Блокчейн в сфере государственнных закупок в Российской Федерации как фактор снижения коррупции
Секция: Юриспруденция
XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Блокчейн в сфере государственнных закупок в Российской Федерации как фактор снижения коррупции
Сфера государственных закупок представляет собой одно из ключевых проявлений преступлений, коррупционной направленности. Именно завышение цены в договорах поставки, одинаковые подрядчики при проведении большинства работ и услуг, отсутствие реальных результатов в противодействии различным злоупотреблениям в сфере государственных закупок, представляют собой основные проявления коррупции. Соответственно основными нормативными правовым актам, регулирующими сферу государственных закупок являются:
- федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ [1];
- федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ [2].
Непосредственно на стадии формирования заказа коррупционные риски связаны со следующими факторами:
- выбор способа размещения заказа;
- определение приоритетов заявок государственных заказчиков;
- формирование плана-графика закупок;
- исследование приоритетов рынка [3, C.19];
Каждое из этих направлений может быть связано с лоббированием инвестиций, необоснованным расширением круга поставщиков, а также завышение цены объекта закупок или усложнение процедур определения поставщика. В результате, возникает очень много коррупционных элементов в процессе заключения договора на поставку для государственных и муниципальных нужд, что прямым образом сказывается на открытости данной системы [4, стр. 110]. Достаточно примечательным является тот факт, что механизм государственных закупок считается антикоррупционным, направленным на минимизацию бюджетных расходов и, следовательно, экономию средств налогоплательщиков, эффективная их реализация, а также стимулирование повышения производительности труда в различных сферах хозяйственных жизни. Вместе с тем, к сожалению, данный механизм функционирует в противоположном аспекте – как способ прикрытия махинаций с бюджетными средствами, путём неэффективного хозяйствования. Одним из ключевых контрольных органов в сфере государственной контрактной системы выступает Федеральная антимонопольная служба РФ, которая осуществляет плановые и внеплановые проверки соблюдения участниками контрактной системы законодательства Российской Федерации [5]. По мнению начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС РФ Т.П. Демидовой, правонарушения в контрактной системе преимущественно возникают в «заточке» объекта закупки, которая заключения во включении в конкурсную документацию таких технических положений, которые не позволяют организациям с аналогичными товара принять участие в конкурсных [6, стр. 140].
Кардинальным образом изменить ситуацию в сфере государственных технологий способны цифровые технологии. Одной из цифровых технологий является Блокчейн. Блокчейн представляет собой децентрализованную базу данных, в которой каждый из узлов является устройством хранения данных. В свою очередь каждый блок включается в себя метку времени и ссылку на предыдущий блок и при построении блоков используется односторонний метод шифрования данных – «хэширование».
По мнению Клечикова А.В., Пряникова М.М., Чугунова А.В. использование блокчейн является наиболее перспективным именно в области автоматизации таких административных процедур с государственным участием, сущность которых заключается во внесении юридически-значимых записей в различные реестры, а также регистры [7, стр. 125].
Одной из характеристик блокчейн является то, что все транзакции в блокчейне хранятся в едином реестре. Соответственно, транзакции упорядочены по времени и текущее состояние системы определяется только данным реестром транзакций. В результате, блокчейн является распределенной, связанной, подтвержденной и проверяемой системой, что позволяет говорить о следующих преимуществах данной технологии: 1) защищенность. Запись в реестре транзакций невозможно подделать или удалить; 2) независимость. Субъекты сети не нуждаются в каких-либо посредниках в виде банков или платежных систем; 3) доступность. Возможность воспользоваться данной системой в любое время и в любом месте с доступом в интернет; 4) Прозрачность. Свободный публичный доступ для собственных пользователей.
Существующие законодательные меры в сфере контроля и надзора в виде общего контроля, внутреннего финансового контроля, казначейского контроля, ведомственного контроля, контроля заказчика, общественного контроля не приводят к должным результатам. В результате вышеназванных мер далеко не всегда происходит обнаружение следующих схем мошенничества:
- единый IP-адрес участников аукциона или конкурса;
- аффилированность участников субъектов государственных закупок, проявляющаяся в принятии конкретного решения (правового последствия) исходя от наличия между лицами отношения взаимосвязанности;
- допущение различных орфографических ошибок с целью снижения вероятности определения заявки;
- участники не подают полный комплект документов, к лишь во второй части прикрепляются копию действующей лицами на осуществление необходимого вида деятельности;
Возможность использование цифровых технологий в сфере закупок с государственным участием была разработана ещё в 2016 году в Великобритании, в рамках отчёта «Технология распределённых реестров: за рамками блокчейн», проведённого Государственным управлением науки под руководством главного научного советника Правительства Великобитании Ричарда Кастеляйна, авторы данной работы подчеркивали, что главная задача государства состоит в разработке максимально проработанной концепции того, как технология распределённых реестров способна улучшить деловые процессы государственных органов. В частности, государство должно выступить в роли продвинутого заказчика, который внедряет данную технологию.
Достаточно релеватными являются исследования, проведённые в конце 2016 года, Федеральной резервной системы США. Основная сущность исследования заключалась в целях определения, каким образом данная технология могла бы использоваться в области платежей, прояснения и урегулирования возможности технических составляющих. Основной проблемой для повсеместного внедрения блокчейн-технологии являются: обеспечение необходимой пропускной способности сети для правильной работы системы и предоставление узлу необходимого объёма дискового пространства. В частности, это связано с тем обстоятельством, что максимально возможное количество транзакций в единицу времени в блокчейна ограничено протоколом, в котором частота генерации блоков не может превышать заранее определенную величину.
На наш взгляд, перед непосредственным внесением изменений в правовые акты государство должно разрешить следующие проблемы:
- низкая скорость работы из-за криптографии (система государственных закупок требует обработки огромного количества информация в связи с их количеством);
- настройка и управление инфраструктурой (отсутствует полноценный опыт внедрения блокчейна в систему государственных закупок, поэтому для его применения потребуется огромное количество времени);
- отсутствие надежных и эффективных технологических решений (блокчейн технология еще не достаточно изучена и применена для выработки общепризнанных стандартов ее применения)
Только после разрешения всех вышеперечисленных аспектов, возможно, будет говорить о полноценном внедрении блокчейна в систему государственных закупок Российской Федерации. Вместе с тем, анализ других существующих цифровых технологий также может привести к снижению коррупционных преступлений в сфере государственных закупок.