Обряд средневекового захоронения на примере мордовского могильника с. Бокино Тамбовской области
Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: История и археология
III Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Обряд средневекового захоронения на примере мордовского могильника с. Бокино Тамбовской области
Целью работы является изучение обрядов средневекового захоронения на примере мордовского могильника в с. Бокино. Но прежде чем приступить к анализу непосредственно раскопок в селе Бокино, необходимо рассмотреть все существующие обряды языческих захоронений и проследить их эволюцию.
До рубежа бронзового века и железного преобладали скорченные погребения, которые имитировали позу эмбриона в материнском чреве. Такого сходства добивались путем искусственного связывания трупа [4, с. 4]. Люди верили в переселение душ и таким способом захоронения готовили человека к новой жизни, к перерождению, не зря было принято называть новорожденного в честь недавно умершего родственника.
В ранний железный век практикуется трупоположение на спине в вытянутом виде, в позе спокойно спящего человека. Но встречаются еще захоронения с согнутыми в коленях ногами – это влияние погребальной культуры предков. Наряду с этими видами захоронений вместе с повышением роли неба в сознании людей, появляется совершенно новый – трупосожжение – кремация, с последующим захоронением праха в земле [4, с. 6]. Считалось, что вместе с дымом погребального костра душа умершего попадает на небо.
В ранних могильниках сопровождающий инвентарь довольно скуден, чаще всего это изделия из кремня, рога и костей [3, с. 37].
Все вышеперечисленные языческие обряды захоронения сохраняются и в средневековье, до повсеместного распространения и укоренения христианства. Только к середине XVIII в. мордва была официально поголовна крещена [1, с. 26].
Сосуществование двух совершенно разных погребальных обрядов – трупосожжения и простого захоронения, объяснить достаточно трудно. В южной полосе преобладало трупоположение, жители же севера, предпочитали трупосожжение. Захоронения по обряду трупоположения были значительно богаче захоронений трупосожжения. В захоронениях можно встретить: различные украшения, посуду, шпоры, оружие и т.п. [4, с. 44].
Таким образом, мы видим, что по мере развития общества, появлялись новые, видоизменялись и дополнялись существующие ранее обряды языческих захоронений.
Теперь рассмотрим мордовские захоронения на примере Лядинского могильника VIII-XI в. Здесь также нет определенного обряда, встречается как трупоположение, так и трупосожжение, стоит отметить, что с течением времени растет количество погребений с трупоположением [2, с. 48]. Также существовали и другие способы захоронения, это - частичное или смешанное трупосожжение, т.е. обряд захоронения отчлененного черепа покойника и кальцинированных костей сожженного туловища; кенотафы – погребения-памятники погибшим на стороне. Формы могильных ям как и способы захоронения были различны, размеры их значительно больше роста погребенных, это связано с большим количеством сопровождающих вещей, которые клали вместе с покойниками у них в головах и в ногах [2, с. 49].
Трупоположение на спине, с вытянутыми ногами, положение рук различно. Руки вытянуты вдоль туловища, так хоронили в основном мужчин; руки согнуты в локтях, кисти находятся на груди, так в основном хоронили женщин; руки согнуты в локтях, кисти – в области тазовых костей, этот тип захоронения характерен как для мужских, так и для женских погребений, также как и остальные; одна рука согнута в локте, кисть находится на груди, вторая рука лежит вдоль туловища [2, с. 52]. Большинство погребений Лядинского могильника одиночные, но все- таки встречаются и парные: захоронение мужчины и насильственно умерщвленной женщины.
Вместе в могилу с покойным клали все те вещи, которыми он пользовался при жизни, в том числе орудия труда, оружие и жен или наложниц у наиболее богатых [2, с. 53]. Из этого можно сделать вывод о том, что мордовское население Лядинского могильника верило в существование потустороннего мира. Женские погребения богаты украшениями, они расположены так, как их носили при жизни, а также с женщинами клали предметы, связанные с их прижизненной профессией. Например, с литейщицей клали льячки – глиняные ложечки для разлива металла. В мужских погребениях также было несколько украшений, но в основном встречаются вложение орудий труда и оружия. Следует отметить, что в могилу с умершими клали и напутственную пищу.
В целом можно выделить следующие особенности погребального обряда мордвы: погребение умершего в полном обряде, со всем принадлежавшим умершему производственным инвентарем, оружием и пищей, необходимой, как считалось, на первое время его загробной жизни [5, с. 246].
Все это нашло свое подтверждение в ходе раскопок мордовского могильника в селе Бокино. Все данные ниже приведены на основе собственного дневника студента-практиканта археологических раскопок, проводившихся в с. Бокино в 2016 г.
Могильник времен ордынского ига XIII – XIV века в с. Бокино является самым южным памятником мордовской культуры в России. Во время раскопок всего было найдено 35 погребений, в том числе детские, и три отдельных головы. Способ захоронения – трупоположение, ориентация юг – север, с некоторыми колебаниями в течение года. Захоронения осуществлялись по языческому обряду с предметами. Трупоположение на боку в «скорченном положении» - с согнутыми в коленях ногами и положенными к лицу руками, этот тип захоронения характерен для женских погребений. Но появляются признаки христианских обрядов – во многих захоронениях трупоположение на спине, так в основном хоронили мужчин.
Присутствует сопровождающий инвентарь. Найдены несколько клинков топоров в мужских погребениях, в женских – браслеты, кольца, сульгамы, в том числе серебряная высокохудожественная сульгама с позолотой. В детских погребениях найдены ожерелья из бус, которые встречаются и в женских. Инвентарь не богатый, и это, скорее всего, вызвано сложной ситуацией и отсутствием возможности вести «дорогую» жизнь, в связи с монгольским игом [6, с. 121].
В одном из женских захоронений в ногах стоял палеолитический горшок грубой ручной керамики и такой горшок был не единственным. Это можно связать с давним языческим обычаем мордвы класть с умершим напутственную пищу, на первое время его загробной жизни. Вероятно, напутственная пища была даже регламентирована. По всей видимости, мужчинам клали только твердую пищу, ведь такие горшки встречаются лишь в женских и детских погребениях. Лепные глиняные горшки в женских и детских погребениях найдены и в ходе раскопок в Лядинском могильнике.
Таким образом, проследив эволюционный путь языческих обрядов захоронений в целом, можно сделать вывод об отсутствии единства в обряде языческого захоронения, что можно связать как с особенностями, характерными для каждого народа, так и с отсутствием объединяющего начала: на каждой территории у каждого народа в определенное время обряд имел свою специфику. Мордовский могильник в с. Бокино представляет из себя огромную ценность как самый южный некрополь цнинской мордвы. Выяснилось, что в XIII – XIV веке на обряд средневекового погребения начинает оказывать свое влияние христианство, которое у мордвы еще не укоренилось и сочетается с остатками языческих обрядов погребения.