Взаимодействие таможенных органов и правообладателей в области защиты объектов интеллектуальной собственности
Секция: Экономика
XXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Взаимодействие таможенных органов и правообладателей в области защиты объектов интеллектуальной собственности
Стремление таможенных органов РФ максимально эффективно осуществлять свои функции по защите прав интеллектуальной собственности и рынка от нелегальной торговли и контрафактной продукции, сопряжено с необходимостью взаимодействовать с правообладателями, либо же с их представителями.
Таможенный контроль за перемещением товаров содержащих интеллектуальную собственность (товарных знаков и знаков обслуживания, объектов авторских и смежных прав, наименований мест происхождения товаров), является важным вопросом, поскольку таможенные органы обеспечивают защиту не только российского рынка, но и потребителей и правообладателей.
Выявление признаков, указывающих на нарушение прав интеллектуальной собственности, осуществляется таможенными органами не только в ходе совершения таможенных операций в отношении декларируемых товаров, но и при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, при проведении оперативно-розыскных мероприятий, как
самостоятельно, так и совместно с иными правоохранительными органами, например с ГУ МВД.
Если на упаковке товаров, этикетках незаконно размещены товарные знаки или схожее с ним до степени смешения изображение, являются контрафактными, то в этом случае правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров.
По просьбе правообладателя (представителя) таможенные органы могут привлечь нарушителя к ответственности, тем самым помогают защищать интересы владельцев товарных знаков, включая их в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), применяя процедуру «ex-officio» и призывая правообладателей к сотрудничеству.
Согласно процедуре «ex-officio», таможенники выявившие, что заявленный товар в декларации содержит внесенный в ТРОИС объект интеллектуальной собственности, например, товарный знак, вправе приостановить выпуск такого товара на 10 рабочих ней для проверки соблюдения прав правообладателя.
Одним из важнейших инструментов таможенного контроля по защите интересов правообладателей является ТРОИС, который ведется Федеральной таможенной службой России на основании заявлений правообладателей интеллектуальной собственности.
В ТРОИС по состоянию на начало мая 2020 года, находится 3196 ОИС с не истекшим сроком, принадлежащих как российским, так и зарубежным компаниям.
В таблице представлена выдержка из таможенного реестра интеллектуальной собственности на примере «Зарегистрированных товарных знаков «NIVEA» и «Adidas».
Таблица
Зарегистрированные товарные знаки «NIVEA» и «Adidas» на официальном сайте ФТС ТРОИС
Должностным лицам таможенных органов визуально отличить контрафактную продукцию от оригинала крайне сложно. Для этого необходимо тесное сотрудничество с правообладателями товарных знаков и т.п.
Однако правообладатели не всегда идут на сотрудничество с таможенными органами.
На данном этапе развития при проведении работы направленной на пресечении незаконного ввоза товаров, нарушающих интеллектуальные права, таможенные органы сталкиваются с такими тенденциями касающихся в сфере взаимоотношений с правообладателями как:
- Отсутствует алгоритм (инструкция) по взаимодействию правообладателей и таможенных органов.
Создание на уровне ФТС инструкции по взаимодействию, позволит таможенным органам координировать свои действия в разных обстоятельствах обмена информации с правообладателями. Например, в инструкции должно быть подробно изложены действия таможенных органов на нежелание правообладателей (представителей) отвечать на запросы правообладателей.
- Пассивность, выраженная молчанием многих правообладателей (представителей) на запрос таможенных органов.
Некоторые правообладатели не желают защищать свои товарные знаки и отказываются от применения к нарушителям мер административного воздействия, объясняя это незначительным ущербом товарной партии и долгой процедурой разбирательства, а также правообладатели предпочитают договариваться с нарушителями лично.
В большинстве случаев, правообладатели не осведомлены в вопросе защиты своих прав, не желают тратить время и финансовые ресурсы на борьбу с нарушителями, боятся испортить репутацию, если дело вызовет широкий резонанс в обществе.
Проблемой является то, что на правообладателей законодательно не наложены никакие обязательства по взаимодействию с таможенными органами. Зачастую бездействие правообладателей приводит к неэффективности всех проводимых таможенными органами мероприятий по задержанному товару.
- Нет тесного информационного обмена между таможенными органами и правообладателями.
На сайте ФТС России реализован сервис «Личный кабинет участника ВЭД», предназначенный для персонифицированного информационного взаимодействия участника ВЭД с таможенными органами.
Через сервис «Правообладатели» участник ВЭД может получить информацию о включении (исключении) ОИС в (из) ТРОИС, в том числе о внесении изменений в ТРОИС.
Также правообладатель (его представитель) может получать информацию о приостановлении таможенным органом выпуска товаров, содержащих объектов интеллектуальной собственности (ОИС), внесенные им в ТРОИС.
Создание дополнительного электронного сервиса в режиме реального времени для обмена информации о товаре между таможенными органами и правообладателями (представителями) значительно поможет и облегчит пересылку сведений о товаре. Данный электронный сервис должен реализовываться и на телефоне, как скаченное приложение, т.к. таможенным органам легче фотографировать задержанную продукцию на телефон и сразу отправлять фотографии правообладателю, либо же представителям, которые находятся на территории РФ.
Такая схема работы позволит, во-первых, оперативно пресекать попытки ввоза контрафакта на таможенную территорию, во-вторых, снизит трудовые и временные затраты таможенных органов при проведении таможенного контроля, одновременно повышая его эффективность.
- Отсутствует механизм уничтожения контрафактных товаров, не решён вопрос с хранением на складе контрафактного товара на складе. Из-за длительного периода выяснения информации у правообладателя (представителя) (т.е. долгого ответа правообладателей на запрос таможенного органа) идут большие расходы на хранение, транспорт и процедуру уничтожения.
- Недостаточность знаний правообладателей о возможных мерах защиты со стороны таможенных органов.
На данный момент для того чтобы улучшалась результативность взаимодействия (представителями) устраиваются мероприятия, мастер-классы и семинары между таможенными органами и представителями правообладателей, для обмена информации.
В ходе данных мероприятий представители, а также специалисты по вопросам защиты бренда предоставляют таможенникам подробную информацию об отличительных особенностях оригинальной продукции и её маркировке. А со стороны таможенных органов представители и специалисты могут услышать, что именно делается для защиты их бренда.
Чтобы правообладатели помогали таможенным органам отличать оригинальную продукцию по конкретным признакам важно наиболее тесно взаимодействовать с правообладателями и вовлекать их в защиту собственных прав на ОИС. При таком взаимодействии таможенные органы запрашивают у правообладателя всю необходимую информацию, которая позволит в дальнейшем защитить их права на ОИС, например, запросить отличительные признаки оригинальной продукции. А также следует проводить качественную идентификацию товаров.
Вовлеченность правообладателя в защиту собственных прав на ОИС позволит таможенным органам вызвать заинтересованность даже при задержании незначительного количества товара, обладающего явными признаками контрафактности, и готовность к оперативному обмену информацией. В частности, знание лишь одного отличительного признака товара уже позволяет таможенным органам оперативно распознать и пресечь распространение на территории России сомнительную продукцию.
Предоставление правообладателем информации на запрос таможенного органа об отличительных признаках оригинальной продукции позволяет в дальнейшем провести качественную идентификацию товаров.
В дальнейшем предоставленная информация об оригинальной продукции во многом помогает при проведении экспертизы на предмет определения признаков контрафактности товаров необходимо провести сравнительный анализ с оригинальными образцами либо иметь информацию об отличительных признаках оригинальной продукции, так как некоторые товары, направленные на экспертизу, не имеют оригинального аналога.
Благодаря активному взаимодействию добросовестных правообладателей и таможенных органов, в последние годы увеличилось количество обращений в таможенные органы правообладателей интеллектуальной собственности с заявлениями о защите их прав. Особое значение для защиты прав владельцев торговых марок имеет ТРОИС, который ведет ФТС. В ТРОИС по состоянию на 29 апреля 2020 года, находится 3196ОИС с не истекшим сроком, принадлежащих как российским, так и зарубежным компаниям.
Это указывает на растущее внимание правообладателей к такой форме защиты своих прав, как ТРОИС, а также о положительной оценке планомерной деятельности ФТС России по повышению уровня защиты прав интеллектуальной собственности.
Следовательно, правообладатель, используя механизм таможенного реестра, непосредственно взаимодействует с таможенными органами. Таможня, в свою очередь, при выявлении признаков контрафактности может приостановить выпуск зарегистрированного в реестре товара.
Реализация совместного участия правообладателей и таможенных органов в семинарах, имеет практическое значение для налаживания тесного сотрудничества и обмена информацией в вопросах идентификации контрафактной продукции.
Таким образом, сегодня в борьбе с контрафактом не выработано универсального способа. Для совершенствования взаимодействия правообладателей и таможенных органов при защите прав на объекты интеллектуальной собственности таможенным органам следует проводить плановую работу по устранению основных проблем, связанных с нежеланием правообладателей идти на сотрудничество.
Результатом такой деятельности должно стать наиболее эффективное вовлечение правообладателей в защиту собственных интересов, что позволит таможенным органам увеличить показатели по борьбе с контрафактом и освободить себя от ненужных временных простоев, а также введение процедуры параллельного импорта, при котором взаимодействие правообладателей и таможенных органов прекратится.
Таможенные органы ФТС России призваны противодействовать поступлению контрафактной продукции на территорию РФ, тем самым защищая потребителя от некачественной продукции, правообладателей от нарушений прав на ОИС и пополняя федеральный бюджет.
В целях оценки эффективности деятельности ФТС России по взаимодействию с правообладателями ежегодно проводятся семинары, встречи, на которых обсуждаются вопросы сотрудничества и эффективной защиты интеллектуальной собственности.
Одной из актуальных задач, стоящих перед таможенными органами, является максимально возможная автоматизация процессов включения правообладателей в ТРОИС в целях минимизации временных и финансовых затрат правообладателей.
Без активного сотрудничества таможенных органов и правообладателя, рынок поглотит еще большая волна контрафакта. Это повлияет не только на прибыли самого правообладателя, но также и на состоянии здоровья самого потребителя, т.к. велика вероятность производства из менее качественного сырья.