Статья:

Роль таможенных органов в пресечении контрафактной продукции

Конференция: XXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Рахматуллина Л.О. Роль таможенных органов в пресечении контрафактной продукции // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(22). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/11(22).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 92 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль таможенных органов в пресечении контрафактной продукции

Рахматуллина Лидия Олеговна
студент, Поволжский институт управления, филиал РАНХиГС, РФ, г. Саратов
Гончарова Людмила Ивановна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Поволжский институт управления, филиал РАНХиГС, РФ г. Саратов

 

Переход Российской Федерации на современном этап развития экономики, а также создание благоприятных условий для реализации внешнеэкономической деятельности формируют предпосылки для совершенствования таможенной деятельности и разработки стратегии развития таможенной службы Российской Федерации в области защиты прав интеллектуальной собственности. В 2012 году Правительство РФ утвердила стратегию таможенной службы РФ до 2020 года.

Стратегической целью таможенной службы в отношении товаров содержащие объекты интеллектуальной собственности является в основном   предотвращение и пресечение международной торговли контрафактной продукцией. Идёт расширения полномочий таможенных органов по пресечению правонарушений в сфере интеллектуальной собственности.

На российском рынке не редки случаи реализации контрафактной продукции, как и ввезенного, так и отечественного производства, и поэтому таможенным органам отведена особая роль в борьбе с данным видом правонарушений.

К сожалению, контрафакт уже более 30-ти лет стал повседневной частью жизни людей. По данным Федеральной таможенной службы, в 2018 году таможенные органы выявили 16,2 млн. единиц контрафактной продукции, что на 6,1 млн единиц превышает показатель 2017 года.

Всего за прошедший 2018 год было заведено 1255 дел об административных правонарушениях в сфере интеллектуальной собственности (в 2017 году – 1072 дела). Сумма предотвращенного ущерба правообладателям составила 6,8 млрд руб. (в 2017 году – 4,5 млрд руб.).

Предметами правонарушений чаще всего были: этикетки (бирки), пищевые пакеты, автозапчасти, биологически активные добавки, медицинские изделия, упаковочные материалы, алкогольная продукция, бритвенные станки, парфюмерная продукция, косметика и товары легкой промышленности. Как правило данная продукция делается из низкокачественного сырья, что наносит вред не только правообладателям, но и простым людям которые приобретают данные товары.

Для того чтобы защитить свою продукцию от подделок правообладателям приходиться регистрировать и вносить свой товарный знак в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Если товарный знак включен в данный реестр, то во время провоза партии контрафактного товара через таможенный пост, таможенные органы обнаружив контрафакт, быстро осведомляют правообладателя товарного знака о наличии факта нарушения его прав.

Поэтому, данная информация помогает взыскать компенсацию за незаконное использование товарного знака. Только в 2018 году ТРОИС пополнился 299 новыми объектами и по итогам года насчитывал 4916 единиц.

И всё-таки опасность контрафакта заключается в том, что в первую очередь, поддельные товары с большой вероятностью наносят вред здоровью населения. Также незаконная деятельность производства и распространение таких товаров не приносит в бюджет государства определенного дохода. Не мало важно, то что контрафакт наносит ущерб интересам правообладателей, поскольку: во-первых, лишает их законной прибыли, во-вторых, снижает спрос на оригинальный товар, и в –третьих, вынуждает вкладывать новые средства в продвижение товара, репутация которого пострадала.

Особенностью контрафакта является нарушение интеллектуальных прав создателя т.е. владельца исключительных прав продукта или товара. Кроме того, контрафактной признается продукция без маркировки, предусмотренной законом.

В повседневной работе таможенникам приходиться сталкиваться также с фальсификатом. Для признания же продукции таковой необходимо установить факт нарушения процесса ее изготовления, в том числе использование иных (не указанных в составе) компонентов.

Фальсификат не является контрафактом. Во многих случаях изготовитель товара с целью снижения расходов по изготовлению просто использует более дешевые компоненты. Результатом таких действий является изменение свойств и качества готовой продукции.

Российская таможенная служба в своей работе по предотвращению изготовления и распространения контрафактной продукции руководствуется нормативно-правовыми документами.  К таким документам относиться:

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС);
  2. Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 №289-ФЗ;
  3. Кодекс об Административных правонарушениях РФ.

Борьба с контрафактом, как одна из важных задач возложена на таможенные органы.

В задачи таможенных органов в борьбе с контрафактом входит:

  1. выявление и задержание фальсифицированной продукции;
  2. взаимодействие с правообладателями интеллектуальной собственности (торговых марок, программного продукта, видеофильмов, аудиодисков и проч.);
  3. проведение экспертиз подлинности (аутентичности) товаров под заявленными брэндами;
  4. изъятие и уничтожение фальсифицированной продукции;
  5. проведение следственных мероприятий и участие в судебных процессах по фактам ведения бизнеса под чужим именем;
  6. составление и ведение Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (по состоянию на 2019год в реестре содержится 5201 объектов интеллектуальной собственности).

В качестве основных инструментов таможенных органов в борьбе с контрафактом является ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности и осуществление таможенного контроля после выпуска товаров.

На основании Постановления Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 «О Федеральной таможенной службе» Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в области защиты объектов интеллектуальной собственности:

  1. ведет ТРОИС, обеспечивает опубликование данных таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности в своих официальных изданиях и их размещение на своем официальном сайте;
  2. принимает решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, или об отказе в принятии таких мер и во включении объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС;
  3. дает заключение о возможности включения объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов Евразийского экономического союза и (или) продления сроков включения;
  4. осуществляет противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза и (или) через государственную границу Российской Федерации.

ТК ЕАЭС и ФЗ № 289 содержат необходимые меры, предпринимаемые таможенными органами в отношении выпуска товаров на таможенную территорию страны на основании заявления обладателя исключительных прав на товарные знаки.

Существенно облегчает задачу пресечения деятельности в области реализации поддельных товаров Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Механизм функционирования Реестра достаточно простой. Владелец торговой марки вносит в таможенный реестр список производителей и продавцов т.е. импортеров или экспортеров легальной продукции, которая содержит в себе объект интеллектуальной собственности.

Таможенный реестр интеллектуальной собственности позволяет и помогает сотрудникам таможенной службы быстро определить контрафакт.

На практике реализуя свои полномочия и задачи в отношении контрафакта таможенные органы также сталкиваются с рядом проблем.

Во-первых, правообладатели «не стоят на месте» и «со скоростью света» улучшают свой бренд, делая его оригинальным. Проблемой для таможенных органов является то, что они не успевают отслеживать за «новеллами» бренда, и для этого таможенники вынуждены обращаться к правообладателю.

Во-вторых, появляется вторая проблема. Характеризуется она тем, что правообладатели не всегда отвечают на обращение таможенных органов. Следовательно, они проявляют безразличие и нежелание разбираться с нарушителями.

В-третьих, очень большие сроки даются правообладателям на то чтобы связаться с таможенными органами (минимальный срок-6 дней, максимальный-62 дня), из-за этого таможенные органы не могут реализовывать свои задачи в отношении товара т.к. для выяснения факта нарушения срок выпуска товара приостанавливается. Товар помещается на склад временного хранения.  Если это будет сокращенно до одного дня, то таможенные органы смогут выполнять поставленные свои задачи максимально быстро в отношении контрафактной продукции.

Таким образом, деятельность таможенных органов в области борьбы с контрафактом, это масштабная работа для сотрудников, которая требует внимательности и высокого профессионализма. Осуществляться данная деятельность обстоятельно и активно, в тесном сотрудничестве с другими правоохранительными и государственными органами, с привлечением правообладателей, их ассоциаций и объединений.

 

Список литературы:
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза/Под ред. Г.Ю. Касьяновой. – М.: АБАК, 2018. – 608 с.
2. Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ.
3. Ляпустин, С. Н. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности: учебное пособие / С. Н. Ляпустин. — Владивосток: Владивостокский филиал Российской таможенной академии, 2012. — 108 c. — [Электронный ресурс] – Режим доступа.  — URL: http://www.iprbookshop.ru/25776.html (дата обращения: 04.11.2019). 
4. Синенко, В. С. Защита интеллектуальных прав. Понятие, способы защиты, особенности защиты в деятельности таможенных органов: учебное пособие / В. С. Синенко. — СПб.: Интермедия, 2017. — 240 c. — ISBN 978-5-4383-0071-7. — [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://www.iprbookshop.ru/82244.html (дата обращения: 04.11.2019). 
5. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://customs.ru/press/federal/document/170902?print=1 (дата обращения: 08.11.19)