Статья:

Проблемы информационно - аналитического обеспечения управления в регионе

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Пашкова Д.В., Зенюкова А.В. Проблемы информационно - аналитического обеспечения управления в регионе // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(4).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы информационно - аналитического обеспечения управления в регионе

Пашкова Дарья Викторовна
студент, Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Липецк
Зенюкова Александра Вячеславовна
студент, Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Липецк
Графов Андрей Владимирович
научный руководитель, д-р. экон. наук, доцент, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Липецк

 

Современные тенденции в отношениях между федеральным центром и территориями, в особенности усложнение структуры системы государственного и муниципального управления, повышение самостоятельности субъектов РФ в принятии решений, обуславливают необходимость совершенствования информационно-аналитического обеспечения систем регионального управления и повышения эффективности информационного взаимодействия с центром.

Помимо своих основных функций, современные информационные технологии направлены на облегчение труда персонала государственных или муниципальных органов, совершенствовать их работу, активизировать ее производительность, обеспечивать эффективную решение всех задач, появляющихся в процессе выполнения заданий, способствовать повышению уровня качества как принимаемых, так и исполняемых управленческих решений. В то же время разработка и внедрение в работу органов государственной и муниципальной власти необходимых информационно-аналитических технологий является сложным инновационным процессом, влекущим за собой модернизацию не только методов, инструментов и форм деятельности данных органов, но и нередко обуславливает необходимость проведения сокращения должностных лиц аппарата того или иного органа управления или оптимизации его организационной структуры. В связи с этим тема, раскрываемая в данном исследовании, имеет высокую актуальность, поскольку совершенствование информационно-аналитического обеспечения систем управления должно идти с уровня регионов к федеральному центру, и лишь при эффективной реализации данного процесса можно добиться высокого социально-экономического эффекта.

Информационно-аналитическое обеспечение органов власти в регионе основано на исследовании предметных областей и особенностей регионального управления, а также выделения приоритетных программно-целевых установок.

В настоящее время информационно-аналитическое обеспечение систем управления на уровне регионов активно развивается. Однако, несмотря на серьезные успехи в развитии таких систем, сегодня остается значимой и актуальной проблема не достаточно полной информированности о нормативно-правовом обеспечении разных аспектов в законодательной базе отдельных регионов [1]. Кроме того, во всех регионах России в настоящее время существует ряд проблем, которые связаны с принципами принятия решений в органах управления.

Одной из важнейших проблем является применение устаревших методов принятия решений и недостаточно широкого охвата экспертными исследованиями данной процедуры для целей планирования социально-экономических реформ в регионе. Наличие данной проблемы повлияло на:

- снижение эффективности применяемых методов принятия решения по сравнению с передовыми зарубежными методиками, а также формирование недостаточно полного проблемного анализа при разработке направлений социально-экономического развития региона;

- недостаточную глубину проработки предлагаемых решений;

- ограничение возможностей использования методов ситуационного анализа и моделирования для процедур расчета последствий и прогнозов принимаемых решений;

- рост зависимости разрабатываемых и принимаемых решений от имеющейся политической остановки, стиля управления и личных качеств политических лидеров.

Еще одна проблема – это низкий уровень информационно-технологического обеспечения оперативного и чрезвычайного управления регионом, что проявляется в:

- разработке и принятии управляющих решений в условиях неполной осведомленности и преобладании решений, основанных на интуитивном подходе;

- необходимости наличия в штате органа власти большого количества специалистов, имеющих высокую квалификацию в разных областях;

- ограничении оптимизации потоков информации и структуры обмена данными в процессе разработки и внедрения информационно-аналитических систем для поддержки органов власти [2].

Проблемой также является недостаточно высокий уровень межведомственного согласования внедрения и обновления информационно-аналитических систем, что на практике означает:

- недостаточно высокий уровень осведомленности на региональном уровне об имеющейся исходной информации и информационных продуктов, которыми пользуются ведомственные структуры, подчиняющиеся федеральному центру;

- сложность осуществления регламентированного прямого доступа к информационным ресурсам того или иного ведомства;

- ограниченные возможности приобретения ведомственных информационных продуктов и созданных на их базе региональных ресурсов на льготной или безвозмездной основе;

- дублирование региональными ведомственными структурами работ по формированию первичных информационных ресурсов;

- наличие необходимости дополнительной обработки информации при использовании ведомственных информационных продуктов региональными органами управления [2].

В настоящее время пока нельзя осуществить прямой интерактивный автоматизированный поиск в зарубежных базах данных аналогов правовых актов, что еще в больше степени осложняется напряженной политической обстановкой в мире. Эта проблема могла бы быть решена, если была бы создана общая мировая база нормативно-правовых актов, на основе которых были разработаны лучшие мировые практики.

К мероприятиям, направленным на решения представленных проблем, можно отнести следующие:

- внедрить в практику деятельности органов власти как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях автоматизированных систем, которые могут создавать и исследовать модели социально-экономических и политических проблем;

- применять современные методы определения скрытых проблем и их последствий;

- использовать зарубежные технологии экспертной работы;

- правовое и организационное обеспечение каналов оперативного доступа лиц, принимающих решения к различным источникам информации;

- создание автоматизированных рабочих мест специалистов органов управления;

- создать многоуровневую систему информационной безопасности с целью обеспечения эффективной работы защищенной информационно-аналитической системы региональных органов управления;

- применять опыт деятельности автоматизированных ситуационных центров, широко распространенных за рубежом, на уровне регионов [1].

Таким образом, в процессе слияния информационно-аналитических технологий со всеми сферами жизнедеятельности регионов, а также развития «электронного правительства» огромное внимание должно уделяться совершенствованию информационно - аналитического обеспечения деятельности органов власти на всех уровнях ее иерархии.

Для многих регионов в настоящее время характерны следующие проблемы информационно-аналитического обеспечения:

- улучшение условий для эффективной деятельности экономических субъектов регионального уровня, направленный на рост показателей финансового состояния и увеличение числа экономически занятых;

- повышение инвестиционной привлекательности региона, а также обеспечение финансовой поддержки значимых инновационных проектов;

- увеличение налоговых доходов, повышение стабильности финансово-бюджетной сферы, повышение эффективности контроля за финансами [3].

Для того, чтобы система информационно-аналитического обеспечения органов управления регионом была эффективной, она, бесспорно, должна учитывать особенности развития не только того региона, для которого она разработана, но и при взаимодействии с другими регионами опираться на их специфику (наличие или отсутствие отраслевой структуры производства, знание приоритетных направлений развития экономики, учет демографических особенностей). Информационно-аналитическая деятельность в регионе должна координироваться с деятельностью федеральных структур.

Таким образом, совершенствование информационно-аналитического обеспечения систем управления в регионах России может способствовать поддержке принятия эффективных решений, обеспечивая интеграцию информационных ресурсов и создание важных информационно-аналитических ресурсов (например, более точные прогнозы социально-экономического развития).

 

Список литературы:
1. Каира Ю.В. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2015. № 5. С. 3-8.
2. Саралинова Д. С. Информационная функция в системе функций госу-дарственного управления // Вопросы экономики и управления. 2016. №4. С. 13-16. 
3. Шувалова О.Р. Об использовании информационных технологий насе-лением // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 334-336.