Статья:

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Конференция: LVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Королькова И.Е., Шаповалова О.М. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LVI междунар. науч.-практ. конф. — № 11(56). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 12-16.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Королькова Илона Евгеньевна
учитель-логопед, МБДОУ детский сад №15, РФ, г. Белгород
Шаповалова Ольга Михайловна
учитель-логопед, МБДОУ детский сад №15, РФ, г. Белгород

 

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE-SPEECH ACTIVITY IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

 

Ilona Korolkova

Teacher-speech therapist, MBDOU kindergarten №15, Russia, Belgorod

Olga Shapovalova

Teacher-speech therapist, MBDOU kindergarten №15, Russia, Belgorod

 

Аннотация. В данной статье сделана попытка уточнить сущность понятия «коммуникативно-речевая деятельность», раскрыть факторы и условия развития коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Abstract. Аn attempt is made to clarify the essence of the concept of "communicative-speech activity", to reveal the factors and conditions for the development of communicative

 

Ключевые слова: коммуникативная деятельность; речевая деятельность; общение; коммуникативно-речевая деятельность; общее недоразвитие речи.

Keywords: communicative activity; peech activity; communication; communicative-speech activity;  general speech underdevelopment.

 

В наши дни коммуникация играет большую роль в жизни человека, особенно в жизни ребенка. Коммуникативная деятельность – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности. Через коммуникацию человек приобретает все высшие познавательные способности и качества. С ее помощью люди обмениваются информацией и передают ее из поколения в поколение. При нарушениях речи у детей отмечаются трудности в развитии и удовлетворении коммуникативных потребностей. Установление речевой коммуникации – одно из главных условий полноценного развития ребенка. Задача коммуникативного развития ставится и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где отмечается, что в период дошкольного детства необходимо создать условия для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, т.е. коммуникативно-речевой деятельности [6].

В настоящее время нет единого определения термина «коммуникативно-речевая деятельность», авторы интерпретируют его по-разному. Под коммуникативно-речевой деятельностью подразумевают навыки и умения общения с людьми. Рассматривая понятие «коммуникативно-речевая деятельность», обычно в языкознании используют такие категории как «общение», «коммуникация», «коммуникативная деятельность»,  «речевая деятельность», которые часто взаимозаменяемы, а иногда употребляются как синонимы.

На определенном этапе коммуникации возникает речь как средство общения. Процесс использования речи для общения называется речевой деятельностью. Речевая деятельность рассматривается А.А. Леонтьевым как частный случай коммуникативной деятельности. По мнению автора, речевое общение является не только наиболее сложной и наиболее совершенной формой общения, но и формой наиболее специализированной [4].

Речевая деятельность представляет собой совокупность речевых действий и операций между говорящим (создающим речь) и слушающим (ее воспринимающим), которая вызывается определенными потребностями, ставит перед собой определенную цель и совершается в определенных условиях. Основной функцией речевой деятельности является её коммуникативная функция – речь предназначена быть средством общения. Коммуникативная функция речи – это использование речи для сообщения другим какой-либо информации (знания, мысли, эмоции, желания) или побуждения их к действиям (просьба, вопрос, предложение и др.).

На основании вышеизложенного можно сказать, что коммуникативно-речевая деятельность – это сложный процесс восприятия и передачи информации в различных ситуациях общения путем активного взаимодействия людей друг с другом при помощи мотивированных речевых действий, обусловленных правилами и нормами речи, принятыми в обществе.

Для возникновения и реализации коммуникативно-речевой деятельности необходимо наличие обязательных факторов и условий:

- присутствие как минимум двух партнеров  по общению: говорящего и слушающего;

- наличие ситуации общения, стимулирующей порождение мотивов деятельности партнеров;

- наличие информации для передачи, являющейся центральным связующим звеном процесса общения и объединяющей людей, которые участвуют в общении;

- использование речевых средств передачи информации, доступных коммуникантам;

- наличие обратной связи, обмен коммуникативными действиями (общение не будет реализовано, если человек не отвечает на направленное на него действие);

- обладание коммуникативными умениями, которые необходимы для осуществления коммуникативно-речевой деятельности.

Проблема формирования коммуникативно-речевой деятельности рассматривается в специальной педагогике, психологии, психолингвистике. На своеобразие коммуникативно-речевой деятельности детей с нарушениями речи указывают Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и др.

Многие авторы, например, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и др. говорят о том, что у развивающегося в норме дошкольника уже к началу школьного обучения должны быть сформированы на достаточном уровне такие коммуникативные способности, как:

- коммуникативные и организаторские способности (умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);

- способность к эмпатии (умение сопереживать, чувствовать другого);

- способность к самоконтролю (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);

- культура вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи, техникой аргументации и введение спора, соблюдение речевой дисциплины, использование невербальных средств).

К сожалению, сегодня наблюдается тенденция к активному увеличению числа детей с нарушениями речи. Одним из наиболее распространенных и в то же время достаточно сложных нарушений речи является общее недоразвитие речи.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [3].

Рассмотрим подробнее особенности развития коммуникативных способностей у дошкольников с третьим уровнем общего недоразвития речи.

Третий уровень речевого недоразвития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. Понимание обращенной речи близко к норме. Однако в речи присутствуют элементы лексико-грамматического и фонетикофонематического недоразвития. Фразы простые.

Сложные предложения с союзами практически не используются.

Несформированность звуковой стороны речи у детей с ОНР третьего уровня выражается в заменах, пропусках, искаженном произношении, нестойком употреблении звуков в речи [1].

Дошкольники с ОНР третьего уровня испытывают затруднения в различении звуков на слух. Связное речевое высказывание дошкольника отличается отсутствием четкости, последовательности, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются причинно-следственные отношения.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток и на формирование ребенка как личности в целом. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления: дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением [5].

Проанализировав и обобщив вышеизложенный материал, можно сказать, что к особенностям коммуникативно-речевой деятельности  старших дошкольников с ОНР третьего уровня относятся:

- наличие речи с элементами недоразвития лексики, грамматики, фразеологии, неточное понимание и употребление обобщенных понятий, малый словарный запас, недостаточная дифференциация звуков на слух;

- такие нарушения, как трудности в формулировании своих мыслей и построении высказывания;

- проблемы развития социокультурного компонента, связанные с недостаточностью представлений об особенностях социального и речевого поведения носителей языка;

- низкая речевая активность, недостаточная критичность к своему дефекту, а также незаинтересованность в контактах и неумение ориентироваться в ситуации общения;

- значительная несформированность дискурсивной способности, а именно неумение выстраивать целостные, логические высказывания и отбирать лингвистические средства в зависимости от ситуации общения.

Таким образом, нарушение коммуникативной функции у детей с ОНР третьего уровня затрагивает все компоненты коммуникативной компетенции и выражается в снижении потребности в общении, недостаточной сформированности коммуникации, особенностях поведения (отсутствие заинтересованности в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Указанные речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание контактов со сверстниками и взрослыми, поэтому проблема изучения особенностей коммуникативно-речевой деятельности у детей с патологией не теряет своей актуальности.

 

Список литературы:

  1. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования : метод, пособие / О. Е. Грибова. – Москва : Айрис-пресс, 2008. – 96 с.
  2. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - Москва, 2014. – 432 с.
  3. Левина Р. Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи /Р . Е. Левина. – Текст : электронный // Вопросы логопедии. – 2012. – С. 207-252.
  4. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М., 2010 – 317 с.
  5. Лисина М. И. Общение ребенка со взрослым как деятельность / М . И. Лисина. – Москва: Просвещение, 2013. – 76 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.