ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ В ВОКАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
L Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ В ВОКАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
Аннотация. В статье рассматривается комплексный музыкально-педагогический подход при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в классе сольного пения.
Ключевые слова: индивидуальный подход, вокальные упражнения, музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, репертуар, темперамент ребенка.
«Музыкальное воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка» [4, C. 34]. Способности каждого ребенка уникальны и чтобы их развить необходимо придерживаться индивидуального подхода в обучении – это прежде всего доброжелательность, учет качеств характера и типа психики, уважение ученика как индивида. Учитель должен создать необходимые условия для роста и становления творческой личности [5, C. 78]. Великий русский и советский пианист, педагог Генрих Нейгауз считал, что таланты создать нельзя, но можно создать почву, на которой они особенно успешно произрастают.
При начале занятий нужно комплексно подходить к музыкальному развитию ребенка. Музыкальный слух, певческий голос, чувство ритма, чистота интонации и память. Самые первые уроки для детей от 3 до 6 лет рекомендуется проводить не дольше 15–20 минут, а для 6–8 леток по 25–30 минут [1, C. 55]. Занятия на начальных этапах проводятся в игровой форме, так малышу будет легче усвоить новый материал. Ребенок 3–6 лет уже хорошо различает звуки, извлекаемые различными животными. Подражая голосам животных и птиц, он постепенно переходит от разговора к пению, находит примарный тон (находящийся в среднем участке диапазона). Также необходимо приучать ребенка к слушанию музыки [1, C. 67]. Привить простейшие навыки, закладывающие первоосновы культуры слушателя бывает не просто, ввиду того, что необходимо многому научиться: дослушивать произведение до конца, запоминать и угадывать его при повторном прослушивании, определять его характер и общее настроение. В обучении пению можно использовать вспомогательные музыкальные инструменты, такие как бубен, колокольчик, трещетки, ложки. С помощью игры на вышеперечисленных инструментах ребенок научится воспринимать ритм, определять звуковысотность и чистоту интонации, различать динамические оттенки – что играет большую роль на начальном этапе обучения.
Музыкально-ритмические упражнения, включающие скороговорки и распевки дают возможность выразить свои чувства с помощью движений, освобождают от скованности и излишней стеснительности. Ребенок учится согласовывать с музыкой следующие составляющие: передавать различные образы игрового характера, ритмично выполнять движения с разными предметами и без них. Скороговорки помогают правильно сформировать речь и скоординировать работу артикуляционного аппарата. В скороговорках необходимо делать акцент на проблемных звуках. Для каждого ребенка это индивидуально. Для одних детей сложности составляют шипящие согласные (ш, ч, щ), для других – сонорные (л, м, н). Полезным бывает разучивание в игровой форме стихотворений, пословиц, поговорок, с участием рук и пальцев, ввиду того, что это существенно развивает внимание и память ребенка.
Следующим этапом при обучении является выбор программы. Важно учитывать интересы и вкусы ребенка. Дети обладающие ярким темпераментом холерика предпочитают яркие, игровые и подвижные песни, в сопровождении музыкальных инструментов (бубна, треугольника или ложек). Безусловно, чтобы «уравновесить» темперамент ребенка нужно приучать к спокойствию и собранности, поэтому произведения на кантилену с наличием legato тоже должны присутствовать в репертуаре ученика. Несомненно, кроме подбора соответствующего по возрасту и предпочтениям репертуара, педагог должен предостерегать детей от форсированного пения. При выборе репертуара нужно обращать внимание на диапазон произведений. Также на начальных этапах очень важно не предлагать детям более двух-трех песен, так как материал должен усваиваться постепенно и ученик не должен уставать психически или физически.
На самых первых этапах игровой подход к занятиям является наиболее предпочтительной формой обучения для детей 3–7 лет. Игра помогает сделать процесс обучения интересным, увлекательным, раскрыть способности детей. С помощью игры любая творческая деятельность приобретает эмоционально-образное содержание, развивает фантазию и воображение [2, C. 101].
Обучение пению на раннем этапе помогает сформировать музыкальную культуру личности, укрепляет и активизирует работу мышц дыхания, расширяет голосовой диапазон, способствует выразительности речи, улучшению памяти и закладывает основы образного мышления.