Семейно – брачные отношения в Китае как залог процветающего государства
Секция: История и археология
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Семейно – брачные отношения в Китае как залог процветающего государства
Процесс модернизации в КНР принято связывать с экономическими успехами и обширными изменениями в сфере экономики. Однако данный подход, осложняет оценку и масштаб изменений такой социальной категории как семейно-брачные отношения. Социально-экономические процессы по реформированию китайской экономики затронули и значительно изменили социальную структуру китайского общества, что привело к переоценке традиционных ценностей, изменению ценностных ориентаций и мотиваций, и как следствие, изменению отношения к институту брака в КНР [2].
Функционирование института семьи в Китае является одной из приоритетных задач государственного управления, что обусловлено философским наследием Конфуция. Согласно идеям этого китайского мыслителя, семья и государство – это основные, взаимосвязанные и взаимозависимые опоры общества. Экономическая мощь государства и его стабильное развитие произрастают из стабильности каждой семьи. Именно поэтому для Китая так характерно всесторонне регулирование структуры семейной организации и внутрисемейных отношений её членов.
Вышеозначенные причины обусловили уделить особое внимание государства к проблемам в семейно-брачных отношениях, в период реформирования 1950-х гг. Одним из первых законов КНР стал закон о браке, регулирующий брак и семейные отношения, затрагивающий права и интересы каждого гражданина, он позволил на законодательном уровне уйти от традиционного конфуцианского взгляда на семью, с его патриархальностью и полным бесправием женщин. Согласно положениям Закона о браке 1950 года, впервые в истории Китая мужчина и женщина были наделены равными правами, насильственно заключенные браки были признаны недействительными, а внебрачные дети и дети, рожденные в браке, были наделены равными правами. Именно этот шаг китайских властей послужил фундаментом для начавшейся в конце 1970-х годов кампания строительства семьи «пяти хорошо». Главными лозунгами кампании стали любовь к Родине, соблюдение законов, повышение эффективности труда, планирование деторождения и уважением к старшим в семье. Мероприятия, направленные на формирование равноправных отношений в семье и окончательные отказ от конфуцианского наследия в данном вопросе, привели к неожиданному результату [6]. С одной стороны, цели реформы, несомненно, были достигнуты, на смену традиционной расширенной семье пришла нуклеарная семья. Однако последствия такого изменения оказались значительно глубже, чем предполагалось.
С одной стороны, уменьшение количественного состава семьи привело к трансформации модели семейных отношений, изменило представления об обязанностях родственников по отношению друг к другу. С другой стороны, изменилась сама мотивация создания семьи. Принадлежность к семейно-родственной группе, являвшаяся условием выживания в социуме, стала психологической потребностью, теперь семья в КНР создается для удовлетворения потребности в психологической близости и повседневном общении.
Экономическая трансформация и переход к рыночным отношениям, политика открытости, глобализация, общемировые тенденции развития института семьи ощутимо сказываются на трансформации семейно-брачных отношений в Китае, что нашло свое отражение, в первую очередь, в увеличении количества разводов и утрате взаимосвязей между разными поколениями одной семьи. Только за первые 10 лет активного проведения кампании «пяти хорошо» доля разводов в Китае увеличилась более чем вдвое, с 3,7% в 1981 году до 8,7% в 1991 году; следующие два десятилетия ситуацию не изменили, в 1995 году она уже составляла 23,8%, а в 1996 году – 25%. В третье тысячелетие КНР вступила со следующими показателями: в 2000 году брак заключили 8,48 млн китайских пар, из них 1,21 млн. расторгли супружеские отношения; в 2006 году были зарегистрированы 9,45 млн. пар, из них разведены около 2 млн. 3,104 млн. китайских семейных пар подали на развод в 2012 году, что на 8% превысило соответствующий показатель 2011 года, когда решение о расторжении брака приняли 2,874 млн. супружеских пар [5]. Такой рост привел к тому, что после десятилетия роста числа браков, аналогичный показатель числа разводов впервые стал выше. Ожидается, что в ближайшие годы число разводов будет по-прежнему расти.
Наиболее сложная ситуация складывается в крупных городах, где женщины не только эмансипированнее, но и гораздо требовательнее к выбору супруга. Политика «одна семья – один ребенок», существовавшая в КНР в течение 35 лет, привела к дефициту женского населения, что вместе с расширением прав и экономических свобод дает возможность женщине самой выбирать супруга, а в случае его несоответствия ее желаниям принимать решение о разводе. Данные обстоятельства привели к тому, что в ряде возрастных групп в крупных городах распадается до половины молодых семей [1, с. 256]. Согласно статистике, в Пекине, Харбине, в провинциях Шаньси, Цзянси, Хэйлунцзян более 70% разводов были инициированы женщинами. Эти цифры свидетельствуют о повышении социально-экономического положения женщин, фактическом признании их равноправия с мужчинами и независимости, а также об изменении взглядов общества на институт брака.
Анализ процесса трансформации общественных институтов в Китае позволяет сделать вывод о прямой зависимости между проводимыми реформами в экономической сфере и изменением взглядов в обществе на семейно-брачные отношения. Кроме того, особо следует отметить, что данная связь является обоюдной, т.е. семейно-брачные отношения также оказывают всестороннее влияние на процесс экономического роста и увеличение благосостояния КНР.
Прогнозы китайских экономистов неутешительны: увеличение числа разводов, ослабление вертикальных связей внутри семьи негативно скажется на темпах экономического роста в ближайшие десятилетия. Так, утрата традиционных жизненных ориентиров, в первую очередь, ударит по старшему поколению, индивидуализм молодежи, отсутствие стабильных брачных отношений и эгоцентризм, по мнению китайских социологов, приведет к частичному отказу детей от ухода за престарелыми родственниками. Подобное развитие ситуации, несомненно, скажется на увеличении бюджетных расходов на социальную сферу и здравоохранение, что станет серьезным ударом по экономике стремительно «стареющего» Китая [4]. Кроме того, статистические данные, согласно которым свыше 80% опрошенных жителей крупных китайских городов уже не желают иметь большую семью и не считают необходимостью заводить ребенка, указывают на возможное снижение эффективности государственных программ, направленных на увеличение качества населения. Уже сегодня темпы увеличения рождаемости в городах падают, а молодежь из сельских районов, как правило, не имеет доступа к образовательным и культурным ресурсам, что негативно сказывается на общем уровне образования и темпах развития науки. В свою очередь, высокообразованная китайская молодежь все чаще покидает страну, не заботясь о целостности вертикальных отношений в семье не имея потребности в заключении брака. Китайские социологи подсчитали примерные масштабы «утечки мозгов» из КНР. По их данным, пределы Поднебесной навсегда покинули порядка четырех миллионов высококлассных специалистов. В 2013 году газета «Жэньминь жибао» с сожалением констатировала, что Китай вышел на первое место в мире по масштабам «утечки мозгов». По данным газеты, 87% высококлассных специалистов из КНР не возвращаются домой после учебы или работы за рубежом.
Таким образом, к началу второй декады XXI века политика китайского государства столкнулась с чередой новых экономических вызовов, решение которых требует непосредственного участия как со стороны законодательной, так и исполнительной власти. Одним из первых шагов предпринятых властями КНР стало обновление Закона КНР о браке. Согласно социологическому исследованию, проведенному Всекитайской федерацией женщин, более 90% опрошенных высказались за необходимость обновления действующего закона о браке. Осознавая, что на фоне увеличения количества пожилых людей и укрепления идей эгоцентризма среди молодежи, нагрузка на бюджет в сфере социального страхования может нанести значительный ущерб экономике страны, руководство КНР подняло вопрос о закреплении обязанностей детей по отношению к престарелым родителям.
В январе 2001 года поправки в Закон КНР о браке были внесены на всенародное обсуждение, а 28 апреля 2001 года 28 сессия ПК ВСНП 9 созыва абсолютным большинством утвердила новую редакцию Закона КНР о браке, которая вступила в силу в тот же день [4].
Новая редакция закона основана на Законе КНР о браке от 1980 года, среди наиболее значительных изменений и нововведений следует выделить:
· запрет внебрачных связей и двоеженства, а также гарантия денежной компенсации пострадавшей стороне при расторжении брака;
· непризнание законности т.н. гражданского или фактического брака, вызванное сложностями реализации демографической политики, а также борьбой за повышение качества населения;
· нормативно-правовое закрепление признаков недействительности браков;
· закрепление обязанностей бабушек и дедушек и внуков, и внучек, а также старших и младших братьев и сестер по отношению друг к другу;
· право на компенсацию, в случаях ухода за несовершеннолетними детьми и пожилыми членами семьи;
· защита интересов членов семьи, оставленных без помощи и средств к существованию, нашла отражение в гл. 5 Закона КНР о браке, согласно которой, граждане имеют право обращаться в различные инстанции за помощью в решении вопросов домашнего насилия, выполнения обязательств по содержанию членов семьи.
Таким образом, китайские власти на современном этапе социально-экономических реформ основной задачей считают обеспечение «социальной стабильности». Столкнувшись с кризисом семейно-брачных отношений, стремительным увеличением доли пожилых людей, усилением оттока молодежи, снижением качества населения, сложностями в реализации демографической политики, государство, путем укрепления традиционных ценностей, пытается подготовить адекватный ответ, законодательно закрепив определенные социальные обязанности близких родственников по содержанию и уходу за стариками и несовершеннолетними детьми.