Поиск возможных внутренних резервов роста объема поступлений в федеральный бюджет
Секция: Экономика
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Поиск возможных внутренних резервов роста объема поступлений в федеральный бюджет
В данной статье особое внимание уделено поиску возможных внутренних резервов роста объема поступлений в федеральный бюджет РФ в условиях его дефицита и неблагоприятной внешнеэкономической сырьевой конъюнктуры. Также проведен анализ источников дохода федерального бюджета.
На сегодняшний день одним из основных вопросов является поиск резервов роста доходов Федерального бюджета. В нулевых годах этой теме уделялось минимальное внимание, так как растущие цены на нефть и газ полностью покрывали возрастающие потребности. В связи с ежегодным увеличением доходов не было беспокойства о необходимости поиска резервов. Однако, начиная с 2009 года рост доходов ФБ за счет нефти и газа прекратился и выявление резервов стало наиболее актуальным. Необходимо понять, по каким из существующих источников дохода ФБ можно будет повысить доходность.
В данной статье я рассмотрю несколько инициатив, благодаря которым планируется увеличить объема поступлений в ФБ.
Для любого государства бюджет является основой кредитно-финансовых отношений. Это не только экономическая основа страны, но и способ манипулировать внутренним и мировыми рынком. Бюджет Российской Федерации не является исключением.
Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.[1]
Бюджет – экономический регулятор страны, именно он является финансовым источником государственной деятельности.
Годовой бюджет РФ составляют доходы, которые поступают в государство из различных источников. Основную часть доходов составляют: таможенные пошлины, общий налог на добычу нефти и газа, налог на прибыль организации, НДС, всевозможные акцизы и прочее.
Однако существует такое явление как дефицит бюджета. Он утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и определяется как разница между общим объемом расходов и общим объемом доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.[2] Причинами бюджетного дефицита могут быть: кризисные явления в экономике и финансах реального сектора, неустойчивость денежно-кредитной системы, колебания на финансовом рынке, нестабильностью цен на мировом рынке и другие.
В настоящее время экономика России нестабильна. На это влияют различные внешние и внутренние факторы. После периода расцвета экономики нашей страны – наступили непростые времена. Если проанализировать доходы и расходы бюджета, то наблюдается следующая тенденция: в 2010 году резко падает показатель доходов и возрастают расходы, что соответственно, влечет за собой дефицит бюджета. И, несмотря на то, что на протяжении следующих лет доходы стали увеличиваться, показатель расходов все равно выше. На 2016 год дефицит бюджета составил 2359 млрд. руб. Нельзя забывать, что от сбалансированности этих показателей зависит экономическая стабильность государства
Рисунок 1. Основные параметры федерального бюджета 2009-2016гг.[3]
На сегодняшний день основной проблемой федерального бюджета является балансировка доходов и расходов в связи с резким падением цен на нефть. Крупнейшим доходным источником является налоговая нагрузка в нефтяном секторе экономики. Проанализируем следующую диаграмму (рисунок 2).
Рисунок 2. Изменение нефтегазовых доходов в федеральном бюджете.[4]
Из нее видно, что изменилось соотношение нефтегазовых доходов и доходов бюджета. Последнее время они не составляют даже половины.
Нефтегазовые доходы складываются из НДПИ на углеводородное сырье и экспортных пошлин на сырьевую нефть. В январе-феврале 2016 года средняя цена на нефть упала до $29,7 за баррель.
Другая сторона снижения нефтегазовых поступлений – повышение роли ненефтегазовых доходов. Основной задачей является выявление резервов роста доходов. Конечно же правительство будет рассматривать все возможности по повышению доходной части бюджета, но существует вероятность, что рост налоговой нагрузки может замедлить экономику.
Сейчас формируется методология ведения перечня источников доходов РФ. Она поможет систематизировать информацию по всем существующим источникам доходов. В этот перечень будет включаться информация о платежах, которые поступают в бюджетную систему, их законодательно установленные размеры, ставки налогов, льготы, категории плательщиков и т.д. Этот свод данных о всех возможных платежах в бюджетную систему позволит провести анализ резервов роста доходной части. То есть, понять, что будет, если отменить определенные льготы, повысить ставки налогов, и т.д.
Власти сейчас готовят контуры новой налоговой политики. Предполагается перераспределение налогов и социальных взносов. В Госдуме обсуждается возможность увеличения ставки по НДФЛ. По последним данным, ее собираются поднять до 17%. Повышение ставки позволили бы сбалансировать бюджетную систему РФ. Это планируется компенсировать снижением ставки страховых взносов до 22%. При этом 6-8 процентных пунктов НДФЛ будут направлены в федеральный бюджет.
Однако данное решение может привести к обратному эффекту. Существует множество противников этой инициативы. Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко считает, что сокращение страховых взносов не лучший вариант, ведь тогда дефицит пенсионного фонда придется финансировать из других источников. Реакция общества на повышение налогов, как правило, одна – применение схем по их оптимизации. Возможно из-за увеличения ставки физические лица станут скрывать свои реальные доходы, следовательно, снизится налогооблагаемая база, как итог – поступления от налога могут сократиться, а не вырасти.
Повышение ставки НДФЛ не единственная налоговая мера, обсуждаемая экспертами. Минфин надеется оздоровить экономику за счет повышения ставки НДС до 22%. По расчетам Министерства финансов, увеличение НДС приведет к разовому «вкладу в инфляцию» на уровне 2%. Однако эксперты считают, что рост цен будет держаться на более высоком уровне около 6 месяцев. Цель Центробанка – достижение инфляции в 4% и удержание ее на этом уровне. Но из-за роста НДС регулятор может не достичь желаемого. Так же рост НДС может повлечь за собой снижение уровня жизни.
Также сейчас развивается система маркировки товаров контрольными знаками. С августа 2016 года проходит апробация данной технологии на товарах из натурального меха. Теперь нельзя продать шубу, у которой нет контрольного знака (по аналогии с акцизной маркой). Этот знак позволяет отследить «жизненный цикл» продукции от момента производства до момента реализации конечному потребителю. В итоге эта информация попадает в налоговые органы. Благодаря этому нововведению серый рынок практически исчез. Легальный ввод меховых изделий в оборот вырос на 57%. Глава ФНС Михаил Мишустин заявил, что с 1 февраля 2017 года стартовал новый эксперимент по маркировке лекарств контрольными знаками. Однако, основной смысл контроля оборота лекарств состоит в экономии государственных средств за счет возможности исключить закупки ненужных и избыточных препаратов и обеспечить реальную конкуренцию между поставщиками.
В июле 2016 года был принят закон о поэтапном переходе по всей стране на новую технологию применения ККТ (контрольно-кассовая техника). Теперь продавцы розничной торговли обязаны в режиме реального времени передавать налоговым органам кассовые чеки, что так же ведет к сокращению серого рынка. С 1 февраля 2017 года бизнес начал применять новые кассы, и уже сейчас можно говорить о первых результатах реформы: работает более 100 тыс. кассовых аппаратов согласно новым требованиям; зафиксировано более 220 млн расчетов на сумму более 110 млрд. руб.; регистрация касс возрастает ежедневно.
Согласно плану – полностью перейти на ККТ бизнес должен до июля 2017 года, а ИП – до июля 2018г.
Изменения происходят и в самом Министерстве финансов. Раньше в Минфине доходами занимался один отдел из 5 человек. Однако в 2016 году образовали целый департамент из 60 человека – Департамент доходов.
На сегодняшний день существует множество крупных инициатив, которые позволят сократить долю серой экономики в России. Это и есть основной резерв роста доходов. Как дополнительный положительных эффект – снизится доля недобросовестных участников экономики.
[1] БК РФ, Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе//СПС КонсультантПлюс
[2] БК РФ, Статья 92. Дефицит федерального бюджета//СПС КонсультантПлюс
[3] Источник: сайт Министерства финансов РФ
[4]Источник: сайт Министерства Финансов РФ