Информационная безопасность электронного документооборота организации
Секция: Экономика
XXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Информационная безопасность электронного документооборота организации
Существует множество представлений о том, как должно выглядеть современное предприятие. В основе этих представлений лежит система эффективного обмена информацией, направленная на обеспечение условий оптимального функционирования элементов организации, а также их взаимодействия. Именно поэтому основные функции процесса управления ресурсами компании, выполняемые на различных иерархических уровнях, сводятся к выработке и обоснованию тех или иных управленческих решений, контролю их исполнения на основе имеющейся информации, а также безопасности коммерческих данных.
Документационное обеспечение как вид управления организацией, включает фиксацию, передачу и хранение массивов информации о состоянии организации и управляющих воздействий по изменению ее состояния. Это объясняет применение информационных технологий как одного из способов осуществления функций документационного обеспечения.
Обеспечение безопасности финансово-хозяйственной деятельности предприятия представляет собой сложный многоэтапный информационный процесс, охватывающий получение, анализ, обработку, хранение, использование и наращивание информации. В результате чего не только информационное обеспечение, но и информационная безопасность становятся ответственными за функционирование всех жизненно важных процессов внутри предприятия [4].
Информационная безопасность электронного документооборота организации является одной из проблем, с которой столкнулось общество в эпоху развития капитализма и остается актуальной по сей день. Использование множества автоматизированных средств частично упростили процесс безопасности документооборота, но в то же время создали новую угрозу, такую как электронные махинации, утрата и хищение информации в процессе массового использования автоматизированных средств, некачественная оцифровка бумажных носителей.
Информационная безопасность организации воплощает собой состояние информационной среды организации, ответственной за ее формирование, функционирование и развитие.
Таким образом, информационная безопасность представляет собой состояние защищенности информационной среды и сопутствующей поддерживающей инфраструктуры от ущербных воздействий.
Как и в современном обществе, в сфера информационной безопасности представлена двумя составляющими:
1. Информационно – технологическая - воплощает в себе искусственно-созданный мир технологий.
2. Информационно – психологическая - отражает естественный природный мир в том числе и человека
Независимо от сфер, информационная безопасность имеет 3 базовых критерия: конфиденциальность (доступность обозначенному кругу лиц), целостность (точность и полнота изложения) и доступность информации (возможность получения по требованию).
В период информационной эпохи, когда мир каждый день сталкивается с огромными массивами данных, все большее внимание уделяется вопросам хранения, систематизации и конечно же защите информации.
Представляя собой составной элемент системы коммуникаций и взаимодействий, информационная безопасность имеет следующие составляющие:
1. Нормативно - правовая база.
2. Структура и задачи подразделений, ответственных за обеспечение информационной безопасности в организации.
3. Политика информационной безопасности компании или организационно технические методы обеспечения информационной безопасности.
4. Программные технические компоненты и средства, обеспечивающие безопасность информации об организации.
Информационный базис службы документационного обеспечения представляет собой симбиоз следующих видов информации: оперативная информация, нормативно-справочная информация, технико-экономическая информация, классификаторы, унифицированные и специальные системы документации [3]. Из чего следует разделение информационной безопасности документационного информационного обеспечения на две группы
1 группа. Внемашинное информационное обеспечение. Представляет собой совокупность информационных сообщений воспринимаемых человеком непосредственно и включает систему классификации и кодирования информации; системы управленческой документации; систему организации, хранения, внесения изменений в документацию.
2 группа Внутримашинное информационное обеспечение. Представляет собой массивы данных, формирующие информационную базу системы управления человеческими ресурсами на машинных носителях; совокупность программ накопления, ведения и доступа к информации организации.
Стоит отметить, что в настоящее время технологии информационной безопасности активно применяются во всех группах информационного обеспечения и наступательно автоматизируются.
По мере модернизации технологических и управленческих аспектов нашей жизни и производства в частности, все большие массивы информации пригождаются ежедневно. От оперативности изъятия и применения знаний зависит множество факторов. Применение методик по упрощению способов работы с информацией было необходимым следствием, способным качественно повлиять на все отрасли.
Автоматизированная система документационного обеспечения управления (АСДОУ) за счет автоматизации комплекса операций с документами нацелена повысить не только уровень эффективности управленческой деятельности, но и обезопасить информационный обмен внутри компании. К числу задач АСДОУ относят: документирование информации; обеспечение документооборота; контроль исполнения и автоматизация процедур архивного хранения, ограничение распространения и определение уровня доступа.
В рамках информационной безопасности внедрение АСДОУ на предприятии происходит тремя путями: разработка оригинальной АСДОУ, адаптированной под нужды заказчика; установка типовой системы; настройка инструментальных средств автоматизированной защиты.
Однако независимо от способов внедрения, концепция АСДОУ остается неизменна – функциональная полнота и информационная безопасность документооборота.
Придерживая принципа информационной совместимости системы документационного обеспечения должна обеспечить максимально широкие функциональные возможности на базе единой системной архитектуры.
Учитывая множественность подходов к организации АСДОУ, на основе международного стандарта ISO, была разработана эталонная модель взаимосвязи и безопасности данных открытых систем (Open System Interconnection – OSI [2].
В качестве национального нормирующего документа, обозначающего комплекс допустимых мер информационной безопасности документооборота компании, на территории России используется "Стандарт взаимодействия систем автоматизации документационного обеспечения управления".
Современные АСДОУ имеют трехзвенную архитектуру и соответствующий ей протокол информационной безопасности, и включают в себя: сервер базы данных, сервер приложений для работы с базой данных и сервер для работы с пользователями (подключение через сети Internet или LAN).
С позиции практического применения готовых инфо-безопасных систем, по данным исследовательских компаний International Data Corporation и TAdviser по состоянию на 2019 год на российском рынке наибольшим спросом пользуется система OPTIMA-WorkFlow [1] - система предназначена для управления информационным обменом в организациях разного масштаба, как в коммерческих, так и в государственных. К числу крупнейших пользователей программной платформы на территории Российской Федерации причислены компании: ООО «Лукоил-Информ», ПАО «Газпром», AO «Дхл Интернешнл» (DHL Internetional), ПАО «Сбербанк» и др.
Среди менее крупных компаний спросом пользуются системы 1С:Документооборот и DIRECTUM, оснащенная интеграцией в 1С, а также Microsoft SharePoint, IBM Notes (ранее известная как Lotus Notes) и «Дело». Активными пользователями данных платформ, помимо многочисленных индивидуальных предприятий являются такие крупные региональные компании как: ООО «Мяснофф-Дон», ООО «Новая деревня», ООО «Алиби», ООО «Леген-Авто», ООО «Юг-Связь-Информ», ООО «Интенсагро», ООО «Еврокомфорт» и др.
Заняли свою нишу и специализированные АСДОУ. По мере накапливания массивов информации все большим спросом стало пользоваться программное обеспечение в области информационной безопасности архивного дела. Одним из первых программных комплексов, представляющих собой АСДОУ, являются «Архивный фонд» и «Фондовый каталог», а также соинтегрированные программы «Автофонд» и «АвтоАФ». Целевой аудиторией данных систем являются архивы (государственные, ведомственные и др.).
Таким образом, информационная безопасность как часть глобального процесса не могла обойти автиматизационно-документальную сторону деятельности предприятий и организаций. Но как показал перечень существующих проблем, предложенные инструменты не способны в полной мере восполнить урон, нанесенный организационными и техническими системами. В первую очередь необходимо рассмотреть человеческий фактор – как основную угрозу информационной безопасности электронного документооборота компании.
Проанализировав все выше сказанное, были предложенные следующие пути усовершенствования системы информационной безопасности электронного документооборота:
- Исключение доступа посторонних лиц к системе электронного документооборота и печатной технике, путем актуализации должностной инструкции и обозначения маршрута делегирования полномочий.
- Система «Личного кабинета» в рамках электронного документооборота для каждого допущенного сотрудника, с обозначением уровня доступа и разрешением вывода документа на внешний носитель только после авторизации.
- Отчетность по пользователям и запрашиваемой документации.
- Ограничение не санкционированного проникновения в ПК, путем установления сертифицированных средств криптографической защиты информации и физического ограничения доступа к ПК.
- Надежное хранение сертификатов ключей доступа на отчужденных носителях.
В условиях постоянного развития информационного-коммуникативных технологий, вопрос информационной безопасности не теряет своей актуальности. По мере развития интернет-систем происходит рост числа вероятных угроз.
Соблюдение базовых требований информационной безопасности позволяет любой-компании участнику экономического рынка исключить внештатные экономические ситуации по утрате информации, носящей коммерческую тайну. Конечно, список предложенных рекомендаций не является исчерпывающим и может оказаться не актуален для «промышленных гигантов». Но стоит отметить, что обозначенные пути усовершенствования подходят для организаций всех масштабов: от микро-компаний и до крупнейших холдингов. Единственным отличием будет масштабность реализации и конечно же стоимость затрат на информационную безопасность электронного документооборота.