ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБОРОТОМ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ
Секция: Юриспруденция
LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБОРОТОМ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ
В настоящее время, на территории Российской Федерации замечается непрекращающееся распространение оружия. Теракты, торговля, небрежное хранение и другие противозаконные деяния с использованием оружия на сегодняшний день носит угрожающий характер. При этом преступность, связанная с незаконным оборотом оружия, в последние годы трансформировалась, приобрела новые формы. Оружие превратилось в товар, приносящий значительные доходы, что сразу же сделало его предметом посягательств со стороны преступных элементов.
В настоящее время незаконный оборот оружия провоцирует рост тяжких преступлений и представляет все более серьезную угрозу государственной безопасности, влечет за собой целый шлейф преступлений террористической направленности. Так, по России совершенно 21317 преступлений за 2022 год, связанных, с незаконным оборотом оружия [3].
Незаконный оборот оружия – это социально обусловленный процесс получения, распространения, использования оружия в обществе, который происходит с нарушением действующего законодательства и проявляется в совершении противоправных действий, запрещенных законом [1].
Легализации огнестрельного оружия становится приоритетной в деятельности правоохранительных органов, но в тоже время и проблемной в части привлечения лиц к уголовной ответственности за незаконный оборот оружия. Каждый гражданин, приобретая оружие, или просто держа его в руках обязан понимать всю ответственность, которую он на себя возлагает за безопасность окружающих его людей.
Сегодня достаточно много изучено вопросов касающихся уголовной ответственности за незаконные действия с оружием, его легализации, но в тоже время остаются нерешенными ряд проблем, которые требуют своего разрешения.
Резонансные преступления, особенно с пострадавшими детьми, показали, насколько важно минимизировать риски применения оружия в противоправных целях. 30 марта 2023 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Они призваны ужесточить контроль за оборотом оружия и не допустить его попадания в руки тех, кто может воспользоваться им в криминальных целях. Наряду с этим, Министерство цифрового развития предложило создать государственную информационную систему по контролю за оборотом оружия и управлению охранными услугами.
В 2022 году совместно с региональными Управлениями ФСБ и МВД России проведено около 28 тысяч проверок условий сохранности оружия и патронов по местам жительств владельцев. Выявлено свыше 2 тысяч нарушений законодательства, регулирующего оборот оружия. Составлено 2076 административных протоколов. Из оборота изъято 793 единицы оружия, свыше 16 тысяч боеприпасов. Из незаконного оборота изъято 8 единиц оружия, 294 патрона. Аннулировано 774 разрешительных документа. По фактам, указывающим на наличие состава преступления, возбуждено 3 уголовных дела. Приняты меры в отношении 405 владельцев оружия, местонахождение которых не установлено. Из них 55 владельцев являются нарушителями сроков продления разрешительных документов [3]. В целом количество таких нарушителей в регионе существенно сократилось.
Комплексные проверки позволили получить объективные сведения о состоянии гражданского оборота оружия на территории региона и исключить его попадание в незаконный оборот.
В 2022 году на федеральном уровне были приняты меры по совершенствованию контроля в сфере оборота оружия. Уточнены отдельные вопросы владения гражданским огнестрельным длинноствольным оружием.
С марта 2023 года вводится предварительная проверка граждан, желающих приобрести оружие, на предмет наличия опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной или общественной безопасности. Заключение об указанной опасности станет основанием для отказа в выдаче лицензии на приобретение оружия, и будет действовать два года. Аналогичную проверку могут провести и среди уже действующих владельцев оружия. Проверку не будут проводить в отношении военнослужащих и представителей коренных малочисленных народов.
Не будут выдавать лицензии на приобретение оружия:
- подозреваемым или обвиняемым в совершении умышленного преступления;
- освобожденным от уголовной ответственности за умышленное преступление по нереабилитирующим основаниям (до истечения 2 лет со дня вступления решения суда в силу);
- привлеченным к административной ответственности за отказ пройти медосвидетельствование на состояние опьянения (до истечения 1 года со дня окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию) [2].
Управлением осуществляется контроль за хранением и использованием оружия, которое находится в обороте юридических лиц.
Всего за 2022 год и истекший период 2023 года в ведомство поступило 53 заявления по лицензированию. Выявлено 14 нарушений, составлено 14 материалов об административных правонарушениях, в выдаче и переоформлении лицензии отказано 6 соискателям [3].
Росгвардией также осуществляется надзор в сфере частной охранной и частной детективной деятельности. Особое внимание уделяется недобросовестным частным охранным организациям, систематически допускающим нарушения.
В зоне пристального контроля - недопущение чрезвычайных происшествий в образовательных учреждениях области. Руководителям частных охранных организаций направлены рекомендации о принятии дополнительных мер безопасности объектов образовательной сферы. До конца апреля Управление Росгвардии проверит школы на предмет обеспечения их охраны и соблюдения режима антитеррористической защищенности.
В целом отмечается, что принимаемые в регионах РФ практические и профилактические меры позволят контролировать оборот гражданского оружия, частную охранную и детективную деятельность.