Факторы, влияющее на состояние финансовой устойчивости сервисной компании на макро-, мезо- и микроуровнях
Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика предпринимательства
XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Факторы, влияющее на состояние финансовой устойчивости сервисной компании на макро-, мезо- и микроуровнях
Factors affecting financial distress of service company on macro, meso and micro levels
Valeria Stepanova
Postgraduate student, Corporate Management and Finance, Novosibirsk State Novosibirsk State University of Economics and Management, Russia, Novosibirsk
Аннотация. Динамичная бизнес-среда, высокая конкуренция, изменение предпочтений клиентов и стремительное развитие технологий делают сервисную компанию более уязвимой для воздействия многочисленных факторов. В данной статье рассматриваются основные факторы, оказывающие влияние на деятельность сервисной компании одновременно на макро, мезо и микроуровнях для последующей разработки стратегии для эффективного управления рассмотренными факторами.
Abstract. A dynamic business environment, high competition, changing customer preferences and the rapid development of technology make the service company more sensitive to the impact of numerous factors than before. This article examines the major contributing factors that influence the service company at the macro, meso and micro levels for the further strategy development and efficient management of these factors.
Ключевые слова: финансовая устойчивость; факторы; сервисная компания; индустрия гостеприимства
Keywords: financial distress; factors; service company; hospitality industry
Деятельность сервисной компании находится под постоянным воздействием многочисленных факторов внешней и внутренней среды, каждый из которых в определенной степени оказывает влияние на общий уровень финансовой устойчивости. Для повышения эффективности управления компанией, необходимо более подробно рассмотреть и классифицировать данные факторы, провести анализ их влияния на финансовую устойчивость и выявить наиболее значимые факторы.
По характеру влияния на финансовую устойчивость выделяют факторы внешней и внутренней среды. В свою очередь, внешние факторы делятся на две подкатегории: влияющие на компанию на макроуровне и мезоуровне; внутренние факторы осуществляют воздействуют на микроуровне.
Факторы, оказывающие влияние на макроуровне, не только воздействуют на функционирование компании, но и во многом определяют ее существование. Прежде всего, это глобальная политическая стабильность, экономическая ситуация в мире, международные отношения, курс национальной валюты, уровень глобальной безопасности, инновации и т. д.
К факторам, воздействующим на мезоуровне, относятся экономические условия развития страны и региона, налоговая политика страны и региона, поддержка бизнеса, состояние инфраструктуры, состояние рынка сферы услуг в масштабах страны и региона, социально-культурный уровень населения, его численность и возраст, уровень потребительской активности и т. д.
Отдельно стоит выделить государственных регуляторов и конкурентную среду – деятельность этих двух сторон на компанию напрямую влияет на ее коммерческую деятельность и финансовую устойчивость. Поскольку данные группы внешних факторов находятся вне зоны влияния компании, их анализ при планировании деятельности и финансовых результатов представляет набольшую сложность, обусловленную низкой степенью прогнозируемости.
Влияние этих условий на деятельность сервисной компании осуществляется через соответствующие политико-общественные институты и социально-хозяйственные механизмы – это, так называемые, институциональные факторы.
Анализ существующих исследований и публикаций показал, что факторы, влияющие на финансовую устойчивость компании, объединяются авторами в различное количество групп, и имеют различную трактовку. Достаточное количество существующих исследований посвящено вопросам анализа и оценки факторов, определяющих финансовую устойчивость. При этом, несмотря на то, что ряд факторов совпадает как по содержанию, так и по приоритетности, все-таки существуют определенные разногласия по остальным составляющим факторов.
Стоит отметить, что разнообразие внешних факторов, влияющих на финансовую устойчивость компании, крайне велико. Анализ возможной степени воздействия требуют значительного количества времени и усилий - это осложняется тем, что все объекты и процессы внешней среды непрерывно претерпевают изменения, например, увеличивается уровень инфляции, принимаются новые законы и т. д. Кроме того, данные изменения происходят с высокой степенью непредсказуемости, поскольку компания имеет очень ограниченные возможности влиять на воздействие того или иного фактора внешней среды и вынуждена постоянно адаптироваться к внешним изменениям, оптимизируя собственную бизнес-модель.
Рисунок 1. Структура среды сервисной компании
Таблица 1.
Подходы к объединению факторов, воздействующих на финансовую устойчивость
Авторы |
Год |
Группы факторов |
И.В. Гелета |
2017 |
3 группы факторов:
|
Е.В. Арсенова |
2014 |
3 группы факторов:
|
М.И. Баканов, М.В. Мельник А.Д. Шеремет |
2005 |
2 группы факторов:
|
В.В. Банк С.В.Банк |
2009 |
4 группы факторов:
|
Ю.Г. Ионова |
2015 |
2 группы факторов:
|
К факторам внешней среды относятся:
- рыночно-конъюнктурные факторы: тенденции развития рынка, степень деловой активности, масштаб рынка, уровень конкуренции, состояние инфраструктуры, протекционизм в отрасли;
- хозяйственно-правовые и административные факторы: правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен, наличие административных барьеров, антимонопольное регулирование, изменения в законодательстве, общеэкономическая ситуация, уровень развития внешнеэкономических связей;
- монетарная политика и налогообложение: количество налогов, время на подготовку налоговых отчетов, общий налог как доля прибыли.
- общеэкономические: институциональная структура экономики, общая экономическая ситуация в стране, изменение курсов валют, инфляция;
- политические факторы: общеполитическая ситуация в мире, регионе, стране, состояние политической стабильности;
- социальные факторы: уровень жизни населения, численность и возраст населения, потребности и запросы общества, демографическая ситуация в стране/регионе, уровень образования и квалификации сотрудников;
- административные факторы: процедуры и необходимое время для получения разрешения строительства, легкость получения кредита, сила юридических прав и глубина кредитной информации, защита прав инвесторов, открытость финансовых показателей, ответственность руководства и лёгкость судебных исков от инвесторов.
Важно понимать, что вышеперечисленные факторы внешней среды взаимосвязаны и реформации, связанные с одним из них, часто приводят к многостороннему изменению внешней среды.
Внутренние факторы представляют наибольший интерес при анализе и прогнозе финансовой устойчивости сервисных компаний, поскольку в отличие от внешних факторов, они имеют высокую степень прогнозируемости и управляемости. Существующие в настоящее время классификации внутренних факторов в значительной степени отличаются друг от друга по количеству групп факторов и по определению содержания самих факторов.
Таблица 2.
Классификации внутренних факторов
Автор |
Год |
Классификация |
З.Н. Варламова |
2010 |
|
Е.А. Гутковская |
2012 |
|
Е.Г. Ефимова |
2005 |
|
В.Ф. Максимова |
2014 |
|
В.А. Файдушенко |
2007 |
|
Л.Н. Чечевицына |
2016 |
|
Зарубежные экономисты также предлагают весьма отличающиеся друг от друга классификации факторов, влияющих на финансовую устойчивость. Так, в качестве основных внутренних индикаторов финансовой устойчивости М. Фарах и Н. Супартика определяют размер и возраст компании, темпы роста, продуктивность и отраслевую принадлежность [1, стр. 132-136]. Д. Драгнич среди внутренних факторов выделяет размер компании, этапы жизненного цикла, инновационность, независимость, тип организационной структуры, долю рынка и цели компании [2, стр. 137].
В качестве принципиальных внутренних факторов Е. Кармона-Морено называет владельцев отеля, принадлежность к сети и размер гостиницы [3, стр. 110-113]. Р. Саинаги объединяет внутренние факторы в несколько групп: 1) стратегия, 2) продуктивность, 3) маркетинг и 4) управление персоналом [4, стр. 929]. По мнению Р. Чиобану именно финансовые факторы, включающие отношение материальных активов и их оборот, возможности роста и охват интересов имеют принципиальное значение [5, стр. 17-183]. М. Портер в своей модели основывается на факторные условия, условия спроса, взаимосвязь со связанными отраслями, структуре компании, а также ее стратегии и уровне конкурентоспособности [6].
М. Ольсен и Дж. Джао проведя несколько исследований, пришли к выводу, что конкурентные преимущества сервисной компании, возникшие в результате оптимизации и инноваций, редко сохраняются в течение длительного периода времени, поскольку конкуренты в секторе услуг быстро копируют их [7, стр. 81]. В свою очередь заимствованные идеи и технологии меняют отрасль в целом, это согласуется с барьерами мобильности М. Портера, утверждавшего, что «компании посредством своих стратегий могут влиять на 5 сил» [6].
О необходимости выявления критических факторов сервисных компаний также говорил Геллер, опросивший 74 руководителя 27 гостиничных компаний [8, стр. 76-81]. В анкете он попросил респондентов определить наиболее важные факторы, с какими стратегическими целями они были связаны, и как менеджмент управляют ими. В результате опроса наиболее значимыми факторами оказались: удовлетворенность гостей, превосходный продукт, превосходное местоположение, максимизация доходов и контроль расходов. Попытка идентифицировать критические факторы внутренней среды была предпринята В. Браттоном, попытавшегося определить их на корпоративном уровне и уровне подразделения, но респонденты в своих ответах отмечали важность факторов, связанных исключительно с работой конкретного департамента, а не корпоративной стратегии [9, стр. 102].
Рассматривая внутренние факторы, Т. Браш, П. Бромилей и М. Хендрикс отмечают, что сфера, к которой принадлежит компания, оказывает важное влияние на финансовую устойчивость [10, стр. 455-472]. В своих исследованиях Б. Кэмпбелл и Д. Фрост используют регрессионный анализ для оценки устойчивости компании и выявления зависимости финансовых и нефинансовых факторов [11, стр. 58-60]. Моделирование экономических показателей направлено на повышение эффективности за счет повышения эффективности на разных этапах экономического цикла.
В отдельных монографиях, внутренние факторы находят отражение исключительно в экономических показателях, в качестве факторов внутренней среды гостиницы принято выделять следующие детерминанты: эффективность использования номерного фонда, уровень задолженности, финансовые рычаги и эффективность капитала.
Д. Драгнич провела анализ влияния независимых внутренних и внешних переменных среды на эффективность быстрорастущих малых и средних сервисных компаний и определила статистически значимое влияние 11 из 13 проанализированных факторов [2, стр. 137].
Таблица 3.
Влияние внутренних и внешних факторов на деятельность сервисной компании
|
Эффективность |
||
Рост продаж |
Выполнение плана |
||
Внутренние факторы |
Размер компании |
α < 10% |
- |
Стадия жизненного цикла |
α < 1% |
α < 5% и α < 1% |
|
Инновации - технологии |
α < 10% |
α < 5% |
|
Инновации - продукты |
- |
α < 10% |
|
Организационная автономия |
α < 5% |
α < 5% |
|
Организационная централизация и формализация |
α < 5% |
α < 1% |
|
Внешние факторы |
Общее состояние экономики |
α < 1% |
α < 5% |
Общее состояние индустрии |
- |
α < 10% |
|
Клиенты - тип |
α < 10% |
α < 5% |
|
Клиенты - размер |
- |
- |
Существующие в настоящее время классификации внутренних факторов в значительной степени отличаются друг от друга по количеству групп факторов и по определению содержания самих факторов. Проведенный анализ существующих исследований показывает, что любая классификация факторов финансовой устойчивости характеризуется относительной условностью и субъективностью. Автор предлагает выделить следующие факторы внутренней среды:
- материально-технические (использование прогрессивных и экономических предметов труда, применение производственного технологического оборудования, проведение модернизации и реструктуризации материально-технической базы производства);
- организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения);
- экономические факторы (бюджетирование, финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);
- социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).
Таким образом, финансовая устойчивость сервисной компании формируется под воздействием комплекса факторов внешней и внутренней среды. Их соотношение, взаимодействие исключительно важны и актуальны не только для отдельно взятых компаний, но и для всей экономической системы. Однако степень устойчивости компании к воздействию перечисленных факторов зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится компания, от компетенции и профессионализма ее менеджмента. Снижение уровня финансовой устойчивости означает, что компания подвержена риску банкротства вплоть до ее ликвидации в случае, если оперативно не будут действенные меры по восстановлению устойчивого финансового состояния.