Статья:

ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Конференция: LXXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика труда

Выходные данные
Галицкая А.А. ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ БЕЛАРУСИ И РОССИИ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 12(89). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Галицкая Алина Александровна
магистрант, УО «Барановичский государственный университет», Беларусь, г. Барановичи

 

Аннотация. Настоящая работа посвящена изучению занятости среди молодежи. Цель исследования: анализ направлений и оценка уровня занятости
молодежи Беларуси и России. Задачи исследования: определить характерные особенности направленности среди молодежи; описать понятие и сущность занятости среди молодежи; проанализировать методологические подходы к анализу рынка труда и направлений у молодежи; провести анализ направления занятости молодежи в Республике Беларусь; выявить проблемы по трудоустройству Беларуси среди молодежи; проанализировать реализацию совместных проектов в сфере занятости молодежи Беларуси и России. Объектом исследования являются рынки труда Беларуси и России. Предметом исследования является выявление направления занятости молодежи Беларуси и России. Сущность занятости среди молодежи заключается в том, что она является одним из ключевых факторов социальной интеграции и развития молодых людей. Занятость обеспечивает молодым людям возможность получения дохода, приобретения опыта работы, развития профессиональных навыков и установления социальных связей. В данной статье представлены все актуальные моменты по направлению занятости молодежи Беларуси и России, совместные проекты и возможности.

 

Ключевые слова: экономика, инновации, молодежь, рынок труда, союзное государство, трудоустройство, развитие, предпринимательство, бизнес, конкурентоспособность.

 

Введение

Одной из основных категорий экономической социологии является рынок труда. Это соответствующая рыночной экономике система общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование трудовых ресурсов.

Важность исследования современных тенденций развития занятости среди молодежи обусловлена ключевой ролью этой возрастной группы в формировании рынка труда. Рынок труда молодежи представляет собой специфический сегмент, который отличается не только возрастными характеристиками, но и уникальными аспектами социального развития и становления. Исследование молодежного рынка труда актуально в контексте становления рыночной экономики, поскольку будущее страны, успешность экономических преобразований во многом определяется сохранением и развитием интеллектуальных ресурсов нации. Успешное интегрирование молодежи в систему трудовых отношений является гарантией социально-экономической устойчивости в долгосрочной перспективе. В переходный период эта задача становится особенно значимой.

Особенность трудового рынка молодежи

Актуальность темы исследования связана с особенностью молодежи как социальной группы и ее ролью в будущем общества. Расходование интеллектуального и «человеческого» потенциала молодого поколения невосполнимо, поэтому проблемы занятости молодежи требуют пристального внимания в условиях формирования рынка труда. Адаптация молодежи к изменяющейся социальной ситуации, приспособление к ситуации социальной неопределенности и социальному пространству выбора, а также к возможной безработице и реальной конкуренции - все это требует серьезного внимания и разработки соответствующих регулирующих механизмов.

Кроме того, изучение занятости молодежи позволяет решать не только проблемы на рынке труда, но и социальные проблемы. Адаптация общества к молодежи, изменение ракурса в отношении молодежных проблем — это также важные аспекты, которые можно решить через разработку эффективных стратегий и политик.

Анализ молодежного рынка труда затруднен из-за того, что далеко не все молодые безработные обращаются в центры государственной службы занятости. Одни не хотят прибегать к помощи службы из-за малого пособия по безработице, другие — из-за незнания как своих прав, так и возможностей центров занятости. Часто притязания молодых людей к рабочему месту весьма высоки, но служба занятости может предложить лишь малооплачиваемые или непрестижные рабочие места. По распространенному среди части молодежи мнению, унизителен сам статус безработного. В результате молодые люди предпочитают трудоустраиваться самостоятельно. Поэтому можно предположить, что официальные показатели молодежной безработицы несколько занижены.

Молодёжь как составная часть современного общества исследуется различными социально-гуманитарными науками, в частности в рамках демографии, политологии, философии, педагогики, психологии, социологии и др. Это приводит к тому, что понятие «молодёжь» имеет широкое толкование.

В общепринятом понимании, молодежь — это период жизни между юношеством и взрослостью, которым характеризуется особая социокультурная и психофизиологическая специфика. В этот период происходит формирование и консолидация ценностей, мировоззрения, самоидентификации и социальной роли [1].

Согласно «Стратегии развития государственной молодежной политики Республики Беларусь до 2030 года» молодежь рассматривается как активный субъект преобразования общества, драйвер развития и лидерства страны, а также объект социализации, ценнейший ресурс экономического роста и обеспечения благосостояния поколений. Развитие самостоятельной личности молодого гражданина, формирование его позитивного мировоззрения и востребованных компетенций признается главным приоритетом [2].

Согласно дефиниции молодежи, зафиксированной положениями «Основ государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года», имеется в виду конкретная социально-демографическая общность, характеризующаяся соответствующим социальным статусом, обуславливающим специфику ее становления в рамках современного общества. Обозначенный правовой документ установил ведущие аспекты молодежной политики на ближайшее десятилетие. Фактически, молодежная группа, рассматриваемая в качестве объекта и субъекта государственной молодежной политики, объединяет физических лиц, начиная с достижения таковыми 14-летнего возраста и вплоть до их 30-летия. При этом предусматриваются особые обстоятельства, фиксируемые текущими нормами отечественного законодательства, расширяющие возрастной контингент рассматриваемой группы до 35 и более лет. В данном контексте не имеет определяющего значения непосредственное место проживания анализируемых субъектов [3].

В экономике молодежь рассматривается как важный социальный ресурс, вкладываясь в будущее общества через образование, трудовую активность и инновации.

Рынок труда в экономике представляет собой механизм взаимодействия между предложением и спросом на рабочую силу. Этот рынок включает в себя всех работающих людей и всех работодателей, которые ищут и предлагают рабочую силу соответственно.

Основные аспекты рынка труда в экономике включают в себя уровень безработицы, занятость, заработную плату, условия труда, а также изменения в спросе на определенные профессии и специальности [4].

Рынок труда в Беларуси

Сложное положение молодежи на рынке труда обусловлено рядом факторов, которые затрудняют трудоустройство данной социально-демографической группы:

• недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, что порождает неуверенность у работодателей в производительности труда молодого человека, претендующего на получение работы;

• необходимостью предоставления нанимателем льгот молодежи, предусмотренных Трудовым кодексом Республики Беларусь;

• трудовой нестабильностью молодежи: молодые люди чаще вынуждены прерывать свою трудовую деятельность в связи с призывом в армию, поступлением на учебу, отпуском в связи с рождением и воспитанием детей;

• завышенной самооценкой и требованиями молодежи к уровню оплаты труда;

• недостаточной инициативностью части молодежи при решении вопросов трудоустройства, неготовностью к самостоятельным действиям на рынке труда;

• низкой информированностью молодежи о состоянии рынка труда и его конъюнктуре и, как следствие, наличием субъективной уверенности в трудоустройстве по имеющейся профессии и квалификации.

Вероятность потери работы у молодежи в три раза выше, чем у взрослого населения: в 2023 году уровень безработицы среди молодежи в мире составил 15,6%.

Пути развития рынка труда среди молодёжи Республики Беларусь и Российской Федерации включают:

  1. Формирование определённых траекторий занятости и трудового поведения.
  2. Развитие цифровых навыков и компетенций.
  3. Создание благоприятных условий для стартапов и развития молодёжного предпринимательства.
  4. Реализация мер по поддержке малого и среднего бизнеса, создающего рабочие места для молодёжи.
  5. Развитие системы профориентации и консультирования для молодёжи.
  6. Сотрудничество между учреждениями образования и предприятиями.
  7. Разработка и реализация молодёжных программ и проектов.

Таким образом, молодежь обладает рядом преимуществ по сравнению с другими возрастными категориями трудоспособного населения (большая мобильность: а именно лучшее физическое состояние, более высокий уровень образования и способность быстрее овладевать новыми дополнительными навыками). Однако наниматели стремятся принимать на работу опытных специалистов, что позволяет им избежать финансовых и организационных расходов, связанных с профессиональным обучением и переобучением молодого работника.

Реализация совместных проектов в сфере занятости молодёжи Беларуси и России направлена на создание единого социокультурного пространства, основанного на близости менталитетов и культуры, общей истории. Государство и государственные институты должны организовывать совместные мероприятия, чтобы молодёжь была заинтересована в контактах с белорусской или российской стороной, искала потенциальных коллег для участия в мероприятиях и поддерживала связи в будущем.

Приоритетные направления развития включают:

  • межвузовское взаимодействие,
  • научные стажировки под эгидой Союзного государства,
  • грантовая поддержка совместных разработок,
  • привлечение молодёжи в системы дополнительного образования,
  • сетевое взаимодействие в системе высшего образования,
  • создание комплексных программ научных стажировок,
  • поддержка инициатив общественно значимой и полезной деятельности молодёжи,
  • международные конкурсы, хакатоны, олимпиады и другие мероприятия.

Кадровый потенциал предполагает развитие единой системы профориентации и трудоустройства молодёжи, создание сетей отраслевых российско-белорусских молодёжных бизнес-инкубаторов и поддержку молодёжных предпринимательских проектов.

Сотрудничество Беларуси и России в сфере молодежной политики реализуется в соответствии с двусторонним соглашением о сотрудничестве и планом совместных мероприятий на 2023-2024 годы [5].

Основным партнером Общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» (БРСМ) является Российский Союз Молодежи. БРСМ и РСМ активно взаимодействуют на региональном уровне, развивают молодежное предпринимательство, реализуют совместные проекты по работе с учащейся и студенческой молодёжью. Также важным направлением является патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне. В ходе реализации соглашения, которое было принято 14 октября 2018 года, за пределы Республики Беларусь выехали более 400 человек в составе 35 отрядов. Традиционно это педагогические и сервисные отряды.

В ноябре 2018 года в г. Москва прошла первая часть Российско-Белорусского молодежного бизнес-инкубатора. В работе бизнес-инкубатора приняли участие 7 белорусских предпринимателей. Сфера применения их проектов очень широка: медицина, сельское хозяйство, промышленность, инвестиции, транспорт. Итогом работы российской части бизнес-инкубатора стала проработка и утверждение бизнес-планов по реализации совместных проектов в различных сферах [6].

В июле 2023 г. в Калининграде состоялся XI российско-белорусский молодежный форум, нацеленный на содействие развитию молодежного сотрудничества на пространстве Союзного государства, продвижению и реализации совместных инициатив и проектов. В ходе мероприятия молодые люди из двух стран обсудили направления молодежной политики, развитие студенческого взаимодействия, вопросы сохранения исторической памяти. На этой площадке ряд молодежных, общественных и патриотических организаций России и Беларуси подписали соглашения о сотрудничестве. Участники форума также выработали совместную резолюцию по развитию молодежной политики и патриотического воспитания, которая была направлена в органы Союзного государства и Министерства образования России и Беларуси.

На территории Беларуси также проводятся подобные мероприятия. В частности, 2 сентября 2023 г. в Минске прошел Фестиваль науки, в котором в том числе приняли участие молодые ученые из России и Беларуси. На площадке мероприятия они представили высокотехнологичные проекты в медицине, сфере IT, машиностроении, нефтехимии, сельском хозяйстве и других научных направлениях [6].

Совместные проекты в сфере занятости молодежи основаны на межправительственных соглашениях и договорах, которые регулируют сотрудничество в области образования, профессионального обучения и трудоустройства.

Реализация проектов в сфере занятости требует сотрудничества между различными организациями, включая государственные, общественные, коммерческие и международные структуры. Совместные проекты должны учитывать потребности рынка труда и ориентироваться на подготовку специалистов, востребованных на современном рынке.

Одной из форм реализации совместных проектов являются программы стажировок и обмена опытом для студентов и молодых специалистов. Например, программа «Молодежь — будущее интеграции» позволяет белорусским и российским студентам проходить стажировку в компаниях обеих стран.

Заключение

В рамках сотрудничества в области образования реализуются совместные образовательные проекты, такие как создание совместных учебных программ, открытие филиалов российских вузов в Беларуси и наоборот.

Совместные проекты могут быть направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, что в свою очередь способствует созданию новых рабочих мест для молодежи. Например, проект «Беларусь-Россия: партнерство молодых предпринимателей» нацелен на развитие сотрудничества между молодыми бизнесменами обеих стран.

В целом, реализация совместных проектов в сфере занятости молодежи Беларуси и России способствует укреплению связей между странами и обеспечению благоприятных условий для профессионального развития и трудоустройства молодежи.

 

Список литературы:
1. Лаптенка, С.Д. Молодежь Беларуси на современном этапе: состояние, проблемы и пути их решения / С.Д. Лаптенка. — Минск, 2011. —260 с.
2. Основные направления молодежной политики в РБ. [Электронный ресурс] / Сайт Студопедия — Режим доступа: http://studopedia.ru/11_81201_osnovnie–napravleniya–molodezhnoy–politiki–v–rb.html‎.‎ — Дата доступа: 12.11.24.
3. Колесникова, О.А. Конкурентоспособность молодежи на рынке труда [Электронный ресурс] / О.А. Колесникова — Режим доступа: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/econ/2011/01/2011–01–38.pdf‎.‎ — Дата доступа: 8.11.24.
4. Осанкин, В. Молодежь на региональном рынке труда / В. Осанкин // Человек и труд. — 2020. — № 11. — С. 16–17.
5. Волонтерство, студотряды и форумы. Как взаимодействуют Беларусь и Россия в вопросе молодежной политики [Электронный ресурс] / БелТА — Режим доступа: https://www.belta.by/society/view/volonterstvo-studotrjady-i-forumy-kak-vzaimodejstvujut-belarus-i-rossija-v-voprose-molodezhnoj-politiki-634448-2024/‎.‎ — Дата доступа: 12.11.24.
6. Как Россия и Беларусь вовлекают молодежь в развитие Союзного государства [Электронный ресурс] / Интернет-портал СНГ. — Режим доступа: https://e-cis.info/news/566/111821/.‎ — Дата доступа: 15.11.24.