Роль фольклора в гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Роль фольклора в гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Значимость проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения подтверждается направленностью большинства государственных инициатив в области образования на формирование патриотического самосознания личности, убежденностью президента РФ в том, что без патриотизма «.. .России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве и даже о национальном суверенитете» [5], направленностью ФГОС ДО на воспитание гражданственности и патриотизма.
В Национальной доктрине образования до 2025 г. обозначены задачи патриотического воспитания: «Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права, свободы личности и обладающих высокой нравственностью» [3].
Целевые ориентиры работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) определяются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО, патриотическое воспитание дошкольников реализуется посредством формирования у них представлений о культурных традициях народа, праздниках, представлений о малой Родине, своей семье [1].
Проблемы патриотического воспитания детей изучались в работах В.А. Сухомлинского, который связывал патриотизм с любовью к малой Родине, уважением к народным традициям, культуре. Современные исследователи, уделяют внимание различным аспектам, связанным с работой по патриотическому воспитанию детей [6, с. 149]. Содержание работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста изучено в работах Н.В. Микляевой [4], О.В. Волковой [7].
Понятие «патриотизма» неразрывно связано с содержательно-целевыми линиями гражданско-патриотического воспитания. В этот термин педагоги, философы, психологи вкладывают особый смысл.
В работах В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, Б.Т. Лихачева, Л.И. Новиковой, Н.Д. Никандрова гражданственность и патриотизм рассматриваются как основа воспитательного процесса.
Патриотическое воспитание, согласно Государственной программе и Концепции патриотического воспитания, это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В работах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и др. вопросы патриотического воспитания рассматривались параллельно с гражданским воспитанием. Для отечественных писателей, общественных деятелей, философов нельзя быть патриотом не будучи гражданином и наоборот.
Н.В. Бордовская, А.А. Реан рассматривают гражданское и патриотическое воспитание как воспитание у личности ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин и патриот должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание – это воспитание гражданина и патриота, который имеет высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества.
Одним из важнейших средств гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников является фольклор.
Фольклор (от англ. folk-lore – «народное знание, народная мудрость») – устное народное творчество [5].
Фольклор хакасского народа чрезвычайно богат и разнообразен. Любой фольклор берет свое начало в малых жанрах, в число которых входят загадки, пословицы и поговорки, сказки.
Крупнейшим собирателем и исследователем Хакасского фольклора был Н.Ф. Катанов. В конце XIX в. он записал почти все фольклорные жанры, а перевод на русский язык сделал их широко известными. Наряду с тувинским и тофаларским фольклором, хакасские записи вошли в IX том «Образцов народной литературы тюркских племен» (1907). В советское время исследованием Xакасского фольклора занимались М.А. Унгвицкая, В.Е. Майногашева, М.И. Боргояков и другие.
В работе М.А. Унгвицкой и В.Е. Майногашевой «Xакасское народное поэтическое творчество» охвачены практически все жанры хакасского фольклора. В.Е. Майногашевой были впервые исследованы крупные героические сказания «Алтын Арыг» и «Ай Xуучин».
Через фольклор каждому подрастающему поколению внушается вера в жизнь, в светлое будущее и вера в собственные силы. Дети узнают о межэтнических отношениях и конфликтах, существовавших в более ранние исторические периоды, учатся широко мыслить. У них развивается этническое мировоззрение и патриотизм в процессе изучения историко-героических эпосов, например, «Тасха-Матыр».
В культурный аспект содержания образования дошкольного возраста, в раздел изучения фольклора входит совокупность ценностей, многообразие традиционной культуры хакасского народа: устное народное творчество – сказки, считалки, пословицы и поговорки, загадки; игровой фольклор, песенный фольклор и т.д. В дошкольном возрасте – мифы, обычаи, предания, легенды, героические эпосы, исторические песни, сказания, хореографический фольклор, традиционные праздники.
В Республике Хакасия традиционными праздниками хакасского народа являются Тун Пайрам, Чыл Пазы, где принимают участие все: от мала до велика. Также входит в содержание обучения традиции и обряды: особенно в хакасском фольклоре богат свадебный обряд – сейчас очень большой интерес у молодых к хакасским традиционным свадьбам, где каждое действие, начиная от сплетения косичек (сас той) и заканчивая свадьбой (той), сопровождается тахпахом.
Особенно богат хакасский фольклор пословицами и поговорками. В них отражаются философское видение мира, взаимоотношение людей, детей к старшим: улуuларuа орын пир, кbчbглерге полыс тур (старшим место уступи, младшим помощь окажи); кbзb тbп адаларuа оой, кbзb поларuа сидbк (называться человеком легко, быть человеком трудно); чол парчатса, чахсы арuыс кирек, чуртаста – чахсы хонxых кирек (в дороге надежный товарищ нужен, а в жизни – хороший сосед нужен).
На основе знаний, у детей вырабатывается поведенческий уровень, это проявляется в деятельности культуры поведения, соблюдение норм этноэтикета и определенной позиции во взаимоотношениях в быту, в обряде, т. е в межкультурном взаимодействии с хакасским этносом.
С помощью хакасского фольклора, дети приобретают опыт творчества в этнокультурной традиции, в региональной специфике, т.е. уже идет творческая коммуникация. Особенно это мы видим в проведении народных праздников. Здесь сконцентрированы все жанры фольклора: музыкальный, игровой, устно- поэтический и декоративно-прикладной.
Здесь нет разделения на зрителей и исполнителей, есть полноправные участники действа. Традиционные народные праздники оказывают сильное воздействие на чувства, эмоции и настроение ребенка. В книге В.М. Торосова «Мудрые заветы предков» говорится «Для того, чтобы творить, человека нужно научить, обучить, воспитать, привить ему определенные качества. Среди этих задач наиболее простая – профессиональное обучение. Самая трудная – воспитать человека, развить умственные способности, подправить характер, привить ему определенные духовные качества, сформировать мировоззрение» [4, 3].
Однако, на сегодняшний день произошли серьезные деформации в системе празднично-обрядовой культуры, т.к. праздник лишился своего сакрального ядра – обряда, превратившись в сферу развлечений.
В традиционном обществе социализация ребенка находилась под строгим контролем общества и регулировалась через обряды, обычаи и фольклор. Можно сказать, что обряды и фольклорные сообщения служили определенной программой для социального поведения как родителей, так и детей [4].
Очень много дидактических пословиц, представляющих собой свод правил жизненной морали, выработанной народом, и них обрисован моральный облик человека, который соответствует идеалам трудящегося народа. Основа этой морали коренится в конкретных условиях исторической жизни хакасских племен [8].
Но наиболее используемой формой хакасского фольклора в процессе гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников являются сказки родного народа. Реальный элемент поэтической фантастики был реализован в сказках. Исходя из своей повседневной тяжелой жизни и стремления даже в нереальной жизни, чтобы развлечь себя иллюзорной надеждой на счастье и богатство, охотники и пастухи были легко перенесены в мир снов и миражей и рассказали чудесные истории, которые затем передавались из уст в уста, распространялись, обретая устойчивые черты быличек и сказок.
Охотник, например, испытывал постоянные неудачи в промысле, думал о богатой добыче, и эти мысли были одеты в рассказы о встречах с хозяином животных и получении для них богатых рыбных подарков. Скотоводы, постоянно страдающие от засухи и смерти, обратились к хозяину горы в реальной жизни со священными просьбами о пометах крупного рогатого скота, о чудесных товарах, о богатстве. Но наиболее универсально-повседневной основой появления чудотворной фантастики были трагические беды, войны и болезни, пытки выживания человека. Они породили иллюзорные надежды на спокойную жизнь, в то же время усиливая борьбу с этими смертями и бедствиями. И эта энергия самосохранения, всепроникающие страсти трудящихся была почвой для появления чудесных историй о приключениях героя от людей в борьбе со всеми враждебными силами и врагами, человеческим злом и агрессией.
Волшебные или фантастические рассказы говорят о стремлении хакасов к лучшей жизни. Они говорят о борьбе людей с угнетателями, с природой. В сказках животных также есть много фантастических элементов. У них также есть сатирические моменты. Они занимательны. Особенно любопытны сатирические рассказы, в них широко раскрыта борьба людей с угнетателями: бухты, шаманы, королевские чиновники.
В основе сказки всегда есть реальная действительность, фантастическая фантазия отражает стремление людей к счастливой жизни. Сказка основана на принципе антитезы, то есть добро противоположно злу.
В сказках герои даются прямолинейно, развитие характера, эволюция образов в них отсутствует. Поэтому педагог должен так предавать характер персонажей, чтобы дети сразу поняли, какого персонажа и как его лечить.
Итак, выбирая фольклорный материал для системы образования в Республике Хакасия, педагоги руководствуются с точки зрения актуальности использования фольклора в современной социокультурной ситуации. Говоря о ценности фольклора в воспитании детей, доктор педагогических наук Т. С. Комарова отмечает «Его особый терапевтический эффект …, а это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную атмосферу для детей. Они получают эмоционально- положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая от этого чувство умелости и связанного с ним удовольствия» [5, 16].
Таким образом, хакасский фольклор обладает значительными педагогическими возможностями. На протяжении веков в нем собраны различные сказки, песни, пословицы, поговорки, в которых на примере героев рассказывается о нравственных поступках и правильном поведении. У старших дошкольников формируются представления о культуре и быте своего народ; воспитывается любовь к Малой родине, патриотизм, уважение к культурному наследию родного края; формируется мировоззрение и общее представление о себе и своем месте в современном обществе.