Анализ развития рынка фитнес услуг в России
Секция: Экономика
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Анализ развития рынка фитнес услуг в России
Физическая культура и спорт во все времена являлись важнейшим фактором поддержания и укрепления здоровья людей, совершенствования их культуры, способом и темой общения, активного времяпрепровождения, альтернативой вредным привычкам. Сегодня с каждым годом фитнес индустрия становится все более популярной в России и за рубежом.
Фитнес-индустрия в США развивается более 30 лет и именно в США создана первая особая фитнес система. В 1983 году американец Марк Мастров создает систему «24 часа фитнеса», («24 hour fitness») в основу которой он положил доступность во всех смыслах этого слова, начиная от режима работы до цены. Сейчас разнообразные фитнес-клубы есть практически в каждом населенном пункте США [1].
В Россию фитнес пришел в 1993 году, когда в Москве открылся первый фитнес-клуб World Class. Именно с этого периода можно считать, что в России начинает появляться фитнес культура.
Конкуренция на рынке фитнес-клубов значительно выросла за последние несколько лет. Тем не менее, по количеству фитнес-клубов на душу населения, Россия сильно отстает от Европы и США. Отставание связано еще и с тем, что по разным оценкам экспертов фитнесом занимаются около 12 % населения в Москве, а по России данный показатель снижается до 4 %, это существенно меньше, чем в странах Запада. Так сегодня в США около 22 % населения США активно занимаются фитнесом.
Для полноценной сравнительной оценки развития сферы фитнес услуг в России, проанализируем аналогичные экономические процессы в Великобритании. Данные для анализа получены от источника крупнейшей международной ассоциацией фитнес-клубов IHRSA (International Healt, Rasquet & Sportsclub assotiantion) [2].
На рисунке 1 представлена динамика численности количества спортивных организаций в разрезе анализируемых нами стран – Россия, США, Великобритания.
Рисунок 1. Динамика количества спортивных организаций в некоторых странах мира
При помощи визуализации данных о количестве авторам сделаны следующие выводы:
· учитывая разницу в общем количестве населения между Россией и США, и так же учитывая темпы роста количества спортивных организаций можно определить, что Российская Федерация отстает в своем развитии от США по данной сфере услуг минимум на 12 лет при оптимистичном прогнозе развития;
· потенциал роста количества спортивных организаций любой группы в России как минимум составляет 8 % от общей численности населений, так как если рассчитать показатель доли количества организаций США на численность населения (количество организаций разделить на общую численность населения и умножить на сто процентов), то данный показатель в США в среднем составляет 10 %, а в России всего 2 %;
· по динамике роста количества фитнес-центров Россия опережает Великобританию. Заняв прочные позиции на рынке в мегаполисах, крупнейшие игроки действуют в регионах открывают фитнес-центры по системе франчайзинга. Фитнес-индустрия в России набирает силу за счет привлечения различных ресурсов, в частности, с помощью организации и проведения выставочных и фестивальных проектов, среди которых, например, фитнес-фестиваль MIOFF и Московский международный открытый фестиваль здоровья и фитнеса и т.п. мероприятия.
На рисунке 2 представлена динамика доли населения, пользующегося фитнес услугами от общей численности населения анализируемых стран.
Данные рисунка 2 подтверждают информацию о том, что потенциал роста Российского рынка фитнес услуг большой, главное грамотно организовать систему популяризации здорового образа жизни. Российский подход к развитию фитнес-индустрии был изначально отличен от американского, потому заполнение среднеценового сегмента происходит во вторую очередь. Пионером отрасли стала сеть «Русской фитнес-группы». Со временем на российский рынок пришли международные сети Golden Gym's и World Gym, однако эта тенденция не получила развития, и сейчас доля зарубежных компаний в сегменте фитнес-клубов составляет менее 1 %.
Рисунок 2. Динамика удельного веса населения, потребляющего продукты фитнес-услуг
Несмотря на то, что большинство аналитиков прогнозируют, что в будущем развитие фитнеса будет полностью зависеть от крупных игроков, такое явление, как маленькие фитнес-клубы, существуют, и оно требует нашей оценки. Несомненным плюсом таких клубов является удобство месторасположения (около дома, работы и т.д.), не высокие затраты для организации подобных фитнес клубов. Поэтому, еще долгое время в России будут иметь место так называемые «качалки». Немало важно понимать, что для крупных игроков рынка сферы фитнес услуг наиболее привлекательными являются города, численность населения, которые превышает миллионное значение, следовательно, в городах с меньшим количеством жителей будут развиваться местные сети.
Таким образом, проведенный сравнительный анализ по данному вопросу позволяет авторам сделать следующие выводы:
· российский рынок фитнес-услуг находится в стадии своего начального развития, как следствие периода жизненного цикла степень его насыщенности очень низка по сравнению с другими странами;
· специфика России заключается в том, что первые фитнес-клубы развивались преимущественно в сегменте премиум класса и лишь затем началось активное освоение среднего ценового сегмента;
· по нашему мнению дальнейший роста российского рынка фитнес-услуг прогнозируем в развитии среднего ценового сегмента;
· российский рынок фитнес-услуг имеет отличительную специфику в разных регионах России. В столице и крупных городах достаточное количество клубов премиум сегмента, в средних городах фитнес представлен региональными брендами, в то время как в малых городах рынок фитнес-услуг либо фрагментарен, либо практически отсутствует;
· в тоже время потенциал фитнес-индустрии московского и регионального рынков остается значительным, население сохраняет повышенный спрос на фитнес-услуги;
· сложившаяся конкуренция на рынке фитнес услуг России диктует участникам необходимость в разработке и проведении стратегии ценообразования и клиентоореентированности;
· развитие рынка фитнес-услуг обеспечивает высокое качество предоставляемых услуг, профессиональная работа персонала, выбор выгодного местоположения, проведение гибкой ценовой политики, введение разнообразных дополнительных услуг.