Статья:

ФЕРМЕРЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Конференция: LII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Гусейнов И.А. ФЕРМЕРЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(52). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 15-19.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФЕРМЕРЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Гусейнов Ибадет Ахли оглы
диссертант Института Экономики Национальной Академии Наук Азербайджана, Азербайджан, г. Баку

 

Аннотация. Цель статьи: определить размер и характеристики маленьких фермерских хозяйств, которые работают не для рынка, а для обеспечения потребности своей семьи. Основные итоги статьи: Автор предлагает модель маленьких фермерских хозяйств, которые работают не для рынка, а для обеспечения потребности своей семьи и определяет «размеры» таких хозяйств.

 

Ключевые слова: фермерское хозяйство; аграрный сектор; потребление; потребление продовольствием; размер хозяйства.

 

В Азербайджане хозяйства, существующие в аграрном секторе, разделены на несколько групп: сельскохозяйственные предприятия, сервисные предприятия и индивидуальные предприниматели. В соответствии с классификацией Государственного Комитета Статистики Азербайджанской Республики (SSCAR), сельскохозяйственные предприятия тоже разделены на 4 группы: госпредприятия, колхозы, кооперативы и другие частные организации. Интересным фактом является то, что с 1990 до 1999 года количество сельскохозяйственных предприятий увеличилось от 3014 до 3311. В последующие же годы их количество сократилось, и на 2014 г. оно составляло 1869. Число сервисных предприятий  в период с 2000 по 2014 год постоянно росло и достигло с 257 до 535. По данным SSCAR, в то время как в 1990 году число крестьянского (фермерского) хозяйства было всего 66, к 1999 году их число возросло до 3613. Однако в последующем периоде реформ, этот тип хозяйства был заменен на индивидуальное предпринимательство. По данным 2014 года в аграрном секторе страны существует 1701 сельскохозяйственных предприятий. Среднегодовая численность работников этих предприятий составила 14692. Это означает, что в каждом хозяйстве работали по 8-9 человек. В том же году объем производства в сельском хозяйстве на душу населения составил 24456,5 манат. В среднем в этом производстве задействовано 115 Га земли. В 2014 году общий объем продуктов произведенных сельскохозяйственными предприятиями превысил 359 млн. манат. Но объем сельскохозяйственных продуктов, произведенных этими  предприятиями, составляет 6,9% от общего объема производимых сельскохозяйственных продуктов в стране.

В 2014 году количество фермерских хозяйств, существующих как индивидуальное предпринимательство, составляло 1624. В эти хозяйства были вовлечены 6592 членов семьи и 1807 наемных работников. Таким образом, в каждом хозяйстве индивидуального предпринимателя трудилис  по 5 человек. Объем подходящей земельной площади, используемой в таких хозяйствах, в среднем 20 Га. Объем продуктов, произведенных на хозяйствах индивидуальных предпринимателей, по фактическим ценам 2014 года составил около 24,7 млн. манат. Это составляет всего 0,5% от общего объема сельскохозяйственных продуктов производимых в стране.

Следовательно, в сельскохозяйственных предприятиях и в хозяйствах индивидуальных предпринимателей, которые охватывают широкие земельные участки, производится в общей сложности 7,4% производимой в стране сельскохозяйственной продукции. Основная часть сельскохозяйственной продукции, производимой в стране, то есть 92,6%, производится в небольших домашних и небольших фермерских хозяйствах. Но какова продуктивность таких хозяйств по сравнению с сельским хозяйством и индивидуальным предпринимательским хозяйством? Как может повлиять на рентабельность и продуктивность семейных хозяйств их  развитие как индивидуальное предпринимательское хозяйство? Как может повлиять на продовольственную безопасность страны рост семейных хозяйств как индивидуальное предпринимательское хозяйство? Эти и другие вопросы заставляют узнать больше о природе малых фермерских хозяйств в стране.

Малые и средние фермеры в аграрном секторе все больше и больше понимают, что они не могут развиваться без предпринимательской инициативы. Как и в любой другой предпринимательской деятельности, в аграрном секторе тоже надо изучать спрос рынка и строить свою деятельность так,  чтобы получать прибыль. Большинство малых  фермерских хозяйств в аграрном секторе, нельзя рассматривать как предпринимателей, ибо они работают для удовлетворения своих собственных потребностей. Предпринимательская деятельность включает в себя производство продуктов для рынка.  Предприниматель – творческий, инициативный лидер. Он использует различные возможности для развития своего бизнеса. Бизнесмен, в отличие от простых рабочих, берет на себя бизнес-риски и несет ответственность не только за прибыль, но и за расходы. Бизнесмен, проявляя инициативность, для развития бизнеса стремится использовать новые технологии и инновационное управление. По мере расширения отношений между странами и ожесточении среды конкуренции внутри страны, во всех сферах, в том числе, в аграрном секторе требуется от предпринимателей творческие и инновационные способности.

Прежде, чем перечислит отличительные черты предпринимательской деятельности в аграрном секторе и в других областях, необходимо ответить на одни вопрос. Могут быть малые и средние фермеры занимающиеся производством в аграрном секторе предпринимателями?  Этот вопрос возникает потому, что в большинстве стран люди, работающие в сельском хозяйстве,  как правило,  имеют очень небольшие участки земли. Продукции, производимые в таких хозяйствах, находятся на уровне индивидуальных хозяйств и не производятся для сбыта на рынке. Если в какой-то стране просматривается значительная экономическая активность среди работников аграрного сектора, то это означает, что большинство из них работает для своих семей, а не для сбыта продукции на рынок. Однако по мере расширения технологических возможностей, число занятых в аграрном секторе сокращается. Это означает, что все меньше и меньше людей, принимают участие в обеспечении других продовольствием. И все меньше людей занимаются производством продуктов питания, количество которых постепенно возрастает на рынке. Таким образом, 1) увеличение физического объема производимых продуктов; 2) увеличение потребления; 3) постепенное сокращение числа населения, работающих в аграрном секторе, могут выступать показателями для создания и развития малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе.

Предприниматели в аграрном секторе, то есть фермеры, для развития своего хозяйства пытаются добиться высокой производительности за счет улучшения  факторов производительности. Например, использование новых технологий и удобрений, разведение племенного крупного рогатого скота, своевременное использование агротехнических правил для высококачественного ухода за посевными полями и животными, всегда требует от фермеров активности и творчества.  Тем не менее, в отличии от других областей, предприниматели в аграрном секторе рискуют, так как постоянно зависят от природных условий.

Основное отличие аграрного предпринимательства от других его видов состоит в том, что они больше занимаются производством, отвечающим спросу приближенных рынков и собственным  потребностям. В аграрном секторе малый предприниматель производит как для потребительства своей семьи, так и для рынка. Конечно, количество товаров для потребления семьи и для рынка могут отличатся. Это разница характеризует объем предпринимательства. В зависимости от объема производства для семейного потребления и для рынка существуют фермеры в 4-х возможных вариантов:

  • Занимаются производством только для удовлетворения потреблений своей семьи. Для удовлетворения потребностей в других продуктов питания или непродовольственных продуктов, вывозят часть товаров на рынок. Например, производят пшеницу, мясо, молочные продукты. Но чтобы удовлетворить спрос на сахар продают на рынке часть мяса.
  • Удовлетворяют потребности своей семьи, и продают излишки продукции на рынке для удовлетворения определенной части семейного бюджета. Например, после удовлетворения спроса своей семьи на яйцо, продают излишки яиц для покупки чая, сахара и других продуктов питания. 
  • Производят продукцию частично для рынка, и частично для потребления своей семьи. Например, наряду с хлопком и коконом шелковицы производят также мясо и молоко.
  • Производство только для рынка. Например, в большом объеме земельных участков выращивают пшеницу, хлопок, сахарный тростник и направляют продукцию исключительно на рынок.

В этих версиях соотношение объема товара для вывоза на рынок и необходимого для потребления семьи отличается. Главная особенность, которая характеризует предпринимателя в аграрном секторе, это объем товара производимого для рынка. Если землевладелец или фермер на своей земле производит продукты только для собственного потребления и не вывозит ничего на рынок, то он не может считаться предпринимателем.  В странах, где фермеры имеют небольшой участок земли или, где существует нехватка воды, большинству из них приходится использовать земли, чтобы прокормить свою семью, потому в таких странах аграрное предпринимательство не особо развивается. В этих странах также производительность в аграрном секторе значительно ниже. Другими словами, выращиваемые продукты одним крестьянином удовлетворяют спрос в среднем не больше 4-5 человек. Например, в сельской местности в Азербайджане площадь домашнего хозяйства составляла 4,9 Га в 2014 году. А это означает, что в таких странах удовлетворение спроса на продукты питания происходит либо за счет импорта, либо там существует нехватка продовольствия.

Вывод:

  1. В Азербайджане фермеров, работающих в аграрном секторе, можно разделить на четыре группы;
  2. Одна из этих групп – это фермеры, занимающееся производством для удовлетворения потребностей в продуктах питания своей семьи.

 

Список литературы:
1. Iskenderov Ramiz, Gulaliyev Mayis, Nasirova Ofelya. Assessment of major factors of food security // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2016, — 58 (10) , —p.128-138.
2. Gulaliyev, MG, Abasova, ST, Samedova, ER, Hamidova, LA, Valiyeva, SI & Serttash, LR (2019). Assessment of agricultural sustainability (Azerbaijan case). Bulgarian Journal of Agricultural Science, 25 (Suppl. 2), 80–89