Об осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
Секция: Юриспруденция
XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Об осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
Анализ состояния законности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, обобщение сведений о результатах и об эффективности ранее проведенных прокурорских проверок, поступивших в прокуратуру обращений граждан, должностных лиц, судебной практики, публикаций в средствах массовой информации, в том числе в сети «Интернет» на территории Российской Федерации показывает следующее.
Ежегодно в стране образуется 7 266 млн. тонн отходов [1]. Существующая материально-техническая инфраструктура, отсутствие достаточных производственных мощностей по их сортировке и переработке, слабые меры стимулирования социально-экономического развития предприятий, задействованных в данной сфере, влекут неэффективное использование «полезных свойств» отходов, недостаточное вовлечение в хозяйственный оборот вторичного сырья.
В настоящее время не на всей территории Российской Федерации имеются заводы по переработке, утилизации и обезвреживанию отходов в объемах, позволяющих предотвратить попадание отходов в окружающую среду. В связи с этим создаются предпосылки для нарушения природоохранного законодательства и причинения вреда компонентам природы.
Прокуратурой выявлялись многочисленные нарушения законов в деятельности хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и местного самоуправления. Устанавливаются факты несанкционированного размещения отходов, осуществления деятельности по обращению с отходами без соответствующей лицензии. Предприятия, эксплуатирующие полигоны твердых коммунальных отходов, зачастую не соблюдают порядок приема и захоронения отходов, не в полном объеме проводят мониторинг окружающей среды.
Принимаемых мер недостаточно для решения поставленной перед органами государственной власти и местного самоуправления задачи по организации обращения с отходами. Одной из способствующих этому причин является отсутствие необходимого объема финансовых средств. Так, например, органы местного самоуправления 13 муниципальных районов и городских округов Ивановской области обязаны решениями судов, принятыми по искам прокуратуры, рекультивировать старые свалки отходов. На данные мероприятия согласно полученной прокуратурой информации требуется более 360 млн. рублей [2, с. 54].
Сокращение количества свалок отходов требует строительства новых объектов размещения, обработки, обезвреживания отходов, соответствующих требованиям законодательства.
Существующий финансовый дефицит приводит к многолетнему затягиванию исполнения судебных решений (в отдельных случаях более 8 лет), и препятствует проведению полноценной работы по строительству требуемой инфраструктуры в объемах, позволяющих организовать надлежащее обращение с отходами. Участие внебюджетных источников, как показывает практика, не гарантирует решение данной проблемы.
Органами государственной власти, местного самоуправления, а также прокуратурой на постоянной основе осуществляется работа по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок отходов.
В 2017 году Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с главным редактором общественно-политической газеты Пестяковского муниципального района Ивановской области «Новый путь» проведено рейдовое мероприятие, в ходе которого на территории района установлены 5 мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Данное мероприятие освещено в майском выпуске газеты.
По выявленным фактам прокуратурой организована проверка с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Ивановской области и Управления Росреестра по Ивановской области. Установлено, что размер вреда, причиненного почвам в результате незаконного размещения отходов, составил более 5 млн.руб.
В связи с этим материалы проверки прокуратурой направлены в органы предварительного расследования. Возбуждены и расследуются уголовные дела по части 1 статьи 254 Уголовного кодекса Российской Федерации [3].
В ходе надзорной деятельности прокуратуры выявляются пробелы в законодательстве, а также нормы, требующие изменения или уточнения.
В силу пункта 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 [4], региональный оператор в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом, собирая отходы из контейнеров, пользуясь неопределенностью указанной нормы, региональный оператор зачастую оставляет захламленной отходами прилегающую к контейнерной площадке территорию.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ [5] транспортирование отходов должно осуществляться при условии (в том числе) наличия специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств. Однако конкретных требований к специальному оборудованию и знакам для транспортировки отходов законодательство и подзаконные акты не содержат.
Представляется необходимым оставить за прокуратурой, полицией, судами и общественностью государственный контроль и надзор за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами. В помощь прокуратуре и полиции необходимо придать эколого-санитарные лаборатории, которые и будут обеспечивать соблюдение главной задачи работы по охране окружающей среды – обеспечение безопасности для жизни и здоровья граждан.