Статья:

Учебный бизнес-проект как инструмент формирования общих компетенций у студентов вторых курсов

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Колодешникова Н.В. Учебный бизнес-проект как инструмент формирования общих компетенций у студентов вторых курсов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 74-78.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Учебный бизнес-проект как инструмент формирования общих компетенций у студентов вторых курсов

Колодешникова Наталья Владимировна
кандидат географических наук, преподаватель, Анжеро-Судженский политехнический колледж, РФ, г. Анжеро-Судженск

 

Educational business-project as an instrument of formation General competences of the students of the second course

 

Natalia Kolodeshnikovа

Сandidate of Geographical Sciences, lecturer, Anzhero-Sudzhensk Polytechnic College, Russia, Anzhero-Sudzhensk

 

Аннотация. В статье рассматривается возможность формирования общих компетенций у студентов при помощи разработки учебного бизнес-проекта. Студентам второго курса непрофильных специальностей среднего профессионального образования в рамках изучения дисциплины «Предпринимательство и малый бизнес» предлагается реализация проектной деятельности в виде создания учебного бизнес-плана. В ходе выполнения работы у студентов формируются общие компетенции, а именно ОК2, ОК4, ОК5, ОК6, и ОК7.

Abstract. The article discusses the possibility of formation of General competences in students by creating an educational business project. Students in the second course of non-core specialties of secondary vocational education in the framework of the discipline "Entrepreneurship and small business" proposed for implementation of project activities in the form of a training business plan. In the course of performing the work the students obtain General competence, namely GС2, GС4, GС5, GС6, and GС7.

 

Ключевые слова: учебный бизнес-проект; бизнес-план; общие компетенции.

Keywords: educational business project; business plan; General competencies.

 

Говоря общими словами, план – это образец или модель чего-либо, руководство к действию по достижению определенной цели. Бизнес-планирование – это процесс превращения предпринимательской идеи в упорядоченный, обоснованный план действий.

В целом, умение планировать является одним уз главных практических навыков современного человека. Для молодых людей, студентов и выпускников, названное умение является ключевым в процессе обучения, в процессе дальнейшего трудоустройства и выстраивания успешной профессиональной карьеры.

На втором году обучения студенты специальностей среднего профессионального образования 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования, 18.02.09 Переработка нефти и газа, 19.02.01 Биохимическое производство, 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов изучают общепрофессиональную дисциплину «Предпринимательство и малый бизнес».

При изучении дисциплины учебным планом предусмотрен определенный объем часов на разработку индивидуального проекта. В данном случае был запланирован бизнес-проект, а именно учебный бизнес-план.

Отталкиваясь от того, что бизнес-план – это инструмент самообучения, а бизнес-планирование – творческий процесс [2], создание учебного бизнес-плана преследовало следующие цели: 1) закрепление пройденного на теоретических занятиях материала; 2) практическое применение изученного материала; 3) проявление творческих способностей.

В результате разработки бизнес-плана учащимися осуществлялось практическое закрепление следующих пройденных тем:

1. Организационно-правовые формы предпринимательства

2. Образование юридического лица

3. Затраты и себестоимость

4. Цена и ценовая накрутка

5. Доход

6. Прибыл, чистая прибыть и рентабельность

7. Виды налогов, налоговые ставки специальные налоговые режимы

8. Кредитование малого бизнеса

9. Маркетинг в предпринимательской деятельности

Выполнение бизнес-плана происходило в часы самостоятельной работы студентов. Проверка выполнения проекта происходила в часы консультаций. Защита бизнес-планов состоялась на последнем итоговом занятии. Готовый бизнес-план необходимо было представить в виде мультимедийной презентации.

Структура учебного бизнес-плана содержала следующие составные части:

Часть 1. Описание предприятия

1.1. Огранизационно-правовая форма

1.2. Фирменное наименование

1.3. Юридический адрес

1.4. Собственники предприятия, их вклад в бизнес (%)

Часть 2. Описание производства

2.1. Основной вид деятельности

2.2. Первоначальный (стартовый) капитал

2.3. Стоимость имущества

2.4. Величина долговых обязательств

2.5. Количество работников, из должности и заработная плата

Часть 3. Маркетинговый план

3.1. Наименование продукции или услуги (ассортимент)

3.2. Назначение и технические характеристики продукции или услуги

3.3. Характеристика новизны

3.4. Обеспечение сбыта продукции (пути реализации)

Часть 4. Реклама

Часть 5. Анализ рынка

5.1. Информация о потенциальных потребителях

5.2. Конкуренты (их наличие, название, цены)

Часть 6. Производственно-экономический план (на год)

6.1. Доход

6.2. Расходы

6.3. Прибыль

6.4. Чистая прибыль

Часть 7. Рентабельность

7.1. Коэффициент прибыльности

7.2. Рентабельность проекта

7.3. Рентабельность инвестиций

7.4. Срок окупаемости проекта

Студентам было предложено для составления учебного бизнес-плана объединиться в микрогруппы численностью не более 6 человек.

В ходе выполнения бизнес-плана студенты приобрели практические навыки расчета затрат, себестоимости, дохода, прибыли и рентабельности, определения цены и ценовой политики, установления скидок, разработки рекламы, научились определять размер социальных отчислений и налоговых вычетов, выявлять потенциальных потребителей и конкурентов, ориентироваться в потребительском спросе конкретного региона.

В результате проделанной работы студентами были представлены к защите презентации следующих бизнес-идей: кафе «Ништячок», передвижное кафе «Мобилко», кофейня «Чашка кофе», детское кафе «Детский каприз», кафе «Кофикс», кафе «Сластена», пункт продажи пончиков «Пончик и пончик», ресторан «Аполлон», агентство по организации праздников «Веселье», свадебный салон «Каприз», цветочный магазин «Флора», автосервис «Автоком», интернет магазин «Gamer», автомобильный салон «СибАвтоТранс», боксерский центр «Спарта», завод по производству шлакоблочных кирпичей «Анжерский кирпичный завод».

В результате работы над проектом у студентов сформировались следующие общие компетенции:

ОК2 – организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК4 – осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения  профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК5 – использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК6 – работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК7 – брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

 

Список литературы:
1. Горемыкин В.А. Энциклопедия бизнес-планов: Методика разработки . 75 реальных образцов бизнес-планов. – Москва: Ось-89, 2005. – 1120 с.
2. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Грамотенко Т.А., Олейникова Ю.А. Бизнес-план. Учебно-практическое пособие. – Москва: Приор, 2000. – 96 с.
3. Методическое пособие по проектированию бизнес-плана. – Кемерово, Изд-во Муниципального некоммерческого фонда поддержки малого предпринимательства, 2011. – 25 с.