Статья:

СОВРЕМЕННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ САДОВЫХ СКУЛЬПТУР ВО ДВОРЕ СТРОГАНОВСКОГО ДВОРЦА. НЕПТУН

Конференция: LII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Выходные данные
Несветайло Т.Н. СОВРЕМЕННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ САДОВЫХ СКУЛЬПТУР ВО ДВОРЕ СТРОГАНОВСКОГО ДВОРЦА. НЕПТУН // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(52). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 9-14.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВРЕМЕННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ САДОВЫХ СКУЛЬПТУР ВО ДВОРЕ СТРОГАНОВСКОГО ДВОРЦА. НЕПТУН

Несветайло Татьяна Николаевна
старший научный сотрудник, Государственный Русский музей, РФ, Санкт-Петербург

 

THE CURRENT LOCATION OF GARDEN SCULPTURES IN THE COURTYARD OF THE STROGANOV PALACE. NEPTUNE

 

Tatiana Nesvetailo

Senior Research Fellow, State Russian museum, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье рассматривается современное расположение садовой скульптуры во дворе Строгановского дворца, а также история бытования скульптуры Нептун.

Abstract. The article examines the current location of garden sculptures in the courtyard of the Stroganov Palace, as well as the history of the existence of sculptural statues of Neptune.

 

Ключевые слова: реставрация памятников архитектуры; дворцы Санкт-Петербурга; парковая скульптура.

Keywords: restoration of architectural monuments; palaces of St. Petersburg; garden sculptures.

 

Описывая достопримечательности Строгановской дачи, М. И. Пыляев перечислял в числе прочих скульптур статую Нептуна с трезубцем, стоящую на пруду [5, с. 213]. Она является одной из самых ранних скульптур, находящихся до 1908 года в саду Строгановской дачи на Черной речке, а ныне во внутреннем дворе Строгановского дворца. По мнению Е.В. Карповой, эта скульптура была выполнена итальянским мастером конца XVII века [1, с. 43].

Парковая скульптура в садах и парках Санкт-Петербурга и Москвы появляется в первой четверти XVIII века, вслед за первой скульптурной коллекцией Петра I. Садовая пластика привозилась из-за рубежа или создавалась в России иностранными мастерами [6, c. 91]. После смерти первого русского коллекционера интерес к этому виду искусства сменяется почти полным забвением: «Во второй четверти XVIII века из-за сложностей в торговых операциях снижается ввоз круглой скульптуры из-за границы. Возникали ситуации, когда привезенная скульптура не была приобретена заказчиком. Так, в 1751 году для Канцелярии от строений голландские купцы привезли партию скульптуры, но Канцелярия отказалась ее купить, и купцы вынуждены были предлагать ее всем желающим» [6, c. 90]. Тем не менее, новое явление русской художественной культуры постепенно распространяется в усадьбах и резиденциях Санкт-Петербурга и Москвы и в середине – второй половине XVIII века становится неотъемлемой частью садово-паркового ансамбля, выполняя важную функцию в формировании смыслового и декоративного наполнения ландшафта. Первым владельцем местности, которую в 1743 году приобрел барон С.Г. Строганов, был дипломат петровского времени  Савва Лукич Владиславич-Рагузинский (1669-1738). Затем загородный дом с подсобными строениями и садом перешёл по наследству к его племяннику, графу М. И. Владиславичу, который и продал эту территорию барону.

После приобретения дачного участка С.Г. Строгановым А. Ринальди построил для него в 1754 году павильон, простоявший по меньшей мере до 1790 года, когда были сделаны его изображения Жаном Бальтазаром Траверсом. С.О. Кузнецов предполагает, что этот же архитектор осуществил также первые работы по созданию сада, в том числе по устройству пруда, в центре которого была установлена мраморная статуя Нептуна, стоящего на морских конях гиппокампах. Смысловой сценарий Строгановского сада исследователь связывает с сюжетом произведения Гомера «Одиссея»: пруд, расположенный напротив дачи, символизировал море — царство Нептуна. На острове в пруду — в «море» — обитала нимфа Калипсо, державшая у себя в плену Одиссея. Сооружения в саду — Мусульманский павильон, Обелиск, Египетские ворота — намекали на скитания по миру главного героя после кораблекрушения, устроенного Нептуном [1, с. 62]. Самым ранним изображением Нептуна в саду является акварель А.Н. Воронихина 1794 года, где скульптурная композиция показана полностью, с конями-гиппокампами, на фоне острова с гротом. Бог морей изображен и на рисунке художника семьи Строгановых Е. И. Есакова 1812 года, но менее детально. На фотографии второй половины XIX века Нептун уже виден без коней.

    

Рисунок 1. А. Н. Воронихин. Статуя Нептуна и остров с гротом на Черной речке. 1794. ГРМ;

 

Рисунок 2. Е.И. Есаков. Вид на круглый пруд со статуей Нептуна и Каменный мост в Строгановском саду. 1812. ГРМ;

 

Рисунок 3. Неизв. авт. Фото 1870-1880 гг.

 

Статуя Нептуна представляет собой мужскую фигуру в рост высотой 215 см с упором на правую ногу и некоторым наклоном влево. Левая рука придерживает драпировку, правая, которая когда-то держала трезубец, отсутствует. Как сообщает С.О. Кузнецов, отломанная рука была передана в 1920-е годы в Эрмитаж [2, с. 61]. Последняя реставрация скульптуры была в 1977 году, без воссоздания руки и трезубца. «Ассоциативно она отсылает нас к фонтану «Нептун» верхнего парка в Петергофе. Его первая скульптурная группа, не сохранившаяся до настоящего времени, была исполнена в 1737 году Бартоломео Растрелли. Он же был автором небольшой бронзовой статуэтки 1723 года, находившейся в Строгановском дворце, а теперь хранящейся в Русском музее» [2, с. 61].

  

Рисунок 4. Статуя Нептуна во дворе Строгановского дворца. Е.В. Плюхин. Фото 1986-1988;

 

Рисунок 5. К.Б. Растрелли. Проект статуи Нептуна для Петергофа. 1723.  ГРМ

 

Вероятно, прообразом строгановского Нептуна была скульптура XVII века «Нептун и Тритон», созданная итальянским архитектором и скульптором Джованни Лоренцо Бернини из мрамора в 1620-1624 гг. (Музей Виктории и Альберта, Лондон). Поза, в которой находится мифологический персонаж, намного ближе к ней, чем к проектной скульптуре Растрелли. Жест правой руки, идентичный в обеих скульптурах, и взгляд вниз отражают тот момент, согласно «Энеиде» Вергилия, когда Нептун трезубцем сбивает корабли Энея.

     

Рисунок 6. Скульптуры Нептуна и Флоры во внутреннем дворе Строгановского дворца. Е.К. Монтлевич. Фото 1978-1979 гг.

 

Рисунок 7. Фото 60-70 гг. XIX века. Фрагмент

 

Рисунок 8. Д.Л. Бернини. Нептун и Тритон. 1620-1624. Музей Виктории и Альберта, Лондон

 

Относительно времени появления скульптуры Нептуна в саду Строгановской дачи, представляется более вероятным предположение, связанное с деятельностью первого ее владельца [1, с. 43]. Граф С. Л. Рагузинский находился с 1716 по 1722 годы в Италии (Риме и Венеции), выполняя различные поручения Петра I, среди которых была закупка мраморных статуй в связи с расширением дворцового строительства в Петербурге. Именно он заказывал скульптуры для Летнего сада и приглашал итальянских специалистов в Россию. Возможно, скульптура Нептуна была в числе заказанных Петром I для верхнего парка в Петергофе, но оказалась не соответствующей представлению русского царя о символе героического утверждения России на море. Поэтому Петр I поручил работу над новой статуей для фонтана в Петергофе К. Б. Растрелли.

Отвергнутую скульптуру С. Л. Рагузинский, возможно, разместил в своем саду, а Строгановы приобрели ее вместе с участком и сделали впоследствии центральным персонажем своего садового сценария, тем более, что тема приключений античного героя была отражена и в иконографии Большого зала Строгановского дворца. Это предположение согласуется с итальянским происхождением и временем создания скульптуры, предложенной Е.В. Карповой. Поэтому вполне вероятно, что скульптура Нептуна находилась в саду с начала 1720-х гг.

 

Список литературы:
1. Кузнецов С.О. Строгановский сад. О почти исчезнувшем памятнике.  СПб.: Коло, 2012.
2. Кузнецов С. О. Строгановская дача: "Одиссея" на Черной речке. (Планы создания А. С. Строгановым сада, "в котором ожили бы страницы "Одиссеи" Гомера") // Наше наследие, № 61, 2002.
3. Лещиловская И.И. Сербы в России. Институт славяноведения РАН «Славянские народы Юго-Восточной Европы и Россия в XVIII в.». – М.: Наука, 2003.
4. Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда. Составители: Е.В. Плюхин, А.Г. Раскин . Л., Искусство, ЛО, 1991.
5. Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб., 2002.
6. Яхненко Е.В. Некоторые аспекты восприятия парковой скульптуры XVIII века // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства 03/ 2019.- СПб., 2019.