ПРИЧИНЫ ЖЕНСКОГО ТЕРРОРИЗМА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ РОССИЙСКИХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА
Секция: 1. История
XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ПРИЧИНЫ ЖЕНСКОГО ТЕРРОРИЗМА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ РОССИЙСКИХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА
С недавнего времени современную Россию потрясают террористические акты. Они вошли в нашу жизнь, и ни для кого не секрет, что нынешний терроризм стоит на первом месте проблем, с которыми столкнулась наша страна в последнее десятилетие. Для нас большой загадкой остаются женщины, участвующие в террористических актах. Подавляющее большинство террористических актов, совершённых в России, произвели девушки.
После нескольких террористических актов с участием девушек современные СМИ энергично создают нам своё видение такой проблемы как терроризм и женщины в нём, а так же по каким причинам эти девушки оказались в совсем не женском деле. Журналисты разных направлений представляют серьёзные аналитические материалы, так и крайние точки зрения, то осуждающие террористок, то оправдывающие их.
Научное сообщество идет несколько другим путем, анализируя причины участия девушек в террористических актах. Специалисты различных научных направлений — психологи, политологи, историки, сотрудники МВД и др. занимаются данной проблемой. Данная статья есть попытка изучения различных ключевых причин участия женщин в террористическом движении, представленных на страницах периодической и научной печати с июня 2000 года, т. е. времени террористического акта в селе Алхaн-Кaлa — первого террористического акта совершенного женщинами в России.
В вопросе причин, по которым девушки вступают в террористическую деятельность, научное сообщество разделяется во мнениях. Одни авторы предполагают единый комплекс причин участия девушек в терроризме, таковыми являются Т. Дронзина, А. Артюшкин, И. Ким, выявившие следующие причины участия девушек в террористических акциях — месть, борьба за национальное освобождение, искупление вины и материальное вознаграждение.
- Месть. Обусловлена желанием отомстить правоохранительным органам за любимого человека, близкого родственника. Айза Газуева 21 ноября 2001 года взорвала себя возле коменданта города Урус-Мaртaне Гейдара Гаджиева. О её жизни нам известно от её отца Ваха Газуева. Она мстила за своего не в чём неповинного мужа Алихана. Комендант Урус-Мартановского района Гейдар Гаджиев славился своими безжалостными «зачистками» в поисках вооруженных ваххабитов. Но на этот раз он ошибся, забрав Алихана из дома и все же не стaл его отпускaть. Его жестоко избили, затем приказали вызвать супругу Алихaнa в комендатуру, на её глазах Гаджиев вспорол живот Алихану и схватив Айзу за волосы мокнул в распоротое тело. Спустя четыре месяца произошёл теракт [15].
- Борьба за национальное освобождение. Некоторые женщины, выбирая самоубийственный терроризм, мотивируют это тем, что участвуют борьбе за национальное освобождение. Данная причина всегда вдохновляла людей класть свою жизнь на алтарь свободы. В интервью, взятом российской телекомпанией НТВ, одна из девушек-террористок заявила, что для них безразлично, где они умрут. Они же выбрали смерть в Москве и возьмут души неверных с собой. Интервью было взято перед терактом на Дубровке [15].
- Искупление вины. Т. Дронзина утверждает, что для девушек терроризм является основным и единственным способом искупить свою вину перед родными, мужем, страной. На самоубийство преимущественно идут те женщины, которые, согласно шариату, совершили непростительные проступки. С этой точки зрения выбор роли смертницы — это лишь смена статуса опозоренной женщины на высокоценимый статус мученицы. У многих женщин потерявших честь есть шанс «умереть с достоинством», путём совершения джихада против неверных. Такой шанс выпал и неудавшейся террористке Зареме Мужахоевой, которая не смогла подорвать себя возле “Mon Café” в Москве. По её словам на совершение теракта её толкнуло опозоренная честь семьи, у которых она для того что бы вывезти, забранную семьёй мужа, дочь из страны, она совершила кражу драгоценностей у своей семьи, а затем не смогла взорвать автобус с русскими солдатами, что то же легло позором на её семью [10].
- Материальная компенсация. Ради больших денежных вознаграждений, которые получит семья террористки после совершения теракта, девушки идут на убийство невинных людей и себя. Ю. Юзик, описывая биографии российских женщин-террористок, неоднократно упоминает, что на «Норд-Осте», присутствовали и те, кого родные продали за 300000 $. Вот один из примеров. Родные сестры — Коку и Аймaн Хaджиевы. Обе девушки были больны: Коку — лёгкие, Айман — психически нездорова. И если Коку пошла сама за деньги, то Айман поехать в Москву уговорила мать. По прошествии нескольких месяцев после теракта Хеда Хаджиева уехала в Баку, где получила обещанный гонорар за поход дочерей в Москву [15].
Вторая группа учёных, например, М. Григорьева, выделяет всего две причины участия женщин в терактах, которые имеют отчётливые гендерные особенности и связанны с социальной ролью женщины — этнонациональную и этическую.
- Этнонациональная причина. В мусульманской среде все подчиняются правилам шариата и женщина не исключение, а даже наоборот, больше подвержена правилам, чем мужчина. Это связано с крайней консервативностью принципов мусульманской социальной доктрины. Женщина, имеющая независимый характер, незаурядные способности, идущие в разрез социальным стандартам общества в котором она проживает, подвергается социальному остракизму. Важнейшими ценностями этнического общества является семейная жизнь и продление рода, и отсутствие семьи и детей является отклонением от норм общества. Давление общества играет огромную роль в формировании мотивации смертницы, здесь женщина видит своё предназначение в этом мире в другом, в убийстве неверных, а не своей миссии роли матери и жены [2, с. 186.]. Рaймaн Курбaновa — одна из террористов, захвативших в 2002 году «Норд-Ост». После, на допросе её брат Усман скажет о своей сестре: «У нее всегда при себе трaнспaрaнт «Нет войне!». Онa жилa этим», что она за всех всегда переживала и на «Норд-Ост» пошла не умирать, а наоборот остановить войну». Он же и рассказал, что первый муж Райман выгнал её из дома за то, что она не могла иметь детей, она ездила по разным клиникам, лечилась, но безрезультатно. Также в театре на Дубровке была вторая жена Зелимхана Ахмадова, известного главаря крупного бандформирования. Она была направлена на Норд-Ост своим мужем потому, не могла иметь детей, а его первая жена осталась дома, потому что имела двоих детей от Зелимхана Ахмадова [14].
- Этическая причина — путь искупления социально неодобряемого поступка (измена, изнасилование и т. д.) в ряде случаев карающейся смертью. Чистота женщины во всех странах, во все времена была частью репутации семьи. В мусульманских странах несоответствующее поведение родственников несет позор всему клану. Семья стоит на первом месте, нежели отдельный человек. В патриархальном обществе честью является то, что мужчина посчитает важным, и репутация — всё. Женщина может быть убита даже на основании слухов и воображений соседей, которые очень важны. В статье «Убийство женщин во имя чести в среде мусульман» Джейм Эмерай пишет о том, что если женщина была изнасилована, или же есть слухи о её добрачных сексуальных отношениях, ее подвергают медицинскому освидетельствованию в клинике. Этот процесс может иметь фатальные последствия. Более 75 % женщин, подвергнутых проверке девственной плевы, были впоследствии убиты членами семей, несмотря на тесты, доказывающие, что они девственны. В качестве наиболее достойной формы реабилитации в глазах семьи и общества участие в «мученической операции» — путём исполнения джихада [15].
Третья группа учёных выдвигает лишь единичные причины участия женщин в терроризме, такие как психологическую или же религиозную.
- Религиозная причина. Сегодня большое значение имеет широкое распространение религиозной нетерпимости или религиозный фанатизм. Д.В. Ольшанский в своей книге «Психология терроризма» говорит, что террор фанатичен истовой верой. Основывается религиозный фанатизм на истинной вере: после расправы над «неверными» убийца попадет в рай. Верующие слышат об этом с детства, начиная с семьи и заканчивая в мечетях. Неудивительно как решительно идут на смерть и убийство «невесты Аллаха». Значительной частью роль смертниц исполняют женщины [10].
«Террористы — запрограммированные люди с пеленок» — говорит А. Добрович — врач-психиатр. Эти люди, воспитывающиеся в абсолютно мифомизированном мире, разделенном на наших (клан, народ, вера) и чужих [3]. Наши — на стороне добра, света и чистоты. Чужие — на стороне зла, тьмы и нечисти. Шахид в собственных глазах, в глазах своего окружения — вовсе не убийца. Он очистительный огонь. Для шахида предстоящая ему смерть - вовсе не смерть, а секундное преодоление боли перед обретением вечной жизни в раю. Он расстается с близкими, но в раю когда-нибудь шахид встретится с ними, его подвиг и им зачтется. В раю мусульманскому юноше 14—18 лет в период полового созревания обещают общество 72-х прекрасных гурий. А на грешной земле ему, задавленному всевозможными религиозными и родовыми, сексуальными запретами, нужно годами тяжело трудиться, чтобы заработать на выкуп невесты. Кроме пояса шахида террорист-смертник часто надевает еще один пояс, который должен уберечь его половой орган для сексуальной жизни в раю. Террорист по определение не может быть сумасшедшим человеком. Потому что такое важное дело организаторы не поручат умалишенному. Тем, кто посылает людей на смерть, нужны здоровые и адекватные исполнители. А кто по данным параметрам сможет пойти на преступление? Именно поэтому сила веры в райский миф, за уничтожение неверных воспитывается с ранних лет.
- Психологические причины в основном анализируют психологи и конфликтологи, в рамках политической психологии выделилось целое направление — психология терроризма. Главы исламских террористических организаций «обрабатывают» своих сторонников, убеждая их в том, что только им дано Аллахом вести священную войну против неверных, что они выполняют его волю. Данные организации предлагают своим сторонникам ценности, которых у некоторых и не могло быть: статус, самореализацию, власть, деньги. Что говорить о женщинах-террористках, когда сами мужчины легко поддаются на уговоры и пропаганду руководителей. Женщины же больше подвержены уговорам, так как легче и активней реагируют на мотивацию. Их легче заставить идти мстить за погибших мужей, детей, братьев или других родственников. Заместитель начальника отдела Главного командования Внутренних войск МВД России Артюшкин А. подробно описывает вербование девушек. Одиночество, или развод для женщины — это серьёзный психологический надлом. И поэтому в основном на роль смертниц подходят вдовы боевиков, женщины с неудавшейся личной жизнью, молоденькие девушки, или же те, кто болен неизлечимо. Боевики, как правило, сами выбирают тех, кто им подходит. В редких случаях девушки приходят в террористические организации по своей инициативе. По словам одной из террористок задержанной 7 сентября 2004 года Медни Мусаевой, к ней подошла женщина и пригласила на посиделки женщин-ваххабиток. Здесь они пили чай с разными сладостями, читали соответствующую литературу и беседовали. Мусаева, в ходе беседы, впадала в эйфорию. Как потом оказалось в сладости подсыпали психотропные вещества. Оказывается, что большая часть террористических актов, совершённых в России женщинами, по показаниям экспертизы были совершены под воздействием психотропных веществ. Девушку необходимо было изъять из семьи и поместить в место психологически комфортное, где на неё бы воздействовали чтение Корана, песни, постоянные молитвы с определённым речетотивом и длительные беседы. Затем, индивидуальный подход к каждой из будущих террористок заключался в запугивании, побоях или же сексуальном насилии. И вот террористка с надломленной психикой готова на совершение джихада [1, с. 135—138].
Т. о., причин участия девушек в террористической деятельности в России выделено специалистами около десятка, но большая часть их них может быть сведена к социально-религиозным причинам.
Список литературы:
- Артюшкинa А.В. «Невесты аллаха»: кто они? // Мир и согласие. 2006. № 1. С. 126—141.
- Григорьева М.А. Гендерный аспект политического терроризма. // Теория и практика общественного развития. 2011. № 5. С. 185—188.
- Добрович А.Б. Террористы — запрограммированные люди с пеленок // Известия. 2005. 13 сентября.
- Дронзина Т.A. Террористки-смертницы. // Вестник Евразии. 2005. № 1. C. 154—175.
- Интервью сокамерницы террористки-смертницы Заремы Мужахоевой. // Известия. 2004. 20 апреля. // http://www.izvestia.ru/life/article82576.
- Коран (перевод Э. Кулиева). // http://musulmanin.com/koran-na-russkom.html.
- Малашенко A.В. Почему боятся ислама? // Исламская альтернатива и исламистский проект. 2006. С. 122—141.
- Метелева C.Д. Двести дней в джихаде. Спецкорр. «МК» провела полгода в террористической организации. // Московский комсомолец. 2004. 19 июля.
- Ольшанский Д.В. Психология террора. — М.: Академический проект, 2002. — 319 с.
- Откровения террористки: «Я догадывалась, что должна совершить теракт путём самоубийства». // Известия. 2004. 3 февраля.
- Розин B.М. Мусульманка и её мир. // Россия и мусульманский мир. 2005. № 9 (159). С. 156—178.
- Ханелис В.В. С точки зрения психиатра, террорист-самоубийца, как правило, абсолютно здоров // Известия. 2004. 13 сентября.
- Юзик Ю.В. Невесты Аллаха. // http://lib.rus.ec/b/327620/read.
- Эмерай Д.А. Убийство женщин во имя чести в среде мусульман. // http:// sotref.com.
- Якупов М.Т. Современный джихад (социально-философский анализ). // Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. № 2. С. 579—584.