Особенности толерантности у учащихся с умственной отсталостью и модель формирования
Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Педагогика
XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Особенности толерантности у учащихся с умственной отсталостью и модель формирования
Аннотация. Целью данной статьи является описание экспериментальной работы по исследованию коммуникативной толерантности у учащихся с умственной отсталостью. Предложена педагогическая модель формирования коммуникативной толерантности у подростков с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова: толерантность; коммуникативная толерантность; педагогическая модель формирования коммуникативной толерантности; умственно отсталые подростки.
В современных условиях современного поликультурного общества формирование коммуникативной толерантности актуальной задачей.
Понятие «коммуникативная толерантность», предложенное В.Бойко «… характеристика отношений личности к людям, показывают степень переносимости ее неприемлемых и неприятных психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию отрицательная установка данного типа проявляется как завуалированное или жестокое отношение к окружающим», является центральной идей «отношение индивида к людям».
С целью изучения особенностей толерантности у умственно отсталых подростков нами в 2019 году нами было проведено исследование. Диагностика была составлена комплексно: использовались тесты на уровень сформированности толерантности Г.У.Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е.Хухлаева, Л.А.Шайгерова, М.Шнайдера «Индекс толерантности», «Диагностика коммуникативного контроля», А.Басса, А.Дарки «Уровень агрессивности».
Результаты анкетирования показали, что уровень толерантности у подростков с умственной отсталостью невелик: 0% - высокий уровень, 55% - средний уровень, 45% - низкий уровень.
Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость ее формирования. Педагогическая модель формирования коммуникативной толерантности, предложенная нами, была создана на основе структуры толерантности, которая состоит из следующих компонентов:
- познавательный (когнитивный),
- эмоционально-оценочный,
- практический (поведенческий),
- деятельностный.
Перечисленные выше компоненты толерантности в своих исследованиях выделяли многие авторы: В.Бойко, О.Б. Скрябина, С.Н. Толстикова, Е.А. Калач и другие.
В работе использовался дифференцированный подход к учащимся в овладении и использовании новых знаний, а также учитывались благоприятные условия образовательной среды для формирования толерантности.
Формирование толерантности у умственно отсталых учащихся наиболее благоприятно в условиях инклюзивного образования. При этом обычные дети учатся толерантности и ответственности, обучаясь в одном классе с детьми, имеющими ограниченные возможности.
В формирующем эксперименте участвовало 10 подростков с умственной отсталостью (по заключению ПМПК – F. 70.0), которые вошли в экспериментальную группу.
Формирующий эксперимент был разделен на этапы: познавательный, эмоционально-оценочный, практический.
На познавательном этапе учащиеся получили знания и представления о толерантности.
На втором этапе - эмоционально-оценочном у учащихся с умственной отсталостью формировались способность к толерантным взаимоотношения к детям с ОВЗ и инвалидам, эмоциональному контролю, способности к рефлексии, эмпатии.
На третьем этапе – практическом – активизировался интерес к проблемам детей с ОВЗ и инвалидам, которая выразилась в продуктивных видах деятельности.
По результатам контрольной диагностики, которая проводилась по тем же методикам, что и на констатирующем этапе, в ЭГ наблюдалась положительная динамика в проявлении толерантности по отношению к детям с ОВЗ и инвалидам, толерантность повысилась: улучшились показатели по всем видам толерантности: этнической, социальной, личностной.
Показатели этнической толерантности, которые показывают отношение к людям различного национальностей повысились: до эксперимента – высокий уровень -0%, средний – 45%, низкий - 55%; после эксперимента: высокий- на 20% (20%), средний -на 15%(70%); низкий-понизился на 35% (10%).
Показатели социальной толерантности, которая определяет отношение к различным социальным группам: психически больным, нищим, преступникам после эксперимента в экспериментальной группе: высокий уровень – повысился с 0% до 20% (на 20%), средний – с 45% до 70% (на 25%), низкий – с 55% понизился до 10% (на 45%).
Показатели личностной толерантности, которые характеризуют индивида по отношению к окружающему повысились: высокий уровень на 20% (0%), средний – на 15% (70%), низкий понизился на 35%(10%).
В контрольной группе по результатам диагностики «Индекс толерантности» на начало эксперимента соответствовал следующим показателям: высокий уровень – 0%, средний – 60%, низкий – 40%, после Эксперимента: высокий уровень -0%, средний -70%, низкий – 30%.
Показатели по всем параметрам также повысились, но незначительно на 10%, т.е. этническая толерантность, социальная, личностная, что говорит о опосредованном влиянии педагогической среды в школе-интернате.
Вывод
В результате апробации программы по формированию толерантного поведения, составленной нами, мы видим, что в экспериментальной группе наметилась положительная динамика в проявлении толерантного отношения у учащихся с интеллектуальными нарушениями к сверстникам – инвалидам.
Дети стали уметь сдерживать свои негативные эмоции. Понимать, что такие проявления раскрывают личность как «примитивную».
Дети стали понимать проблемы людей с ограниченными возможностями, необходимость помощи, в которой они нуждаются.
В классе конфликтные ситуации стали реже, дети научились их регулировать мирным путем, т.к. контроль в отношении эмоционального состояния повысился, что говорит о формировании толерантности на уровне самосознания личности.
Все эти показатели говорят об эффективности данной программы, необходимым условием апробации ее в условиях инклюзивного образования.
В основном же отношение к детям с ОВЗ в классе изменилось, подростки прониклись к ним сочувствием и уважением, уровень коммуникативной толерантности возрос, а значит личность подростков с интеллектуальными нарушениями качественно претерпела изменения с положительной тенденцией благодаря специально созданным условиям. Климат в классе в психологическом аспекте улучшился, а значит и все участники образовательного процесса стали иметь возможность полноценного существования в классе.