Статья:

Традиционные способы выплавки железа у якутов

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: История и археология

Выходные данные
Степанов Н.В. Традиционные способы выплавки железа у якутов // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(52).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Традиционные способы выплавки железа у якутов

Степанов Нюргун Вячеславович
магистрант Северо-Восточного федерального университета, РФ, г. Якутск
Гоголев Анатолий Игнатьевич
научный руководитель, доктор исторических наук, профессор, проф. Северо-Восточного федерального университета, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск

 

1. Историко-этнографические сведения о железном промысле якутов.

Кузнечество является одним из наиболее древних видов ремесел. Особое отношение к кузнецу – широко распространенное явление почти у всех народов мира, как кочевых, так и оседлых.

Кузнечный промысел в 18-19 в.в. был у якутов единственным промыслом, который приобрел характер товарного производства, хотя кузнечное ремесло обычно не отделялось от сельского хозяйства. Якутские кузнецы издавна умели выплавлять из руды в железо.

Из металлов якутам знакомы: железо, медь, бронза, серебро, олово свинец, золото. По значению и распространенности на первом месте следует поставить железо.

Это, кроме того, единственный металл, который в настоящее время якуты добывают из руды, и единственное производство, ясно обособившееся в кустарный промысел.

Как указывают ученые, самым древним способом получения железа является «сыродутный» способ выплавки железа.

Согласно якутским преданиям, обработке железа научил местных жителей Эллэй-богатырь (первый кузнец), прибывший верхом на бревне по реке Лена. Вначале он разбивал камни о камни и временами исчезал из дома на день на два. Затем выдолбил обрубок бревна наподобие деревянной ступы, и обмазал внутри глиной. Это был его горн.

Местные смотрели на все эти приготовления, точно малые дети, не понимая, что это за вещи. Потом, наложил в гон камней, он, раздувая мехом, выплавил железо. Употребляя камни вместо молота, выплавил из того железа молотки, клещи, топоры. Сделал также и горбушу, которой скашивал траву.[ 1; с 57 ]

Кузнечное дело якутов считается потомственным ремеслом. В одном из вариантов эпических сказаний о кузнецах, говорится о том, что чем больше у кузнеца предков-кузнецов, тем он могущественнее.

В легенде об Элляе, его сын Тоосогор тоже был назван кузнецом.

Обычно секреты металлургического и кузнечного производства передаются по наследству.

Помимо технологических вопросов, связывающим звеном между ремесленниками разных поколений выступает их общая идеология – культ кузнеца.

Каждый мастер должен помнить, что получил свой дар от первопредков, которые в свою очередь получили его от всемогущего родоначальника всех кузнецов – Кыдай Бахсы.

По традиции потомок кузнеца через шамана должен принести в жертву скота черной масти своему мифическому божеству.

Профессия металлурга была окружена ореолом таинственности, загадочности. Плавильщик пользовался абсолютным доверием населения. Его прославляли. Его боялись, даже шаманы.

Весь якутский фольклор богат образами, олицетворяющими природные стихии, связанными с освоением железной культуры.

Они нашли свое отражение в мифологических мотивах эпических сказаний, якуты считали, что покровителем кузнецов являлся один из главных духов – Кыдай-Бахсы, передавший этот дар людям.

По представлениям якутов, кузнец был носителем высшего знания и обладал сверхъестественными силами.

Кузнецы, как и шаманы, имели духа – покровителя Кыдай Бахсы. Шаман был не в силах навредить кузнецу.

Якутский нож.

Якутский нож является образцом, эталоном древнейших разновидностей таких изделий, который сохранил первоначальный внешний вид, геометрические параметры и размеры.

Сравнить и спутать его не с чем. Для того чтобы понять всю прелесть и удобство якутского ножа, нужно просто взять его в руки.

Для народностей, которые живут в основном охотой, нож является первейшим орудием в жизни.

Старики-охотники говорят: «В тайге лучше остаться без ружья, чем без ножа». Хороший нож для якутов – самый близкий и верный друг.

Археологические раскопки, проводимые на территории нынешней Якутии, показали, что образцы ножей, найденные в различных могильниках и стоянках древних людей, имеют сходство с якутскими ножами.

Поэтому, якутский нож представляет собственный продукт, отшлифованный тысячелетними использованиями в таежных и северных условиях, как местным населением Якутии, так и приезжими.

Существует множество вариаций якутского ножа, но в классическом варианте он представляет собой клинок длиной от 110 до 170 мм насаженным на деревянную ручку, сделанную из березового капа с кожаными ножнами.[1; с. 53]

Серошевский В.Л. указывает, он небольшой, редко длиннее 4 и шире ½. Спинка его тупая, прямая, от 3 до 5 линий толщиной.

Конец острый, пальмовидный, лезвие слегка вогнута. Последние годы с этой стороны якутские мастера делали желобок. Хвост, который вбивается в деревянный или костяной черень, вдвое короче лезвия.

Обычно хвост помещался посередине лезвия, образуя два плечика, но были и ножи, где хвост оттянут в одной линии с острием в одно плече. Якутские ножи были образцом совершенно особых сибирских ножей.

Только самодельные ножи минусинских татар имели некоторое сходство с якутскими. [1; с. 66]

Якутский нож – один из древнейших видов орудия труда и охоты, удивительные клинки из глубины истории якутской земли, которые сохранили до нашего времени свои особенности по назначению, конфигурации и применению не только в повседневной жизни. По оценке специалистов – это реликвия народа Саха.

Актуальность темы исследования  обусловлена  тем, что в настоящее время в Республике Саха  (Якутия) происходит настоящий «ренессанс» древних кузнечных традиций и возрождение кузнечного дела предков.

Также можно отметить,что  каждому народу нужно знать свое прошлое. В 2012 г. президент Якутии Егор Борисов провел специальное совещание о развитии кузнечного дела в республике. Было предложено в условиях современного рынка и товарного производства признать штучным национальным товаром, такие высочайшие творения, как якутский нож и якутский хомус. Необходимо во время мировой глобализации уметь сохранить свои традиции а к этому не сомненно относится кузнечное дело якутов.

Заключение

В заключении необходимо сформулировать основные итоги исследования.

С самого начала прихода русских на земли якутов, то есть уже в середине XVII в., отмечается наличие развитых местных традиций черной металлургии. Якутский эпос Олонхо представляет нам ярчайшие картины кузнечного культа и сакрализации процесса получения железа.

Якуты – самый северный тюркский народ на планете, заметно выделялись на фоне соседних народов, не имевших развитых металлургических традиций. Понятно, что уже тогда именно секреты выплавки железа и получения кузнечных изделий определяли культурную самобытность якутов.

Попытки российской администрации в XVII-XVIII вв. начать разработки якутских месторождений железной руды и наладить своё производство по выплавке железа потерпели неудачу.

Во второй половине XIX в. черная металлургия Якутии достигла наивысшего подъема. Качество якутского железа высоко ценилось и получало наивысшую оценку от первых исследователей Сибири.

Веками выработанные навыки и технологический опыт усовершенствовались. За счет увеличения объемов печей мастера повышали производительность труда и выхода конечного продукта – кричного железа. Приемы и новации в технологии во многом достигались на опыте своих же исследований.

Якутские ремесленники, которые овладели секретами выплавки руды, и получения качественного железа долго были на стадии домашней обработки и мелкотоварного производства, что обуславливалось ходом социально-экономических отношений, коренных жителей Якутии на рубеже XIX – начала XX вв.

Многие исследователи писали о многогранной роли кузнеца – он был не просто кузнецом, но и литейщиком, ювелиром.

Непосредственное участие кузнеца в огненных и водных стихиях, он был еще и лекарем, 50 предсказателем, философом.

Но в современном мире со времени развития промышленности, изменилась и роль кузнеца в обществе, в таких условиях главным элементом является развитие и сохранение кузнечества, как части неотъемлемой традиционной культуры, изучение истории и технологии кузнечного дела.

Можно говорить о прекращении массового кустарного производства железа в республике Якутия в начале-середине XX века. Традиционные железные изделия изменяются промышленными товарами советского производства.

В самом начале XXI в. происходит возвращения дедовских методов выплавки и последующей ковки металлов. В работе показано, что первоначально инициатива этого возрождения принадлежала кузнецам краеведам, а также простым энтузиастам.

Традиции ковки якутских ножей практически не прерывались, а вот рецепты выплавки самого железа из местной руды практически были утеряны. Огромная работа энтузиастов с историческими источниками, планомерные опросы старейших членов кузнечных родов, когда-то в молодости учувствовавших в плавках железа дали потрясающий результат – в 2009 г. после серии экспериментов удалось восстановить древний секрет получения железа из якутской руды.

Причины такого возрождения металлургических традиций мы видим в ответной реакции якутского этноса на процессы глобализации.

Ответной реакцией на процессы универсализации и стандартизации становится стремление якутов к культурному своеобразию, что и привело к возрождению древних традиций. Выплавка железа и кузнечное ремесло стали своеобразными индикаторами якутской национальной идентичности.

Сегодня Якутия известна всему миру своими мастерами по металлу. Развитие традиционного кузнечества активно поддерживается руководством республики. Действительно можно говорить о возрождении древних традиций плавки железа и кузнечного ремесла. Якутский железный нож и хомус стали своеобразными культурными символами республики.

Необходимо отметить, что в современных условиях эти два национальных бренда, приносят и вполне ощутимую коммерческую выгоду. Местные предприниматели сумели наладить сотрудничество с мастерами и активно продвигают эти товары на международные рынки. Проведение кузнечных фестивалей повышает также туристическую привлекательность региона.

 

Список литературы:
2. Антонов И.К. О Якутских металлургических терминах  //Полярная  Звезда-1977. №6.-С.108-109 
3. Алексеев Н.А. Обряд посвящения в кузнецы у якутов: (Материальная среда)// Из истории Якутии в XVII-XVIII вв.-Якутск, 1965.-С.52-75 
4. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада Материалы по мифологии и о легендарной истории якутов / Г.В. Ксенофонтов: сост.ред. В.М. Никифоров.- Якутск: «Бичик», 2004.-352  с. 
5. Кулаковский А.Е. Научные труды / А.Е Кулаковский:  Подготовилт к печати Н.В. Емельянов, П.А. Слепцов, Якутск: Кн. Изд-во 1979, - 484 с.