МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА СТРАНИЦАХ УССУРИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ «КОММУНАР» В ПЕРВЫЕ ГОДЫ «ОТТЕПЕЛИ» 1953—1957 гг.
Секция: 1. История
XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА СТРАНИЦАХ УССУРИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ «КОММУНАР» В ПЕРВЫЕ ГОДЫ «ОТТЕПЕЛИ» 1953—1957 гг.
В статье идет речь о том, как советская идеологическая система в первые годы после смерти Сталина формировала в сознании граждан представления о недопустимых качествах советского человека. Для этого использовались разного рода обличительные методы, в том числе, и визуальные ресурсы.
Неотъемлемой частью развития идеологии и культуры в советское время было воспитание граждан, как политическое, так и нравственно-этическое. Мораль, изложенная в принципах строителя коммунизма, соответствовала и общечеловеческим ценностям. Газета «Коммунар», выходившая в небольшом приморском городе 5 раз в неделю, как и вся пресса Советского Союза, была призвана воспитывать, обличать, направлять, помогать решать жизненно важные проблемы людей. Анализ газетных публикаций первых лет после смерти Сталина (1953—1957) был выбран не случайно. Это психологически непростое время некой растерянности, смены ориентиров, которое вскоре сменится новым культом личности Н.С. Хрущева, отодвинув в газетных материалах на второй план большую часть проблем.
В фельетонах 1953 г. «Георгий Кузьмич свирепствует» и «Гнев товарища Синюгина», «Прозрачный прилавок» и «Мздоимец» представлены колоритные негативные образы чиновников и их помощников. Так в материале с говорящим названием «Пустили козла в огород…» В. Устюжанина и Я. Иванов разоблачают начальника, проявившего халатность, взявшего на работу «козла». Виновным в этом авторы видят и предыдущее руководство работника, которое не указало в его документах реальную причину увольнения — воровство. И теперь «с легкой руки ротозеев Карнаухов прочно осел на облюбованном «доходном месте» и развил свою деятельность вовсю. Он окружил себя «близкими людьми, умеющими держать язык за зубами и с помощью подтасованных предлогов убрал с дороги тех, кто пытался поймать его с поличным» [14]. Интересно то, что в статье озвучены все имена, должности и места работы людей, которые так или иначе связаны с тем, что «пустили козла в огород».
Круг нравственно упавших людей не ограничивался теми, кто занимал высокие посты. Поведение обычных граждан становилось темой газетной статьи. История, взятая из уголовного дела, — «Дело братьев Иванько» — носила назидательный характер. Рассказ идет о печальной истории пожилой женщины, вырастившей в одиночку семерых «деток» и «вот на восемьдесят четвертом году жизни ей пришлось устраиваться работать на сахарный комбинат и искать пристанища у чужих людей» т. к. дети отказываются принять ее. Жить Степаниде Демидовне негде потому, что она все продала, когда сын пригласил ее жить к себе, но «когда же деньги попали в жадные руки Дмитрия, маска без промедления была снята. Он избил мать, выгнал на улицу и все ее вещи забрал себе» [5].
Некоторые фельетоны имели целью не разоблачить злоумышленников, а открыть им глаза. Фельетон «Пугало» описывает семейную жизнь Павла Никитовича Луцика, который «вернувшись из командировки и хлебнув для храбрости 150—200 граммов, начинал «учить» жену. В воздухе сверкал нож, летели горшки, щетки, посуда. Затем автор В. Михайлов поясняет, что все проблемы в семье лишь из-за воспаленного воображения ее главы, а карательные мероприятия проводимые Павлом Никитовичем приводят лишь к отрицательному результату: маленький сын «едва завидев его, прячется за дверь и, только убедившись, что сегодня «папа маму не собирается убивать», покидает свое убежище», а старшие дети ни во что не ставят взрослых, прогуливают школу и поэтому остались на второй год и т. д. В заключении автор пишет, что «так и воспитываются хулиганы, люди, нарушающие правила морали» и что «к счастью, дети Луцика еще не испорчены. Их нетрудно направить по верному пути. Так нужно же сделать это!» [6].
Удивительно, что лишь сатирическим изданиям, таким как журнал «Крокодил» было позволено демонстрировать негативную сторону советской действительности, но на страницах «Коммунара» карикатура регулярно сопровождала критические заметки. Негативные образы, создаваемые словом и визуальными средствами, выступали в качестве вспомогательного средства в перевоспитании масс, демонстрируя всю неприглядность несоветского поведения. В заметке «Прощаясь со старым годом…» говорится о недостатках общегородского уровня, которые не удалось преодолеть в прошедшем году. Каждая из рассмотренных проблем сопровождается сатирической зарисовкой. К примеру «пожелаем заведующей горкомхозом т. Кушнир отметить первый день нового года в поселке сахарного комбината. Пусть поплутает по безымянным переулкам среди домов без номеров. Может быть, тогда снизойдет она до этих мелочей, о которых говорят и пишут уже, по меньшей мере, четыре года» [13]. Рядом с замечанием соответствующая карикатура, которая изображает заведующую в желаемой ситуации.
Рисунок 1. «Прощаясь со старым годом…»
Из названия статьи «Забытое общежитие рабочих» ясен её смысл и назначение, но лучше всех слов характеризует общежитие карикатура с подписью «Почти без преувеличения» [10].
Рисунок 2. И. Храпко «Забытое общежитие рабочих»
Неоднократно в газетных материалах высмеивались такие пороки советских людей, как пьянство «Главбух Коротких и его собутыльники», цинизм и самодурство — «Три свадьбы», жадность и стяжательство — «Каким ты был…» и «Незаконченная история», высокомерие и надменность — «Канцелярская дележка». Все эти фельетоны раскрывают единичные случаи, показывают конкретных людей, но имеют своей целью воздействие на всех читателей: подразумевается, что кто-то, возможно, узнает себя в этих нелицеприятных персонажах и, посмотрев на себя со стороны, одумается.
Публиковались в «Коммунаре» и анонимные жалобы читателей «на злобу дня». Они группируются по определенной тематике и сопровождены «говорящими» рисунками. Так, пять заметок объединены одним общим заголовком «Улучшать культуру обслуживания трудящихся города» [12].
Здесь жалуются на испорченные пирожки, купленные в ресторане станции Ворошилов-Уссурийск, на то, что «уже давно на колхозных полях созрели ранние овощи, их некуда девать, а работники торгующих организаций почти ничего не сделали, чтобы организовать массовую торговлю ими», а на рынках цены сильно завышены. Пишут о том, что «Тетрадь спроса покупателей на товары» висит в магазине № 25 «Только для формы» — так и называется данная заметка [11]. Теперь сами читатели пытаются воздействовать на сложившуюся ситуацию, проявляя свою активную жизненную позицию.
Рисунок 3. Н. Миняева «Улучшать культуру обслуживания трудящихся города!»
Такие рубрики продолжаются и в выпусках за 1956 год, они выходят под заголовком «Письма наших читателей», у них нет общей темы, зато теперь они имеют своего адресанта. И. Потопяк — автор письма «Позолоти ручку…», сетует на то, что граждане поощряют тунеядцев и мошенников, соглашаясь на гадание или предсказание судьбы за деньги. Делая вывод, автор обращается к читателям «будьте непримиримы к подобным явлениям, товарищи! Только тогда сможем мы изжить дурные стороны нашей действительности» [8]. Работница швейной фабрики М. Коваленко пишет о том, что необходимо «Навести порядок в отделе кадров», т. к. «здесь часто принимают людей без проверки их деловых качеств. В результате некоторые лица, принятые на материально-ответственные должности, оказались растратчиками». В то же время само начальство в лице т. Сусловой и т. Терещенко плохо исполняют свои обязанности [3].
Рисунок 4. «Позолоти ручку…»
«Продавец должен быть вежливым» гласит название следующей заметки, но покупатели магазина № 3 в 1956 году заметили обратное в поведении продавщицы бакалейного отдела А. Олейниковой. Автор, инспектор по качеству продовольственных товаров Э. Атрошко, обращается к заведующему магазином, что «пора бы унять грубиянку, навести должный порядок в магазине» [1]. Данная заметка носит воспитательный характер не только для ее участников, но и как бы намекает на то, что и других грубиянов не минует расправа.
Рисунок 5. И. Храпко «Продавец должен быть вежливым»
Некоторые из писем «Наших читателей» скорее походили не на жалобу, а на донос. В одном из таких писем под названием «О тех, кто мешает отдыхать» мы читаем: «у этих молодчиков — Бориса Прищепы и Леонида Заболотского, проживающих один на Тюхменевской 8, и другой — на Волочаевской 37, — свое понятие о культурном отдыхе. На днях они показали, как «умеют» отдыхать. Явившись в парк «Зеленый остров», они, прежде всего, распили принесенную с собой водку, а затем учинили дебош. Надо полагать, что любители таких «развлечений» получат по заслугам» [7].
Рисунок 6. П. Герман «О тех, кто мешает отдыхать»
1956 году в «Коммунаре» появляется рубрика «За ушко да на солнышко…», которая сразу привлекает внимание читателей своим выразительным заголовком, «кричащим» о ее цели. В 1957 эта рубрика будет занимать всю 4 страницу газеты. Она состояла преимущественно из трех небольших статей, где выставляются напоказ тунеядцы, пьяницы и мошенники, которые пока еще не понесли заслуженного наказания. Например «Каков Савва, такова о нем и слава» где так называемый «Савва» «горячей любовью к «злодейке с наклейкой» проникся.… И так он к ней, злодейке, привязался, что, даже идучи в цех, не забывает прихватить с собою» [2]. Автору даже удалось запечатлеть один из таких рабочих дней, где данный персонаж с приятелем, сидя на работающем станке, распивают бутылку.
Рисунок 7. «За ушко да на солнышко…»
К 1957 году «Письма наших читателей» меняют свой характер, теперь они напоминают царскую челобитную — то есть сообщают об определенной проблеме и вопрошают, когда же ее решат. К примеру, заметка «Плохой ремонт» сообщает, что «совсем недавно был произведен капитальный ремонт дома № 13 по ул. Чичерина. Но крыша уже сильно течет, особенно на кухне и в коридоре», но домоуправление ничего не делает, поэтому автор надеется, что через газету удастся достучаться до «начальника горжилуправления т. Куц» и он, наконец «заинтересуется этим делом и потребует от управдома Антипина четко выполнять свои служебные обязанности» [15].
В подобном стиле написаны статьи: «Когда будет порядок» в столовой № 2, «По дорожным ухабам», «Возмутительный факт», «Рассадник пьянства», «Создать благоприятные условия для работы и отдыха» и многие другие. Показательна здесь заметка «В бане — грязь», которая описывает всю антисанитарию этого заведения: «клиенты, прежде чем раздеться, сметают со скамеек пыль, вытирают шкафы для одежды. Каждый, выходя после мытья в раздевалку, несет с собой тазик с водой, чтобы помыть ноги после того, как он пройдет по грязному полу». А. Русских возмущает данный факт, и она считает, что «директору пора навести порядок в бане № 3 и потребовать от ее заведующей Каркотян соблюдать санитарные правила» [9]. Но ярче всех слов описывает ситуацию карикатура, которая сразу бросается в глаза и не оставляет равнодушным.
Рисунок 8. И. Храпко «В бане — грязь»
Такие карикатуры передают все, что хотел сказать их автор, поэтому текст сокращается до минимума и становится пояснительной записью к нарисованному сюжету из жизни советского общества. Например, «Вежливость» хулигана» сообщает лишь факт: «…задержан и привлечен к ответственности ряд лиц, допускавших хулиганские поступки в общественных местах, в автобусах… суд подверг аресту на 15 суток Ф. Янченко, на трое суток — В.Г. Коротких». Снизу подпись: «Хулиган: — Чего так стоишь, бабуся? Обопрись о стенку, тебе удобней будет!» [4]. Подобным образом иллюстрируются проблемы, встречаемые на улицах города, переулках, дорогах, требующие ремонта и т. д.
Рисунок 9. «Вежливость хулигана»
Таким образом, советская идеология допускала высмеивание и бичевание единичных промахов, четко указывающих на определенного «злодея», в отношении которого необходимо применить санкции. По факту вначале 50-х гг. упоминание человека в такой провокационной статье имело далеко идущие последствия, иначе говоря «летели головы». Но к 1956 году таких последствий не наступает, вспомнить хотя бы заведующую горкомхозом т. Кушнир, ее фамилия часто фигурирует в газетных жалобах и не за один год, а значит «насиженного места» она не потеряла. Не смотря на это, критика имела свой воспитательный потенциал.
Список литературы:
1. Атрошко Э. Продавец должен быть вежливым. // Коммунар. 1956. № 185. 19 сентября.
2. Иванов Я. Каков Савва, такова о нем и слава. // Коммунар. 1956. № 140. 15 июля.
3. Коваленко М. Навести порядок в отделе кадров. // Коммунар. 1956. № 202 10 октября.
4. Лихач Н.Я. «Вежливость» хулигана. // Коммунар. 1957. № 203. 13 октября.
5. Михайлов В. Дело братьев Иванько. // Коммунар. 1954. № 18. 25 января.
6. Михайлов В. Пугало. // Коммунар. 1954. № 105. 27 мая.
7. О тех, кто мешает отдыхать. // Коммунар. 1956. № 173. 01 августа.
8. Потопяк И. Позолоти ручку. // Коммунар. 1956. № 238. 03 декабря.
9. Русских А. В бане — грязь. // Коммунар. 1957. № 223. 08 ноября.
10. Стахов В. Забытое общежитие рабочих. // Коммунар. 1955. № 60. 26 марта.
11. Тринихин А. Только для формы. // Коммунар. 1955. № 148. 29 июля.
12. Улучшать культуру обслуживания трудящихся города. // Коммунар. 1955. № 57.
13. Устюжанина В., Иванов Я. Прощаясь со старым годом. // Коммунар. 1955. № 1. 01 января.
14. Устюжанина В., Иванов Я. Пустили козла в огород. // Коммунар. 1953. № 85. 26 апреля.
15. Филиппов Е. Плохой ремонт. // Коммунар. 1957. № 130. 03 июля.