Статья:

Праведничество как ядро концепции Русского мира в творчестве Н.С. Лескова

Конференция: XC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Багдасарова Г.А. Праведничество как ядро концепции Русского мира в творчестве Н.С. Лескова // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XC междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(90). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(90).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Праведничество как ядро концепции Русского мира в творчестве Н.С. Лескова

Багдасарова Галина Арменовна
студент, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь
Савелова Лилия Владимировна
научный руководитель, доцент, канд. филол. наук, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь

 

RIGHTEOUSNESS AS THE CORE OF THE CONCEPT OF THE RUSSIAN WORLD IN THE WORK OF N. S. LESKOV

 

Galina Bagdasarova

Student, North Caucasus Federal University, Russia, Stavropol

Liliya Savelova

Scientific leader, Associate Professor, Candidate phylol. Science, North Caucasus Federal University, Russia, Stavropol

 

Аннотация. В связи с ростом процессов глобализации проблема определения понятия Русский мир, выделения его особенностей и категориальных элементов в произведениях Н.С. Лескова в последнее время приобретает все большую актуальность. В статье рассматривается идея праведничества как ведущая в концепции Русского мира писателя , определяются особые черты праведника, его роль в общественной системе на основе произведений второй половины XIX века.

Abstract. In connection with the growth of globalization processes, the problem of defining the concept of the Russian world, highlighting its features and categorical elements in the works of N. S. Leskov has recently become increasingly relevant. The article considers the idea of righteousness as the leading one in the concept of The Russian world of the writer, defines the special features of the righteous man, his role in the social system based on the works of the second half of the XIX century.

 

Ключевые слова: праведничество; праведник; концепция Русский мир.

Keywords: righteousness; righteous; concept of the Russian world.

 

Н.С. Лесков великий отечественный писатель XIX века. Его произведения «Очарованный странник», «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда» и другие являются мировыми в литературном пространстве. Как отмечал В.С. Соловьев: « И в произведениях  Лескова чувствуется страстное неспокойное отношение к изображаемым предметам, которое при таланте менее крупном перешло бы в явную тенденцию; у Лескова же как сильного художника оно ослаблено, переведено в скрытое состояние , хотя некоторая тенденциозность в ту или другую сторону остается в его произведениях» [Воспоминания о Николае Лескове: 26 ].  Мы можем смело сказать, что Н.С. Лесков не только писатель, но и философ. Его нестандартное понимание мира, творчество писателя классика составляет особую, авторскую историософию, которая вбирает в себя идеи П.Я. Чаадаева, Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера.

Наравне с идеей уникального исторического пути, самостоятельности Русского мира, ядерной в историософии Н.С. Лескова выступает идея праведничества. Концепция Русского мира не может мыслиться целостно без нее. Так, исторически в национальном сознании закреплен образ «старшего» в семье, хранителя истории, носителя традиций и передающего их из поколения в поколение. Таким выступает праведник в культурно-цивилизационном процессе Русского мира.

Идея праведничества является одной из центральных при рассмотрении лесковской концепции Русского мира. Праведничество понимается как социокультурное явление, соединяющее в себе опыт напряженной духовной жизни, причастности человека к миру идеального бытия, к высшей правде, и практику воплощения идеала в условиях повседневной жизни [3, с.239]. В XIX веке господствующее представление о праведниках и праведничестве находилось в русле церковной православной традиции. Однако понимание праведничества в концепции Н.С. Лескова носит не узко конфессиональный характер, но и общественный (роль наставника, защитника истинных ценностей).

В.Е. Хализева отмечает, что  праведники Лескова ощущают и мыслят себя лично ответственными за сохранность миропорядка – обязанными самоотверженно ему служить, и верность этическим императивам в их сознании сливается с верностью России, ее обычаям и традициям. [4, с.221]. Худяков соотносит концепцию праведничества со старческой традицией, указывая, что тип русского старца-народолюбца является русским историческим типом и идеалом [5, с. 1].

Мы рассматриваем правденичество как целостное, структурное явление, выстраивающее цивилизационную парадигму Русского мира. Оно выступает ядром общественного сознания русского народа. Человек – праведник в понимании Н.С. Лескова подобен святому подвижнику: служит божьему закону и живет «по правде». Как отмечает В.Е. Хализева, праведники посвящают свою жизнь служению живому делу.

В романе-хронике «Соборяне» идея праведничества раскрывается через бинарную оппозицию Савелий Туберозов (дореформенное духовенство) - Исмаил Термосесов (представитель общественных реформ, подрывающих привычный уклад жизни русского человека). Туберозов выступает «идеальным» человеком в понимании Н.С. Лескова. Он за чистую веру, за многовековые традиции, за русскую душу – веру в Бога.  Он призывает соотечественников быть «в ладу со своей старой сказкой», говорит, что нельзя жить «без идеала, без веры, без почтения к деяниям предков великих» [2, с. 120]. Праведник далек от авантюр в отличии от Термосесова и Функендорфа. Близкий автору Савелий Туберозов, предпочитает прямые дороги [4, с. 230]. Но жизнь порой побуждает и праведников опереться на силу интриги, сделав ее средством достижения целей высоких и благородных. Так, Туберозов, помышляя об учреждении общества против пьянства, замечает: «...Хочу интригой учредить у себя общество трезвости. Что делать, за неволю и патеру Игнатию Лойоле следовать станешь, когда прямою дорогой ходу нет» [4, с. 225].

В рамках данного столкновения поднимается вопрос истинного и ложного просвещения: дореформенный порядок ограничен рамками духовной жизни - реформы второй половины XIX века концептуально ориентированы на Запад, что таит опасность идеализации чуждой национальной культуре цивилизации. Так Н.С. Лесков показывает, что просвещать русского человека надо в соответствии с временными изменениями, особенностями его конфессии и учета национально-бытийных основ. Историософская концепция в данном произведении находит свое отражение и на композиционном уровне: в «Демикотоновой книге» протопопа Туберозова в форме дневниковых записей раскрывается историческая картина России на примере частной жизни (с 1831 - 1865), тем самым границы повествования расширяются. В соответствии заметками Туберозова мы можем сделать вывод о жизни духовенства, его реакции на действия власти, отношении к полякам (Западу). Н.С. Лесков показывает, что национальная идея реализуется именно через жизнь и служение праведников.

В романе «Захудалый род» княгиня Протозанова выступает носителем праведнической идеи. Он убеждена, что потомки должны «беречь и по мере сил увеличивать добрую славу предков» и «не превозноситься в благоприятных обстоятельствах и не падать духом в противных», она приготовляла своих детей «к умению с достоинством жить в счастье и несчастье» [1, с. 95 ]. Н.С. Лесков утверждал, что одна из серьезнейших бед России — это «наша поразительная... забывчивость». Изучение русской истории, полагал писатель, должно помочь уяснить современникам то, «чего следует опасаться и с чем надо соразмерять свои желания» [4, с. 221 ]. История одна из концептуальных основ Русского мира. Задача праведника уберечь историю, сохранить недвижимые ценности.

Историософская идея Русского мира, связанная с целостным представлением о всеобщей связи человека и государства, раскрывается на примере рода Протозановых. Через призму частной жизни показано  «захудание» рода (дворянский род к концу XIX потерял свое значение на «плацдарме» общественной жизни, экономическое господство перешло в руки начинающих буржуа) аналогично закату одной цивилизации и приходу другой. Именно момент их заката выступает переходом на качественно новый виток исторического развития.

В связи с этим Н.С. Лесков дает дворянству неоднозначную оценку. С одной стороны, оно является маркёром эпохи, несет в себе исторический концепт: дворянство – цвет нации. Это стержневой элемент общественного устройства XIX века. Так, Варвара Никаноровна происходила из скромного рода, но из честного (говорящая фамилия Честунова). С другой стороны, дворянские гнезда являются закостенелым и отстающим элементом, а само дворянство утратило истинные ценности, выделявшие их из общества в целом. Именно эти ценности защищал Дон-Кихот Рогожин, ввиду чего прослыл чудаком среди «засидевшегося» дворянства. Необходимо развивать данный социальный слой общества, сохраняя вечные ценности русского народа: семью, единство, историю предков.

Единственным хранителем русской культуры в романе «Захудалый род» и романе – хронике «Соборяне» являются Савелий Туберозов и княгиня Протозанова, не нашедшие в своих умственных исканиях понимания и поддержки даже в кругу самых близких людей. Отец Савелий потому и пишет свои «нотат-ки», что ему не с кем поделиться мыслями. В молчании завершает свою жизнь Протозанова [ 4, с. 232 ].

Праведники несмотря на отсутствие поддержки сохраняли в себе человеческие качества, христианскую смиренность. Так, Туберозов и Протозанова, умеющие и любящие общаться с людьми противоположных воззрений, доброжелательно-терпимые к мнениям, которые не совпадают с их собственными, предстают как носители высокой культуры интеллектуального общения, как люди, обладающие возможностью взаимообогащающего диалогического контакта, творческого сопряжения «своего» с «чужим». Так, отец Савелий жаждет вступить в свободный диспут с раскольниками, против чего восстает опасливое церковное начальство, а в своих записках выступает поборником гласности. Протозанова не уклоняется от споров на нравственно-религиозные темы с влиятельной графиней Хотетовой, полагая, что с людьми иных воззрений, в том числе и с противниками, подобает вступать в открытый и прямой разговор [ 4, с. 243 ].

Как мы видим, идея праведничества является центральной в историософской концепции Русского мира. Она раскрывает особый синтез русского народа: духовное и социальное. Ее носители (праведники) выступают защитниками русскости и национальной самобытности, хранителями историко-философского прошлого России. Праведники в глазах Лескова — «своего рода маяки». Память о них, полагает писатель, способна «воодушевить угнетенного человека, сообщить его душе бодрость» и даже «спасти его» [4, с. 242 ].

 

Список литературы:
1. Лесков Н.С. Захудалый род// Лесков Н.С. Собрание сочинений в 11 томах. Т 5/ Составление и общ.ред. В.Г. Базановой, Б.Я. Бухштаба, Л.Н. Груднева, С.А. Рейсера, Б.М. Эйхенбаума. – М., 1956 – 1958. – 517 с.
2. Лесков Н.С. Соборяне// Лесков Н.С. Собрание сочинений в 11 томах. Т 4/ Составление и общ.ред. В.Г. Базановой, Б.Я. Бухштаба, Л.Н. Груднева, С.А. Рейсера, Б.М. Эйхенбаума. – М., 1956– 1958. – 517 с.
3. Тарасов А.Б. Праведничество. Энциклопедия гуманитарных наук №3. 2007. – 260 с. 
4. Хализев В.Е. Ценностные ориентации русской классики. –  М.: «Гнозис», 2005. – 432 с.
5. Худякова Е. В. Лесковская концепция праведничества и традиции старчества. Ярославский педагогический вестник №2. 2003. – 167 с.