Опыт проведения мероприятий военно-патриотического воспитания суворовцев во внеурочной деятельности
Конференция: XXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Опыт проведения мероприятий военно-патриотического воспитания суворовцев во внеурочной деятельности
Аннотация. В статье предпринята попытка проанализировать практический опыт проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию воспитанников Санкт-Петербургского суворовского военного училища.
Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание; формы и методы работы; воспитанники; планирование; система работы.
Военно-патриотическое воспитание суворовцев является важной составной частью формирования личности будущего офицера, гражданина и патриота своей Родины.
Информация, которая доступна сейчас любым возрастным категориям из самых разнообразных источников (интернет, телевизионные и кабельные каналы, газеты и т.п.) большей частью не подвергается анализу на соответствие исторической достоверности и зачастую может носить прозападный характер, занижающий роль и значение нашего государства и его Вооруженных Сил в решении вопросов военно-политического характера как советского, так и современного периода. В связи с этим, в вопросах воспитания подрастающего поколения важнейшим вопросом является поиск форм и методов военно-патриотического воспитания и доведение информации, основанной на исторических фактах, не подлежащих двоякому толкованию, основанных на реальных событиях и судьбах людей, непосредственных участников исторических событий, локальных войн, вооруженных конфликтов.
Потенциальными возможностями в плане решения указанной задачи выступает изучение совместно с суворовцами, в постоянном диалоге и обсуждении знаменательных событий Великой Отечественной войны, а также подвига воинов в период Афганской, Чеченской войны, российских офицеров и солдат в ходе войны на территории Сирийской Арабской Республики.
Обобщая и анализируя практический опыт, можно выделить следующие формы и методы работы с воспитанниками суворовского военного училища по военно-патриотическому воспитанию и актуализации их знаний о памятных исторических событиях:
Памяти блокады Ленинграда
- почетная вахта памяти у мемориальной доски на Невском проспекте, возложение цветов, в процессе которой суворовцы почтили память жертв блокады Ленинграда минутой молчания. Особое эмоциональное впечатление на воспитанников производят выступления живых свидетелей этих ужасных дней – ветеранов, жителей блокадного Ленинграда.
- посещение музея «Юные участники обороны Ленинграда» школы №210 Центрального района Санкт-Петербурга, который располагается в помещении бывшей квартиры первого директора школы, учителя химии С.Я. Басова, который во время блокады, вместе с учениками, возводил оборонительные сооружения и погиб в 1942 году на месте проведения таких работ.
В музее суворовцы имели возможность увидеть своими глазами документальные свидетельства времен блокады – личные вещи учащихся школы, элементы быта, оборудование классов того времени, макеты станков, на которых мальчишки и девчонки работали на оборонных заводах во время войны, образцы продовольствия, которые доставлялись в осажденный город по Дороге жизни – с элементами пуль и осколков, что оставило неизгладимые впечатления в сознании воспитанников о событиях того времени.
Мероприятия, посвященные празднованию Победы в Великой Отечественной войне
При подготовке к празднованию Победы в Великой Отечественной войне в училище реализуется система проектов и программ. Одна из них программа исследовательских работ «Маршрутами победы». При подготовке к экскурсии по посещению выставочного комплекса «Сестрорецкий рубеж» суворовцы изучали историю боевых действий, которые проходили на территории расположения мемориала.
Важное значение при организации работы подобного рода имеет привлечение к мероприятию родителей суворовцев. В ходе подготовки сценария мероприятия важно продумать вопрос информационного сопровождения событий. В нашем случае использовались знания и опыт суворовцев, занимающихся в секциях дополнительного образования (фото и телестудии).
Само посещение воинских мемориалов и братских захоронений эффективнее проводить в форме беседы, в ходе которой идет диалог с воспитанниками, обмен знаниями по истории Великой Отечественной войны. Так, при посещении памятника солдатам, суворовцы поделились знаниями по истории формы одежды военных лет, продемонстрировали знания видов наград за участие в сражениях и порядок награждения ими воинов. При этом следует отметить, что такие мероприятия зачастую дают возможность для воспитателя открыть для себя некоторые, ранее нигде не проявляемые знания суворовцев. Посещение мемориала также позволяет отработать с воспитанниками ритуал воинских почестей - возложение цветов к захоронению.
Особый интерес у подрастающего поколения будущих офицеров вызывают документальные свидетельства, рассказывающие о непосредственных участниках сражений. Современным подросткам была предоставлена возможность «прикоснуться» к истории своими руками: к найденным непосредственно на месте боевых действий образцам экипировки, оружию, солдатским медальонам, наградным документам, в которых приводятся архивные данные с описанием подвигов военнослужащих. Это касается как Великой Отечественной войны, так и истории современной Российской Армии, экспонатов, переданных в дар музеям участниками Афганской, первой и второй Чеченской войны, а также служивших на территории Сирийской Арабской Республики.
Представляют повышенный интерес для воспитанников встречи-беседы с действующими сотрудниками специальных подразделений, которые делятся своим опытом участия в боевых действиях в составе подразделений на территории Сирийской Арабской Республики, представляя силу личного примера, опыт действий в бою офицера по исполнению приказов, как командира, так и обязанностей солдат.
По итогам впечатлений суворовцев, их фото и видео материалов, воспитанниками был смонтирован видеоролик «Сестрорецкий рубеж» как результат приобретенных знаний и отношения к состоявшемуся событию в рамках военно-патриотической программы «Маршрутами победы».
Одним из эффективных приемов определения уровня готовности воспитанников к диалогу выступает написание сочинения на заданную тему "Великая Отечественная война - что это значит для меня? Я помню? Я горжусь?" Анализ проведенной формы работы показал, что основная часть воспитанников «пропускают» этот праздник через судьбу своей семьи, раскрывают историю на конкретных фактах биографии своих родных, близких, приводят пример участия в народном шествии «Бессмертный полк».
Афганская война 1979-1989 гг.
В феврале 2019 г. вся страна отмечала 30-летие вывода войск из Афганистана. Вместе с тем, опрос суворовцев по уровню информированности их об этих событиях выявил, что их знания о тех событиях отрывочны, не системны, не точны и в большинстве не осознаваемы. Это позволило наметить ряд мероприятий, направленных на ликвидацию пробелов в этой области и формированию знаний воспитанников об изучаемых событиях. В первую очередь важно было сосредоточиться на раскрытии этих событий с точки зрения военных, не углубляясь в полемику о политических факторах. Создать у суворовцев представление о том, чем значима была эта война для решения стратегических задач ведения боя в условиях пустынь, скал и использования вертолетной техники. В течение определенного времени суворовцы знакомились с историей этой войны: смотрели документальные фильмы, слушали рассказы начальника курса и офицеров, которые были свидетелями развития этих исторических событий.
Совместно с суворовцами была проделана большая работа по подготовке курсового завершающего мероприятия по этой теме: работа в библиотеке с книгами и различными источниками информации, изучение истории училища, в части судьбы его выпускников, принимавших участие в Афганской войне, общение с ветеранами боевых действий, работа суворовцев в теле- и фотостудии по монтажу фото и видеоматериала.
Несмотря на разную оценку в настоящее время характера этой войны, и ее последствий, целью данных мероприятий являлась необходимость формирования у воспитанников чувства уважения и гордости за отвагу и мужество наших солдат и офицеров, достойно выполнивших на Афганской войне свой воинский долг.
Таким образом, системная воспитательная работа по военно-патриотическому воспитанию подтверждает значимость организации мероприятий разнообразных форм с активным участием воспитанников, предоставлении возможности суворовцам анализировать информацию и давать собственную оценку, высказывать свою точку зрения, слышать мнения своих сверстников и достойными делами проявлять уважение к памяти своего народа и истории воинского служения.