СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ
Секция: 8. Менеджмент
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ
В современных условиях на рынке труда востребованность профессии менеджера в коммерческих, государственных и муниципальных организациях очевидна, поэтому одной из важнейших задач системы высшего профессионального образования в России является качественная подготовка управленческих кадров.
Система подготовки менеджеров в вузах России включает три ступени.
Первая ступень включает обучение студентов в вузе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 080200 менеджмент (квалификация «бакалавр»).
Область профессиональной деятельности бакалавров включает [1]:
- коммерческие организации любой организационно-правовой формы, в которых выпускники вуза будут работать в качестве специалистов или руководителей низового уровня управления;
- органы государственного и муниципального управления, в которых выпускники вуза будут работать в качестве обеспечивающих специалистов, специалистов, помощников руководителей (советников) или руководителей низового уровня управления в различных службах аппарата управления;
- структуры, в которых выпускники будут являться предпринимателями.
Вторая ступень включает обучение слушателей, имеющих квалификацию «бакалавр», в вузе, в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 менеджмент (квалификация «магистр»).
Область профессиональной деятельности магистров включает [2]:
- коммерческие организации, в которых выпускники будут работать в качестве специалистов, руководителей среднего или высшего уровня управления;
- органы государственного и муниципального управления, в которых выпускники вуза будут работать в качестве помощников руководителей (советников), руководителей среднего или высшего уровня управления в различных службах аппарата управления;
- структуры, в которых выпускники будут являться предпринимателями;
- научно-исследовательские организации, занимающиеся исследованиями в области менеджмента и решением управленческих задач;
- учреждения системы высшего и дополнительного профессионального образования.
Третья ступень включает подготовку уже состоявшихся руководителей высшего и среднего уровня управления по президентской программе, стратегической целью которой является формирование управленческого потенциала России.
Главной целью подготовки менеджеров, по нашему мнению, являются приобретение ими практических навыков в решении следующих задач управления: разработка стратегии развития организации; принятие управленческих решений; выбор оптимальных методов управления и стиля руководства; оценка персонала; делегирование полномочий; деловое и управленческое общение; управление конфликтами; контроль; оценка эффективности менеджмента.
Возникает вопрос, с помощью каких действенных механизмов управления менеджеры смогли бы своевременно и эффективно решать эти задачи. Нами предлагается усовершенствовать управленческую деятельность менеджеров, в решении управленческих задач, с помощью специфических инструментов. Инструменты менеджера, по нашему мнению, должны представлять собой апробированный набор средств реализации задач управления, таких как — методов (способов решения задачи), методик (совокупности способов и приемов решения задачи), технологий (последовательности методов и приемов, создающих технологическую цепочку действий по решению задачи) и правил организации процессов.
К таким специфическим инструментам менеджера можно отнести:
- технологию разработки стратегии развития организации;
- методы управления персоналом и стили руководства;
- технологию принятия управленческих решений;
- правила текущего и итогового управленческого контроля;
- правила делового и управленческого общения;
- методы управления конфликтами;
- методику оценки эффективности менеджмента.
Применение того или иного инструмента заключается в выполнении менеджером определенной последовательности действий в решении управленческой задачи — заданного алгоритма. Нами предлагаются следующие алгоритмы применения выше названных инструментов менеджера.
- Технология разработки стратегии развития организации заключается в анализе внешней и внутренней среды, определении миссии и целей организации, анализе, выборе и реализации стратегии, с учетом ее корректировки, а также контроле и оценке эффективности ее выполнения.
Предлагается следующий алгоритм применения инструмента «Технология разработки стратегии развития организации» [5]:
- С помощью матрицы SWOT-анализа провести анализ сильных и слабых сторон внутренней среды организации, ее возможностей во внешней среде, угроз организации со стороны внешней среды. Такой анализ позволит определить реальное положение организации на рынке.
- Определить миссию организации, заключающуюся в заявлении потребителям и обществу в целом функциональное предназначение организации, а также сформулировать долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели.
- Провести анализ трех возможных альтернативных вариантов стратегии развития организации:
- стратегию преимущества в издержках, заключающуюся в удерживании издержек производства или обращения на более низком уровне, чем у потенциальных конкурентов;
- стратегию дифференциации, заключающуюся в удовлетворении потребностей целевого рынка (группу потребителей) за счет расширения потребительских свойств и ассортимента продукта;
- стратегию диверсификации, заключающуюся в продвижении нового инновационного продукта на определенном сегменте рынка.
- Выбрать оптимальный или комплексный вариант стратегии.
- Спланировать и организовать реализацию выбранной стратегии.
- Провести контроль реализации стратегии и оценку ее эффективности.
- Методы управления персоналом представляют собой способы осуществления управленческой деятельности путем воздействия на различные интересы работников. В практике управления используются организационные, экономические, социальные и психологические методы [4].
Предлагается следующий алгоритм применения инструмента «Методы управления персоналом»:
- Провести анализ и выявить характер организационных, материальных, социальных и психологических интересов у конкретных работников.
- Выявить направления воздействия на интересы конкретных работников.
- Поставить задачу, установить критерии и показатели ее выполнения.
- Обеспечить условия для применения выбранного метода управления.
- Распределить обязанности между исполнителями, делегировать им полномочия, установить ответственность за выполнение поставленной задачи и определить порядок выполнения работы.
- Опираясь на свои должностные полномочия провести инструктаж исполнителей, разъяснить поставленную задачу и порядок ее выполнения.
- В процессе выполнения задания, провести промежуточный контроль и скоординировать деятельность исполнителей.
- Провести итоговый контроль результатов выполнения поставленной задачи и подвести итоги, обращая внимание на вклад каждого исполнителя.
- Оценить результативность примененного метода управления, поощрить работников, показавших лучшие результаты.
- Стиль руководства представляет собой свойственную конкретному менеджеру манеру воздействия на подчиненных. В практике управления применяют авторитарный (патерналистский, бюрократический, автократический), демократический (партисипативный, тренерский) и либеральный стили руководства [4].
Предлагается следующий алгоритм применения инструмента «Стиль руководства»:
- Определить свою личную предрасположенность к конкретному стилю руководства в зависимости от типа темперамента и нервной системы, например, если флегматик, то лучше применять демократический стиль руководства, если сангвиник или холерик — авторитарный.
- Оценить уровень образования, стаж работы, практические навыки, способности и психологические качества подчиненных к выполнению поставленной задачи.
- Применить авторитарный стиль руководства в том случае, когда возникла экстремальная ситуация, требующая оперативного вмешательства.
- Использовать достоинства авторитарного стиля руководства:
- обеспечение оперативности управления в решении поставленных задач;
- концентрация властных полномочий и единство управленческих действий при достижении поставленных целей;
- минимизация времени на реализацию управленческого решения;
- незначительность финансовых и материальных затрат.
- Учесть недостатки авторитарного стиля руководства:
- подавление активности и инициативы работников;
- отсутствие у работников заинтересованности и мотивации к труду;
- сложность системы контроля выполнения поставленной задачи.
- Применить демократический стиль руководства, если в организации спокойные, стабильные условия, устоявшийся коллектив, высокий уровень квалификации работников, наличие ответственных, инициативных работников.
- Использовать достоинства демократического стиля руководства:
- стимулирование инициативы, творческого потенциала исполнителей;
- мотивированность и удовлетворенность исполнителей своим трудом;
- создание благоприятного психологического климата в группе.
- Учесть недостатки демократического стиля руководства:
- необходимость иметь активных и инициативных работников, а также сплоченного коллектива единомышленников;
- значительные финансовые и материальные затраты.
- Технология принятия управленческого решения представляет собой последовательность действий менеджера по выбору одного из альтернативных вариантов решения возникших проблем.
Предлагается следующий алгоритм применения инструмента «Технология принятия управленческого решения»:
- Определить проблемы, заключающиеся в несоответствии между желаемым и реальным, выявить причины возникновения отклонений и препятствий на пути к достижению цели.
- Обосновать критерии и количественные показатели оценки каждого альтернативного варианта управленческого решения и установить ограничения.
- Провести оценку каждого альтернативного варианта управленческого решения и выбрать оптимальный альтернативный вариант.
- Поставить задачу менеджерам нижестоящего уровня, довести порядок взаимодействия. Менеджеры нижестоящего уровня, при этом, должны уяснить полученную задачу: замысел управленческого решения; свою задачу или задачу своего подразделения; свое место и роль в предстоящих действиях.
- Убедиться, что замысел управленческого решения у менеджеров нижестоящего уровня и исполнителей понят правильно.
- Организовать выполнение управленческого решения и контроль за его выполнением.
- Подвести итоги выполнения управленческого решения, сделать оценку эффективности принятого решения.
- Правила управленческого контроля включают установление норм и стандартов, сравнение полученных результатов с установленными, внесение соответствующих корректив для достижения запланированных результатов.
Предлагается следующий алгоритм применения инструмента «Правила управленческого контроля»:
- Установить нормы и стандарты (конкретные цели, подающиеся измерению в количественных показателях) оценки бизнес-процесса, деятельности подразделения или организации в целом, подлежащие контролю.
- Определить допустимые отклонения, которые не приведут к снижению результативности деятельности подразделения или организации в целом.
- Сравнить достигнутые результаты с запланированными.
- Определить в количественных показателях отклонения от норм и стандартов и насколько допустимы и безопасны обнаруженные отклонения.
- Выбрать один из вариантов Ваших действий:
- ничего не предпринимать, если установленные цели достигнуты и фактические результаты соответствуют установленным нормам и стандартам;
- устранить отклонения, если фактические результаты не соответствуют установленным нормам и стандартам, для чего необходимо понять причины отклонения и добиться достижения установленных норм и стандартов;
- пересмотреть нормы и стандарты, если они оказались нереальными.
- Подвести итоги результатов управленческого контроля.
- Правила делового и управленческого общения представляют собой совокупность приемов, применяемых менеджером, по взаимодействию и обмену информацией с подчиненными или другими сотрудниками.
Предлагается следующий алгоритм применения инструмента «Правила делового и управленческого общения»:
- Установить контакт с собеседником. Условиями для успешного вхождения в контакт с собеседником являются внимание к собеседнику, приветливое выражение лица и улыбка.
- Внимательно слушать собеседника. Основными причинами неумения слушать, как правило, являются отсутствие позитивного настроя на беседу, наличие посторонних мыслей и эмоциональная неуравновешенность.
Чтобы правильно слушать собеседника, менеджеру необходимо [3]:
- проявить искреннюю заинтересованность и внимание к собеседнику;
- спокойно и адекватно реагировать на все высказывания собеседника;
- предоставить возможность собеседнику свободно излагать свои мысли;
- не концентрировать внимание на манерах поведения собеседника;
- стараться понять собеседника и не делать поспешных выводов;
-
не отвлекаться от беседы, занимаясь одновременно другими делами.
- Оказать знаки внимания собеседнику, например, сделать комплимент, выразить благодарность, поддержать и проявить искренний интерес к нему.
- Продемонстрировать собеседнику свое уважение с помощью вербальных средств, таких как, грамотная речь и дружелюбный тон, а также невербальных средств - соблюдение социальной дистанции общения, использование мимики, жестов, выбор позы и интонации голоса.
- Оценить результаты делового или управленческого общения.
- Методы управления конфликтами представляют собой конструктивные способы разрешения противоречий между работниками организации, возникших в процессе их социального взаимодействия.
Предлагается следующий алгоритм применения инструмента «Методы управления конфликтами»:
- Провести анализ возникшей конфликтной ситуации, выявить причины и спорный ресурс, выбрать один из методов разрешения конфликта: насильственный путь; ненасильственный путь; избегание конфликта.
- Разрешить конфликт насильственным путем (принуждением), используя свой административный ресурс, например, перевести конфликтующих работников в разные подразделения, уволить работника, виновного в конфликте, в соответствии с соответствующей статьей Трудового кодекса РФ.
- Разрешить конфликт ненасильственным путем, используя:
- стратегию примирения (сглаживания), если ранг участников конфликта одинаков, и они в равной мере заинтересованы в преодолении конфликта;
-
стратегию окончательного разрешения конфликта, заключающуюся в поиске и его разрешении путем переговоров с привлечением третьей стороны.
- Разрешить конфликт методом избегания (уклонения), если обе стороны стараются не участвовать в конфликте или не заинтересованы в разрешении конфликта, но сохраняют между собой видимость хороших отношений.
- Методика оценки эффективности менеджмента представляет собой последовательность действий менеджером в оценке соотношения полученного результата от управленческой деятельности, выраженного соответствующими количественными показателями, с затратами на управление.
Предлагается следующий алгоритм применения инструмента «Методика оценки эффективности менеджмента»:
- Определить цели и задачи оценки эффективности менеджмента.
- Подготовить документацию с приведенными количественными показателями, которые могут быть использованы для оценки эффективности менеджмента, например, бухгалтерский баланс, планы и отчеты.
- Определить исходные данные, обосновать критерии и количественные показатели, определить к ним требования, поставить ограничения (временные, финансовые, информационные, материально-технические и пр.).
- Выбрать соответствующую методику оценки, определить количественные показатели для расчета эффективности менеджмента.
- Провести расчет эффективности менеджмента по количественным показателям: отношение размера чистой прибыли на одного работника аппарата управления; на единицу рабочего времени одного работника аппарата управления; на единицу затрат, связанных с содержанием аппарата управления.
- Сделать выводы, определить перспективы развития организации.
Таким образом, менеджеры с помощью специфических инструментов смогут значительно повысить результаты деятельности исполнителей. Поэтому, приобретение практических навыков менеджерами в применении инструментов позволит им эффективнее управлять всеми процессами в организации и, следовательно, повысить эффективность ее деятельности.
Список литературы:
- ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 менеджмент (квалификация (степень) «Бакалавр») / Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 544.
- ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 менеджмент (квалификация (степень) «магистр») / Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2009 г. № 636.
- Глаз Ю.А., Оганян К.М. Деловое общение: Учебное пособие. — Ставрополь: СКИ БУПК, 2009. — 182 с.
- Комаров Е.И. Общий менеджмент: Учеб. пособие / Е.И. Комаров; Академия Народного Хоз. при Правит. РФ. — М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2010. — 269 с.
- Стратегический менеджмент: учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: Магистр, 2008. — 526 с.