Совершенствование деятельности по улучшению качества на предприятиях теплоэнергетики
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Совершенствование деятельности по улучшению качества на предприятиях теплоэнергетики
По мере своего развития человечество все больше и больше нуждается в энергетических ресурсах. Без электричества и тепловой энергии практически невозможно представить быт и производственную деятельность современного человека. В настоящее время развитие экономики и улучшение качества жизни людей осуществляется благодаря доступности энергии и надежности энергоснабжения.
Основной движущей силой непрерывного роста энергопотребления выступает рост мировых экономик и увеличение численности населения. В течение следующих лет прогнозируется значительное увеличение энергопотребления, которое непосредственно связанно с развитием экономики и приростом населения. В свою очередь это приведет к росту давления на систему энергоснабжения и потребует повышенного внимания к повышению качества и эффективности использования энергии. В связи с этим вопрос определения и повышения качества тепловой энергии в сфере централизованного теплоснабжения приобретает особую актуальность.
Ключевым концептом в понятии «качество» является совокупность свойств, каждое из которых при оценке качества должно быть выражено в большей или меньшей степени, то есть иметь меру. Мерами свойств, определяющих качество, служат показатели качества [3].
К показателям качества тепловой энергии специалисты относят термодинамические параметры теплоносителя: температура и давление. В зависимости от вида теплоносителя (пар, горячая вода), с помощью которого передается тепловая энергия потребителям, выделяют следующие показатели ее качества:
1) при использовании пара в качестве теплоносителя:
2) температура, давление и теплосодержание пара на границе балансовой (эксплуатационной) принадлежности тепловых сетей теплоснабжающей организации и потребителя тепловой энергии;
3) при передаче тепловой энергии с помощью воды на нужды отопления, вентиляции и кондиционирования: температура в подающем трубопроводе по температурному графику регулирования отпуска теплоты в зависимости от температуры наружного воздуха; минимальный перепад давления в подающем и обратном трубопроводах; предельные значения давления в обратном трубопроводе на границе балансовой (эксплуатационной) принадлежности;
4) при использовании воды в качестве теплоносителя на нужды горячего водоснабжения: минимальная температура воды в подающем трубопроводе на границе балансовой (эксплуатационной) принадлежности в зависимости от схемы горячего водоснабжения.
Поддержание соответствующего уровня показателей качества производимой услуги «представляет сложную задачу, решение которой зависит от того, насколько подготовлены возможности производителя для реализации такого принципа. Существует не единственный организации деятельности по обеспечению высокого качества продукции или услуги, а ряд концепций, предложенных Гарвиным [5 с. 319], и подробно изложенных в работе [4 с. 171–182]. Они принимаются за основу для разработки концепций и инструментария их реализации как способа существования и повышения эффективности бизнеса.
Повышение эффективности бизнеса для предприятий теплоэнергетики предполагает строгое соответствие показателей качества выпускаемой продукции стандартным характеристикам. Выпуск продукции при строгом соответствии её показателей качества стандартным характеристикам – это основа концепции «ориентация на базовое качество продукции», которой и придерживаются все отраслевые предприятия.
Такая ориентация характерна для фирм, находящихся в стадии зрелости и стабилизации, качество продукции которых удовлетворяет требованиям рынка, что в полной мере относится к отрасли теплоэнергетики.
Со стороны руководства предприятий, ориентированных на базовое качество, следование названной концепции должно проявляться в осознанной организации действий по следующим позициям:
· оборудование предприятия должно быть исправным, квалификация работников высокой, а используемое сырье качественным. Проведение мероприятий, обеспечивающих выполнение перечисленных требований, приведет к появлению «затрат на то, чтобы все делалось правильно с самого начала». Но нужно понимать, что при наличии новейшего оборудования, высококвалифицированных специалистов и качественных материалов предприятию легче осуществлять свою деятельность, производить качественную продукцию и предоставлять услуги, тем самым обеспечивая себе полную окупаемость затрат.
· содержание в надлежащем виде теплотрасс для сокращения потерь, своевременный ремонт и проведение межсезонных испытаний теплосетей предотвратит в последующем возможные потери, «плату за сбои в системе»;
· создание службы контроля качества на предприятии, которая будет осуществлять корректирующие действия, повлечет за собой «затраты на проверку, что все по правилам», но сократит затраты на устранение потерь от выпуска некачественной продукции;
· компенсация для потребителей в случае некачественного предоставления услуг – «плата за то, что получилось плохо».
Такая «направленность управления затратами при ориентации предприятия на базовое качество сводится к последовательному замещению затрат на контрольные и корректирующие действия предупреждающими и профилактическими мероприятиями» [4, с. 179].
Сформированная таким образом система управления качеством продукции позволит в большинстве случаев осуществлять своевременное и целенаправленное воздействие на уровень качества выпускаемой продукции, предупреждать возможные недостатки и сбои в работе, обеспечивать их оперативное выявление и ликвидацию с наименьшими затратами ресурсов. Особая роль здесь отводится созданной на предприятии службе контроля, которая проводит внутренние проверки, контроль и разрабатывает мероприятия по совершенствованию продукции. Важным направлением является также подготовка кадров для обеспечения выполнения задач и качественного выполнения процессов по действующей системе менеджмента качества в рамках предприятия.
Современное управление качеством на предприятии, независимо от формы собственности и масштаба производственной деятельности, должно оптимально сочетать действия, методы и средства, обеспечивающие, с одной стороны, изготовление продукции или оказания услуги, удовлетворяющей текущие запросы и потребности рынка, а с другой – разработку новой продукции или услуги, способной удовлетворять будущие потребности и будущие запросы рынка. И здесь предприятия должны руководствовать концепцией, ориентирующей деятельность компании на создание нового продукта. Для реализации этой концепции предприятия теплоэнергетики должны стремиться овладеть уникальными знаниями, способствующими завоеванию или обеспечению устойчивого положения на рынке, передовыми технологиями, обеспечивающими высокое качество продукции. В итоге отметим, что качество новой промышленной продукции сводится к расширению функциональных возможностей, повышению технической эффективности и надежности, экономному использованию ресурсов, повышению патентно-правой защищенности.
Но предприятия может столкнуться с серьезной проблемой при реализации данной идеи. Теплоэнергетика в настоящее время нуждается в финансировании и, как показывает статистика, отрасль недофинансирована почти на три триллиона рублей. Более подробно эта проблема была развернута в статье [1].
Даже несмотря на низкую инвестиционную привлекательность отрасли, поддержание уровня качества выпускаемой продукции или услуги является сложной, но выполнимой задачей, решение которой во многом зависит от того, насколько к этому подготовлен сам производитель. Эффективность бизнеса напрямую зависит от строгого соответствия показателей качества выпускаемой продукции, а, следовательно, система управлением качеством на предприятии должна быть полностью направлена на качественное удовлетворение потребностей рынка с помощью определенного комплекса мер, методов и средств.