НАБОРНЫЕ ПАРКЕТЫ С ГРАВИРОВКОЙ В ИНТЕРЬЕРАХ ЮЖНОЙ АНФИЛАДЫ СТРОГАНОВСКОГО ДВОРЦА И ИХ АНАЛОГИ В ДРУГИХ ОСОБНЯКАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОНЦА XVIII – СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКОВ
Конференция: LXXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
LXXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
НАБОРНЫЕ ПАРКЕТЫ С ГРАВИРОВКОЙ В ИНТЕРЬЕРАХ ЮЖНОЙ АНФИЛАДЫ СТРОГАНОВСКОГО ДВОРЦА И ИХ АНАЛОГИ В ДРУГИХ ОСОБНЯКАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОНЦА XVIII – СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКОВ
ENGRAVED PARQUET FLOORS IN THE INTERIORS OF THE SOUTHERN SUITE OF THE STROGANOV PALACE AND THEIR ANALOGUES IN OTHER MANSIONS OF ST. PETERSBURG IN THE LATE 18TH – 19TH CENTURIES
Tatiana Nesvetailo
Senior Research Fellow, State Russian museum, Russia, St. Petersburg
Аннотация. В статье рассматривается художественный паркет в интерьерах южной анфилады Строгановского дворца, где использовалась гравировка. Это два интерьера, созданные в конце XVIII – начале XIX века: Большой кабинет графини С.В. Строгановой и Греческая гостиная. Паркеты этих помещений сопоставлены с художественной обработкой паркетов в интерьерах Эрмитажа, что позволило сделать вывод о том, что гравировка применялась в определенный период времени, в течение которого ее стилистика менялась, что помогает в определении датировки того или иного интерьера.
Abstract. The article examines the artistic parquet with engraving in the interiors of the southern suite of the Stroganov Palace. These are two interiors created in the late 18th – early 19th centuries: the Grand Study of Countess S.V. Stroganova and the Greek Drawing Room. The parquets in these rooms were compared with the artistic treatment of parquet in the interiors of the Hermitage, which allowed us to conclude that engraving was used in a certain period, during which its style changed, which helps in determining the dating of a particular interior.
Ключевые слова: реставрация памятников архитектуры, дворцы Санкт-Петербурга, история строительства и реставрации Строгановского дворца.
Keywords: restoration of architectural monuments, palaces of St. Petersburg, the Stroganov Palace construction and restoration history.
Гравировка паркета в Санкт-Петербурге начала использоваться в конце XVIII века и среди первых интерьеров, в которых она появилась, были залы Строгановского дворца, создание которых связано с именем А.Н. Воронихина. Логично предположить, что архитектор Строгановых, получивший образование за границей, мог привезти эту идею из-за рубежа.
Согласно словарю В.И. Плужникова [2, с. 49] «графьё или цировка – это художественная обработка паркета тонкими желобками или бороздками, которые заполнялись черным варом либо вставками из «черного дерева» [3, с. 49]. Из-за своей трудоемкости и дороговизны техника гравировки по поверхности паркетных плашек использовалась не слишком часто и в особо значимых помещениях. В помещениях Эрмитажа есть образцы паркета, где техника «графьё» использована для создания вензелей и узоров на паркете с заполнением желобов цветной древесной пылью, расплавленным металлом, перламутром, янтарем и другими материалами.
В Строгановском дворце паркеты с гравировкой были выполнены в таких интерьерах южного корпуса, как Большой кабинет графини С.В. Строгановой и в двух фрагментах паркетов Греческой гостиной [3, с. 3]. Оба интерьера первоначально были оформлены А.Н. Воронихиным около 1796 года. Фрагменты с гравировкой есть и в Парадной столовой, автором которой является тот же архитектор.
Рисунок 1. Е.И. Есаков. Большой кабинет графини С. В. Строгановой. Акварель. 1810-е. Государственный Русский музей
Рисунок уникального паркета Большого кабинета удалось воспроизвести на основе акварели Е. Есакова (?), подаренной Русскому музею. Воссоздание паркета потребовало длительной и очень трудоемкой работы. Процесс воссоздания гравировки паркета в этом интерьере длился несколько недель. В реставрационном отчете зафиксированы все этапы работы: нанесение тончайшего рисунка на элементы паркетного узора, вырезание желобков на необходимую глубину, заполнение углублений специальной пастой и удаление её излишков.
Рисунок 2. Процесс вырезания желобков на паркете в Большой гостиной С.В. Строгановой
Рисунок 3. Заполнение углублений специальной пастой
Рисунок 4. Фрагмент паркета после затирки углублений пастой
Рисунок 5. Фрагмент паркета Большой гостиной С.В. Строгановой после завершения гравировки
Если при гравировке паркета Большой гостиной были использованы три вида рисунка: в треугольном поле, в квадратном поле и полосы узора по периметру квадрата, то во фрагменте паркета Воронихина Греческой гостиной использован один и тот же рисунок во всех круглых вставках.
Рисунок 6. Фрагмент паркета А. Н. Воронихина в Греческой гостиной Строгановского дворца
К.И. Росси вносит значительно большее разнообразие в рисунки гравировки паркета. В его фрагменте паркетного пола Греческой гостиной встречаем несколько вариантов рисунков гравировки, что соответствует и более разработанному рисунку паркета в целом. Здесь уже не только прямолинейная геометрия, но и овалы, круги и фигуры с вогнутыми сторонами, которые обрамлены гравированными узорами по периметру овальной и прямоугольной форм.
Рисунок 7. Фрагмент паркета К.И. Росси в Греческой гостиной
Рисунок 8. Фрагменты паркета К.И. Росси в Греческой гостиной
Рисунок 9. Паркетный пол в Малахитовом зале Эрмитажа
Все рассмотренные паркеты помещений южного флигеля являются образцами паркета русского классицизма. Паркеты, разработанные архитектором В.П. Стасовым, который восстанавливал интерьеры Зимнего дворца после пожара 1837 года, были близки по композиционным приемам к паркетам Росси. Большинство паркетов Стасов проектировал самостоятельно, стремясь согласовать их орнамент и композицию с общим декором дворца. Паркеты Зимнего дворца, как и все убранство, архитектор воссоздал в торжественно-монументальном стиле русской классики 30-х годов XIX века. Как и Росси, он использовал обильную гравировку.
«В 40-х и в 50-х годах XIX века в архитектуре и декоративном искусстве создавались модифицированные формы, в которых либо совмещались отдельные элементы пройденных стилистических этапов, либо возрождались отдельные стили, в которые привносились характерные черты своего времени, изменявшие сущность того или иного стиля» [4, с. 45]. Рисунок паркетов также отражает смену стилистики на более игривую, соответственно гравировка паркетов становится богаче и разнообразнее. Например, в паркете Малахитового зала Эрмитажа, который соединял приемные залы с личными покоями царской семьи, обильно используется гравировка, в том числе вензелей в восьми секторах, что делает его более легким и нарядным. В более позднее время гравировка все больше уступает место инкрустации перламутром, янтарем и другими материалами, появляется недорогой фабричный паркет.
Рассмотрение вариантов использования гравировки в паркетных полах позволило выявить, что «графье» начинает активно применяться одновременно с формированием русского классицизма в конце XVIII века, а во второй половине XIX века сходит на нет. Связь этого явления с классицизмом подкрепляется и тем, что рисунки гравировки имеют, как правило, классицистический характер: розетки, листья аканта, порезки. Таким образом, гравировка паркета может быть надежным индикатором стиля и помощником при датировке интерьеров