Сравнительный анализ мультикультурализма в миграционной политике стран северной пацифики
Секция: Политология
XXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Сравнительный анализ мультикультурализма в миграционной политике стран северной пацифики
На протяжении всей истории человечества зарождались государства и нужно понимать, что процесс формирования государства проходил везде по-разному. Принятие культур народов, их религиозных взглядов, важных для них самих традиций и устоев не всегда было успешным. Где-то народы и культурные меньшинства преследовались государством, а где-то и порицались обществом, поддавались попытке изменить себя другими. Каждое государство строило свои внешние связи и отношения по определённым принципам. Кто-то закрылся от других государств и фактически не вёл внешнюю политику, кто-то стал военной мощной державой, а кто-то стал открыт для иммигрантов, для новых народов, как Канада и США в прошлом веке. Два крупных государства, которые граничат друг с другом, омываются Тихим океаном и имеют схожую миграционную политику являются отличным примером для сравнения, поскольку их политика схожа, но не одинакова. В Канаде закрепился мультикультурализм, который активно продвигается правительством и общественностью в том числе, а в США идея противоположная мультикультурализму - концепция «плавильного котла». Стоит подобнее рассмотреть обе идеи, чтобы разобраться в чем суть и разница и как это отразилось на жителях этих двух государств.
Мультикультурализм - сохранение различных культур или культурной самобытности включая расовые, религиозные факторы, в рамках единого общества как государства или нации. Многие культурные меньшинства в прошлом прошли через игнорирование и отрицание своей самобытности. Сторонники мультикультурализма поддерживают идею, в соответствии с которой члены культурных меньшинств могут сохранять свою отличительную коллективную идентичность и обычаи. В случае с иммигрантами сторонники считают, что мультикультурализм совместим с интеграцией иммигрантов в общество, а не противостоит ей. Политика мультикультурализма обеспечивает более равные условия для иммигрантов. Мультикультурализм является также частью более широкого политического движения за большее вовлечение маргинализированных групп, таких как, женщин, людей с ограниченными возможностями, афроамериканцев и ЛГБТК.
Идея мультикультурализма в современной политике и в политической философии отражает проблему того, как понять и ответить на вызовы, связанные с культурным разнообразием на основе этнических, национальных и религиозных различий. Причиной этому служит то, что современные государства состоят из языка и культуры доминирующих групп, которые исторически являются их частью. В результате члены культурных меньшинств сталкиваются с препятствиями в социализации, чего обычно не происходит у членов доминирующих групп. Это более широкое политическое движение нашло отражение в дебатах о «мультикультурализме» в 80-х годах. Но более конкретным направлением современных теорий мультикультурализма является признание и включение групп меньшинств, определяемых в первую очередь с точки зрения этнической принадлежности, национальности и религии. Основное беспокойство современного мультикультурализма вызывают иммигранты, которые являются этническими и религиозными меньшинствами (например, латиноамериканцы в США, мусульмане в Западной Европе), национальными меньшинствами (например, баски, каталонцы, квебекцы, валлийцы) и коренными народами (например, коренные народы и группы коренных народов в Канаде, США, Австралии и Новой Зеландии).
В заявлении Палаты общин Канады от 8 октября 1971 года премьер-министр Пьер Трюдо объявил мультикультурализм официальной политикой государства. Мультикультурализм был призван сохранить культурную свободу всех людей и обеспечить признание культурного вклада различных этнических групп в канадское общество.
Политика мультикультурализма была реализована на основе рекомендаций Королевской комиссии по двуязычию и бикультурализму. Комиссия была назначена в 1963 году для изучения существующего состояния двуязычия и бикультурализма в Канаде и для работы в направлении развития равноправного партнерства между британскими и французскими элементами внутри страны. Комиссарам было дополнительно поручено учитывать культурный вклад других этнических групп, но многие группы меньшинств по всей Канаде выразили обеспокоенность тем, что последняя часть мандата игнорируется. Комиссия рассмотрела эти опасения в своем четвертом и заключительном отчете, рекомендуя предоставить группам меньшинств большее признание и поддержку в сохранении их культур.
Рекомендации комиссии были адаптированы, чтобы стать официальной политикой правительства по мультикультурализму. В своем выступлении в Палате общин Трюдо заявил, что никакая особая культура не может определять Канаду и, что правительство принимает «утверждение других культурных сообществ о том, что они тоже являются важными элементами в Канаде». Политика мультикультурализма была реализована с целью поощрения уважения к культурному разнообразию и предоставления этническим группам права сохранять и развивать свою культуру в канадском обществе.
Правительство обязалось поддерживать мультикультурализм четырьмя конкретными способами: помощь культурным группам в их развитии и росте; помощь членам групп меньшинств в преодолении препятствий на пути к полноценному участию в жизни общества; содействие творческому обмену между группами меньшинств; и помощь иммигрантам в изучении французского или английского языка. Несмотря на официальную поддержку мультикультурализма, правительство не поддерживало многоязычие. Закон об официальных языках 1969 года определил английский и французский в качестве двух официальных языков Канады, и также определил, что политика мультикультурализма должна проводиться в этих двуязычных рамках.
Принятие мультикультурализма было частично мотивировано политическими соображениями. Традиционная база поддержки либералов в Квебеке столкнулась с ростом сепаратизма, и партия стремилась расширить свое влияние. Трюдо надеялся, что политика мультикультурализма поможет либералам завоевать голоса этнических общин Онтарио и умиротворить оппозицию официальному двуязычию в Западной Канаде.
Мультикультурализм был в значительной степени символическим признанием культурного разнообразия, а не существенным изменением государственной политики. Правительство направило мало ресурсов на реализацию мультикультурных инициатив, и многие годы это оставалось маргинальной политикой. Идеалы мультикультурализма изначально были хорошо восприняты, хотя некоторые критиковали политику за недостаточное содержание и подчеркивание фольклорных аспектов этнического разнообразия без решения более насущных проблем групп меньшинств.
Мультикультурализм в Канаде имеет огромное количество сторонников, а также вызывает восхищение за пределами государства. Эту часть политики Канады считают значительным достижением и отличительным элементом. Канадские сторонники мультикультурализма продвигают эту идею, потому что верят, что иммигранты помогают обществу развиваться в культурном, экономическом и политическом плане. Само канадское население считает, что канадцы иностранного происхождения - иммигранты также могут быть хорошими гражданами и внести свой вклад. Именно этот элемент иммиграционной политики государства, помогающий сохранить свою индивидуальность и идентичность, так привлекает граждан других государств. Однако, теперь стоит рассмотреть идею «Плавильного котла».
Появление названия «Плавильный котёл» связано с пьесой британского писателя Израэля Зангувилла, имеющей то же самое название. А возникло оно, потому что в 20-е годы прошлого века приезжало огромное количество европейских пароходов в американские порты. Их составляло большое количество немцев, ирландцев, итальянцев, а также большое количество граждан из Восточной части Европы. Фактически самой привлекательной частью стало обещание, что все иммигранты могут превратиться в американцев. Идея заключалась в том, что каждый приезжий проходит жёсткий этап ассимиляции, отказываясь от своих прежних культурных и религиозных взглядов и традиций, принимая все новое и становясь американским гражданином. Таким образом, все «сплавлялись» в единую целую нацию. Около 18 миллионов человек прибыли в те годы в страну. Все эти различные этносы и составили американскую нацию. В настоящее время в США переживает вторую большую волну иммиграции, но на этот раз подавляющее большинство не из Европы, а из стран Латинской Америки и Азии. Они желают лучшей жизни и считают Штаты лучшим место, поэтому так стремятся слиться с культурой Соединённых Штатов.
Однако, как и любая концепция, «Плавильный котёл» тоже получил много критики. Огромное количество людей из разных слоев общества высказывались в разное время негативно в сторону данной идеи. В частности, из-за того, что происходит дискриминация групп меньшинств, к которым относились представители темнокожей и желтокожей расы. Стоит и упомянуть то, что было сказано раньше, о представителях других групп меньшинств, которые также поддаются дискриминации. Согласно концепции, все меньшинства не являются главными, а значит в итоге должны полностью исчезнуть. Историки и демографы считают, что из-за такого огромного притока иммигрантов белокожее население европейского происхождения через несколько десятков лет уже не будет составлять большую часть Америки.
Подводя итоги, можно сказать то, что миграционная политика в этих государствах действительно похожа, но все же есть кардинальное различие в двух концепциях, которые используют Канада и США. И каждый человек ориентируется исходя из этого различия, при выборе для себя нового места жительства. Одни полны желания влиться в единую нацию, отказавшись от своего культурного прошлого. Другие, наоборот, хотят сохранить свою культурную идентичность и сделать ее важной частью нации.