socio-cultural space is made.

 

Ключевые слова: феномен телесности, тело, сознание, когнитивное сознание, дух, кинесика.

Keywords: the phenomenon of physicality, body, consciousness, cognitive consciousness, spirit, kinesics.

 

Тело понимается, как физическая материя или вещество, заполняющее определенную часть пространства, как отдельный предмет в пространстве, так написано в большом толковом словаре русского языка. Организм человека в его внешних, физических формах. Данное понятие стоит, как бы в противовес духовному существу. Люди с давних времен обращали внимание на свое тело. В разные времена и в разных странах к телу относились по-разному. Если на Востоке любили свое тело, превозносили его и ухаживали за ним, то в Европе, например, даже мыться, было большим грехом. С помощью тела люди выражали свое мнение, протесты, условия жизни и многое другое.

Человеческое тело в социокультурном пространстве понимается, как духовное существо со своим специфическим телом. Стремление человека к индивидуальности лица и тела, объясняется влиянием на людей имиджей, моды, типажей и т.д. Тело может выражать широкий спектр эмоций, реализации актов мышления, резервов памяти, интерпретации языков культуры. Ведь, в науке о невербальных знаковых системах кинесика даже есть такое понятие, как язык тела. И с уверенностью можно сказать, что человеческое тело является, так называемым, культурным текстом и информацией о человеке в нашем огромном мире.

В современное время особое развитие получают телесно ориентированные социальные практики. Сюда входят модели тела, стандарты красоты, здоровый образ жизни, танцевальная и физическая культура, бодибилдинг, художественная гимнастика и даже смена пола.

Вопрос феномена телесности выступает в настоящее время, как очень актуальный вопрос в динамике трансформации цивилизации, в соответствии с социальными стандартами и требованиями. Телесность человека является отображением развития культуры и самого человека.

В древние времена считали, что тело является воплощением «души». В Древнегреческой культуре, например, тело считалось прообразом богов и воплощением совершенства. В Древневосточной философии телесность переплеталась с объединением в гармонии тела и духа. Исследователь онтологии, Осипов А.А. считал, что трансформация телесности – это способ развития духовности человека. Вопросом феномена телесности занимались различные философы, культурологи, исследователи, такие как: Ф. Кафка, Ф. Ницше, М. Фуко, М. Мерло-Понти, А Адлер, Ж. Делез, И.И. Мечников и многие другие. В социально-культурном и феноменологическом аспекте – М. Мерло-Понти считает, что тело использует собственные части для символического выражения мира, благодаря чему, человек вторгается в мир, чтобы понять его и придать ему значение [7].

В психологическом аспекте телесность понимается, как начало формирования личности. Фрейд в психоанализе, отмечает телесность, как проявление основы развития и движущей силы человека, изучив которые можно корректировать различные страхи, комплексы и внутриличностные конфликты.

Телесность, как особый вид антропологического феномена позволяет рассмотреть процесс взаимодействия и раскрытия элементов «человек-культура». З. Бауман считает, что тело – это инструмент наслаждения [2]. Но также тело – это самое ценное, что у нас есть, поэтому оно должно быть защищено от мира, постоянно стремящегося ослабить его.

Разнообразие взглядов на феномен телесности велико. С разных сторон и с разных аспектов можно объяснить данное явление по-разному. Такое отношение к данной теме доказывает актуальность данного вопроса. Проблема сущности телесности находится все еще на стадии изучения и познания. Телесность выступает главным кирпичиком формирования индивидуальности и индикатором стратегий глобальной культуры. Культура меняет человеческое тело и его духовность, но также является сохранением индивидуального «Я».

Среди философов также популярно мнение о том, что телесность – это не только тело, но и органы чувств, здесь существует возможность сознательной деятельности. Из различных высказываний исследователей можно сделать вывод, что телесность не может рассматриваться только как материальный субстракт. Телесность – это нечто большее, нежели просто оболочка. Явление телесности вводит человека в наш огромный мир, природа, инстинкты, приобретает специфические черты и тем самым включает человека в социокультурную реальность.

Интересное осмысление тела и телесности дают философы-постмодернисты во второй половине XX века. Ж. Бодрийяр предлагает свои четыре модели тела в современном мире:

- Труп, как базовая форма тела в медицине. Его производит и воспроизводит медицина, как результат своей деятельности.

- Зверь (инстинкты, вожделения «плоти») – трактовка для религии. Воскресение после смерти – вот плотская метафора.

- Робот – идеальная модель тела, как рабочей силы в политическом смысле.

- Манекен, также является основой политической жизни. Здесь производится модели значения – сама сексуальность, как модель [3].

Так, в каждой системе раскрывается видение новой формы редуктивного фантазма, новая форма видения тела. Концептуальное продолжение новых тенденций является идея «тела без органов». А. Арто выступал против органов. Он считал, что тело должно быть одухотворенным [1]. Он говорил, что если танец, то танцуют не ноги, а все тело. Органы сливаются с телом – это и есть идеал тела. В таком теле содержится весь центр человеческой культуры, содержащийся в формах восточных боевых искусств и духовных практик. Да, сейчас, как и раньше, интерес к осмыслению феномена телесности очень высок, но данный вопрос изучен не до конца, что оставляет широкие просторы для разных видов понимания телесности с разных точек зрения. И несомненно данная тема является очень актуальной на сегодняшний день.

Феномен телесности можно прочитать, как специфическую книгу. В каждой культуре можно наблюдать свои нормы телесных проявлений, несколько видоизменяются на протяжении времен. Можно рассмотреть, к примеру, изображение человека древних культур: Греции, Египта, Китая, Рима и Южной Америки. Конечно, у каждой культуры были свои идеалы человеческого тела. Если у Рубенса на полотнах – это пышные формы женщин их нежная пластика рук, то в Европе в конце XX века – это сухое, подтянутое тело и ментальность образа. В России – это также объемные массивные тела, что отожествлялось со здоровым телом и духом. Во Франции люди тоже предпочитали видеть полненького министра, что также считалось достатком и изобилием в стране. Это все также формирует и телесные качества.

Особое значение имеет жестикуляция и характер поз разных народов. Так по манере сидеть на корточках мы можем выделить людей из Средней Азии или с Кавказа; по резким, рубленным движениям и жестам распознать русского человека. Все это позволяет трактовать человеческое тело, как часть общественного бытия, так как, «природного тела» отдельно от культуры просто не может быть.

Также часто встречаются высказывания: «мешок с отрубями», «как газель», «как березка», «как молодой олень», «как танк». Это все применимо к телу человека. Так тело можно определить, как текст, проявляющийся в различных его формах и несущего определенное культурное значение.

Если с определением телесного можно хоть как-то разобраться, то с пониманием смысла «сознание» не так все просто. И еще что более интересно постоянного термина или определения, что такое «сознание» попросту нет. В толковых словарях, как например в Оксфордском словаре написано определение: сознание – это мысль, чувство, или это способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности. «Бытие определяет сознание». Большой толковый словарь дает определение сознанию, как психической жизни организма, выражающее в субъективном переживании событий собственной жизни и окружающего мира и так далее.

Взаимосвязь между телом (телесным) и сознанием, несомненно, есть. Это очевидно. Сознание управляет телом, дает команды телу как себя вести в той или иной ситуации [8]. При телесных факторах, именно сознание дает необходимые импульсы и посылы телу, а тело в свою очередь реагирует на эти телесные факторы. Здесь безоговорочно есть связь и четкая система.

История культуры изучает историю появления человека, развитие и трансформации человеческой личности, процесс осознания и отношения к телесности, как одной из форм собственного бытия. Познание телесности, как социокультурного явления, невозможно без соотнесения с историей общества, с траекториями его социального самосознания.

Известно, что сознание и поведение человека производятся от социальной культуры конкретного общества, что, естественно, связано с образом жизни людей. Социокультурные макроструктуры образуют матрицу формирования сознания, оценок личности, в том числе и в отношении телесности. Исходной единицей анализа сферы общения индивида необходимо ставить не самого индивида, а социальное целое [4]. Это будет являться главной особенностью социокультурного исследования.

Рассмотрим взаимосвязь тела и сознания простыми словами. Чтобы познать мир вокруг необходимо не только мозг, сознание, но и тело. Мы познаем мир и строим свои отношения в социокультурном пространстве именно через чувства, ощущения, мы понимаем и анализируем, во всем этом задействуются все наши рецепторы и все наши стороны, тело не исключение. Ведь для любого действия или поступка сознание (мозг) посылает инструкцию мускулам (телу), так можно кратко объяснить процесс взаимосвязи тела и сознания. Чем лучше мы познаем мир через тело, тем быстрее развиваемся. Эволюция нашего сознания зависит напрямую от нашего тела. Например, философ Морис Мерло-Понти рассматривает тело и сознание как единое целое, и никак иначе. Но в некоторых случаях сознание может даже простираться далеко за пределы тела.

Таким образом, получается, что человек не только создатель культуры, но и один из ее артефактов. Получается, что человек творит культуру и историю, но также и сам меняется в ходе эволюции, в том числе меняется сознание и тело человека. В настоящее время, как с древних времен, человеческое тело трансформируется под давлением эпохи и времени, в котором живет человек. Но эти трансформации происходят осознанно [6]. То есть с помощью сознания человек меняется. Это происходит в ходе модных и культурных тенденций.  Сюда входят внешние преобразования (прически, одежда, манера поведения, образование и воспитание). В древности эти преобразования тщательно регламентировались, так как человек представлял собой результат социального конструирования и должен был выполнять социальную функцию.

Но, к сожалению, большой проблемой всегда оставалось болезни сознания, или душевные болезни, безумие и потеря сознания. Без здорового сознания тело бесполезно, к сожалению, это до сих пор так и исправить данное явления практически, невозможно. Естественно такое сознание не трансформируется и не изменяется, не прогрессирует и не развивается. Это до сих является огромной проблемой и решения ей пока нет.

Так, можно подытожить, что сознание – это результат осмысления, совокупность когнитивных, ценностных и художественных моделей. Сознание – это совокупность знаний, ценностей, культуры, на основе которых человек становится частью общества [5]. Представители рода, воины орды, граждане полиса, земледельцы и феодальная аристократия, рабы Божьи, служители государевы, просветители общества, романтические художники, ученые-позитивисты, массовые и эксклюзивные потребители – вот перечень основных результатов конструирования сознания, известных из истории культуры, которые представлены здесь в последовательности их появления.

В заключении также можно отметить, что тело и феномен телесности, как и сознание рассматривается также. История социокультурного пространства демонстрирует нам разные формы конструируемой телесности. Тело человека является частью гармоничного единства физического и духовного. От усилий по пониманию истории и прогресса подобного конструирования и внедрения такого рода контроля, зависит выживание человека и сохранение окружающего его мира.

 

Список литературы:
1. Арто А. Монах. — Париж, 1796. — С. 20-34.
2. Бауман З. Индивидулизированное общество. — Понзань, 2005. — 58 с.
3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. — Париж, 1981. — С. 76-80.
4. Гуссерль Э. Картезианские размышления. — Париж, 1931. — С. 102–110.
5. Декарт Р. Рассуждение о методе. — Париж, 1637. — 67 с.
6. Докучаев И. И. Сознание и тело человека в системе конструирования реальности. — СПб., 2021. — С. 40–56.
7. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. — Париж, 1945. — С. 46–60.
8. Михайлов И. А. Кто такой «я»? Тело, мозг, нейроны или сознание? — М., 2019. — 45 с.